Николай Касимов: "Очевидный успех нашей деятельности - появление Дня географа"

Фото: пресс-служба РГО
Фото: пресс-служба РГО

Почему Земля круглая? Кама впадает в Волгу или Волга в Каму? По какому атласу лучше учиться, чтобы потом не заблудиться в трёх соснах? Всеми этими вопросами занимается Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Наследница комиссии, существовавшей до революции, она воссоздана в 2013 году. Об итогах её деятельности за последнее пятилетие мы узнали у председателя Комиссии Николая Касимова и его заместителя Александра Лобжанидзе.

Разработка концепции развития географического образования в России началась в 2015 году, а в 2018 году её утвердили на заседании коллегии Министерства просвещения РФ. Почему возникла необходимость в такой концепции и как обстоят дела с её реализацией?

Николай Касимов: Мы прикладываем большие усилия к тому, чтобы география заняла достойное место среди школьных предметов. Это важно, прежде всего, с точки зрения национальной идентичности: наряду с русским языком, литературой и историей, география позволяет нам осознать себя как нацию. Для этого необходимы языковая, историческая и географическая картины мира, на основе которых строится система ценностей, кругозор, профессиональная деятельность и многое другое.

8.jpg

Первый Вице-президент РГО Николай Касимов. Фото: пресс-служба РГО
Первый Вице-президент РГО Николай Касимов. Фото: пресс-служба РГО

Александр Лобжанидзе: Сейчас идёт обсуждение новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта, текущий вариант требует изменений, в том числе, и в соответствии с концепцией географического образования. Мы скорректировали требования по предмету с учётом сформулированных в ней подходов, прежде всего, системно-деятельностного. При разработке содержания новых КИМ ЕГЭ и ОГЭ, по возможности, сделать задания практико-ориентированными, учитывающими основные направления концепции территориального развития России и других национальных проектов, содержание которых непосредственно связано с географией, таких как "Демография" и "Экология".

Некоторые достижения Комиссии за последние пять лет

  • Разработан проект концепции развития географического образования в Российской Федерации, утверждённый впоследствии Министерством просвещения Российской Федерации. Разработан план по реализации концепции.
  • Подготовлены предложения о расширении списка специальностей и направлений подготовки, при приёме на которые требуется сдавать ЕГЭ по географии. По итогам работы был утверждён перечень вступительных испытаний при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет), согласно которому, начиная с 2020 года, география в качестве одного из обязательных испытаний на выбор вузов вводится для 12 новых специальностей.
  • Проведена географическая экспертиза линеек школьных атласов и контурных карт по географии от издательств "БИНОМ. Лаборатория знаний" и "Дрофа" с 5 по 11 классы.
  • При участии Комиссии подготовлен проект профессионального стандарта "географ".
  • При участии Комиссии подготовлены предложения по установлению почётного звания "Заслуженный географ Российской Федерации" и Дня географа, которые легли в основу соответствующих правовых актов, утверждённых в 2019 и 2020 годах.
  • Воссоздана Фенологическая сеть РГО — сеть наблюдателей за природой, организованная отделом статистики РГО ещё в 1848 году. Создан фенологический портал РГО, выпущено мобильное приложение "Феносеть РГО".
  • По инициативе Комиссии реализованы десятки образовательных проектов по всей стране — школьные экспедиции, географические олимпиады, летние школы, молодёжные слёты, съезды учителей географии, профильные смены в международных и всероссийских детских центрах. В 2020 году впервые организован всероссийский конкурс "Лучший учитель географии".

img_3688_0.jpg

Член Учёного совета РГО Александр Лобжанидзе. Фото: пресс-служба РГО
Член Учёного совета РГО Александр Лобжанидзе. Фото: пресс-служба РГО

В мае 2019 года Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам популяризации географии. Есть ли какие-то показатели, позволяющие судить, насколько сейчас популярен предмет?

Александр Лобжанидзе: Прежде всего, популярность предмета показывает количество участников экзаменов ОГЭ и ЕГЭ по географии. Востребованность предмета доказывает и количество желающих сдать основной государственный экзамен по географии: у нас географию выбирают примерно 400 тыс. учащихся, это второй результат после обществознания. В прошлом году многие школьники приняли участие в ВПР по географии, и это хороший показатель.

Сегодня планируется перевести экзамены в электронный формат, чтобы практически исключить при проверке человеческий фактор. В этом году мы подготовили задания ОГЭ в электронном формате для Москвы, проиллюстрировав значительную часть вопросов.

img-2545.jpg

Географический диктант – 2017 в Хабаровском крае. Фото предоставлено Хабаровским краевым отделением РГО
Географический диктант – 2017 в Хабаровском крае. Фото предоставлено Хабаровским краевым отделением РГО

А как обстоит дело с ЕГЭ по географии?

Александр Лобжанидзе: Мы ежегодно меняем содержание ЕГЭ в соответствии с государственными требованиями для текущей модели образования и для перспективной модели, которая должна выйти в 2022 году. Учащиеся должны продемонстрировать работу с разнообразными источниками информации — для этого мы добавили задания нового уровня. Текстовые задания включают много тем, связанных с российской идентичностью и достижениями России, например, про ледокольный флот, освоение Северного морского пути и т. п. Есть тексты, связанные с решением крупных природных и хозяйственных проблем на территории России, подобранные в контексте практико-ориентированной концепции.

Чтобы обеспечить подготовку к ЕГЭ на должном уровне, мы проводим работу с учителями: методические семинары в регионах, ежегодные семинары ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) и пр. В 2020 году число сдающих ЕГЭ по географии приближается к 17 тыс. человек, это несколько ниже, чем обычно. Чтобы ЕГЭ по географии стал популярным, нужно, чтобы этот экзамен был востребован при поступлении в вузы, а это направление тоже требует работы.

10.jpg

Заседание Молодёжного интеллектуального клуба РГО. Фото: пресс-служба РГО
Заседание Молодёжного интеллектуального клуба РГО. Фото: пресс-служба РГО

Николай Касимов: Чтобы дети захотели сдавать географию, необходимо расширить количество специальностей, где бы требовались вступительные испытания по этому предмету. Эта задача входит в перечень поручений Президента. Я считаю важным достижением, что при поступлении на специальности, связанные с экономической безопасностью и военной специализацией, теперь будет необходимо сдавать географию. В частности, со следующего года география введена как вступительный экзамен по специальности "тыловое обеспечение". Во время войны в этой сфере работали именно географы и геологи — решали инженерные вопросы, задачи обеспечения и т. д.

Но экзаменационные предметы определяют вузы, и с этим связаны определённые сложности. Например, в 90-е годы, поступая на одну из экономических специальностей, было необходимо сдавать географию. Сейчас вместо неё требуются другие предметы, например, в МГУ это иностранный язык. Конечно, экономистам его нужно знать. Но в качестве входа в систему высшего образования география была бы уместнее. Для поступления на специализации, связанные с туризмом, сейчас сдают историю. А ведь для профессионалов в этой области география необходима. То же касается и экологического образования — экологам нужна не только биология, но и география. Для междисциплинарных направлений вообще зачастую нужно знать и то, и другое. На мой взгляд, ничего страшного не будет, если сдавать два специализированных экзамена — историю и географию или биологию и географию и т. п.

5-26.jpg

Участник смены РГО "Мир открытий". Фото: пресс-служба ВДЦ "Орлёнок"
Участник смены РГО "Мир открытий". Фото: пресс-служба ВДЦ "Орлёнок"

Александр Лобжанидзе: С 2020 года география вводится в качестве одного из обязательных экзаменов на выбор вузов для 12 новых специальностей, в том числе для нефтегазового дела, экономики, международных отношений, государственного и муниципального управления и туризма. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно!

Николай Касимов: В наше время стандарты образования должны быть привязаны к профессиональным стандартам. При этом специализации "географ" на данный момент попросту нет. Благодаря тому, что в перечне поручений Президента была задача, связанная с включением в общероссийский классификатор группы занятий "географы", мы начали работу по созданию соответствующего профессионального стандарта. Организовали анкетирование, в котором приняли участие 413 представителей юридических лиц и 1021 физическое лицо, по его итогам создали функциональную карту и зарегистрировали уведомление о разработке профессионального стандарта "географ" в 2020 году, подготовили проект профстандарта "географ" и провели профессионально-общественное обсуждение.

Процесс идёт, уже подготовлены проекты документов о включении профстандарта в общероссийский классификатор видов экономической деятельности и продукции по видам экономической деятельности и в общероссийский классификатор занятий. Надеемся, что ещё до конца года стандарт будет принят. Пока мы охватили только несколько видов географической деятельности, но думаю, протоптав эту тропинку, сможем добавить и другие.

shpigel.jpg

Учебно-тренировочные сборы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Фото: Алексей Наумов, Дмитрий Богачев
Учебно-тренировочные сборы Всероссийской олимпиады школьников по географии. Фото: Алексей Наумов, Дмитрий Богачев

Насколько я знаю, в сферу деятельности Комиссии входит и экспертиза учебников. С чем связана необходимость отслеживать их уровень?

Николай Касимов: По закону об образовании учебники обновляются раз в пять лет. И если география в своей природной части относительно стабильна, то экономико-демографические данные постоянно меняются, за этот срок они могут стать совсем другими. Поэтому автор должен существенно обновлять содержание в каждом новом издании, и нужно периодически проверять актуальность информации.

До недавнего времени в Устав Русского географического общества экспертная деятельность не была внесена, и мы не могли вести работу в этом направлении. Но в последние годы после соответствующего изменения Устава мы провели экспертизу двух линеек школьных атласов и контурных карт по географии от издательств "БИНОМ. Лаборатория знаний" (холдинг "Просвещение") и "Дрофа" с 5 по 11 классы. По результатам этой работы были актуализированы сведения, указанные на картах, в атласы издательства "Дрофа" добавлены иллюстрации из научного и фотоархива РГО.

Александр Лобжанидзе: Когда в 2018 году Минобрнауки сократило федеральный перечень пособий по географии, учителя обратились с открытым письмом к Президенту Русского географического общества Сергею Кужугетовичу Шойгу и попросили, чтобы экспертизу взяли на себя именно специалисты РГО. В итоге значительную часть учебников восстановили в федеральном перечне.

img_6395.jpg

Книги из серии "Великие русские путешественники", издаваемые РГО и "Евроцемент груп". Фото: пресс-служба РГО
Книги из серии "Великие русские путешественники", издаваемые РГО и "Евроцемент груп". Фото: пресс-служба РГО

И как у нас преподают географию, на достаточно высоком уровне? Есть какие-то способы это проверить, кроме экзаменов?

Александр Лобжанидзе: В этом году у нас впервые пройдёт конкурс "Лучший учитель географии", организованный Русским географическим обществом и Ассоциацией учителей географии, вот тогда и узнаем.

Ещё мы считаем одним из достижений программу олимпиад, которую активно поддерживает Русское географическое общество. Участники российской сборной на протяжении ряда лет занимают места среди победителей и призёров международных олимпиад. В 2019 году впервые за долгую историю участия России и Советского Союза в олимпиадах международного уровня наш участник стал абсолютным победителем, сейчас он студент 2-го курса географического факультета МГУ. Это один из объективных показателей уровня подготовки по географии в нашей стране.

10_foto_ekaterina_rudzyanskaya.jpg

Как сдать ОГЭ по географии. Фото: Екатерина Рудзянская
Как сдать ОГЭ по географии. Фото: Екатерина Рудзянская

Как РГО поддерживает программу олимпиад?

Александр Лобжанидзе: При грантовой поддержке РГО проходит организация сборов национальной команды при подготовке её к международной олимпиаде, закупка оборудования, необходимого для проведения полевого тура на Всероссийском этапе, методическая работа, публикация материалов международных олимпиад.

Кроме того, по инициативе Комиссии и при грантовой поддержкой РГО создаются региональные центры по географическому образованию. В Москве программа олимпийской подготовки по всем предметам ведётся в центре педагогического мастерства, и сейчас 40 % мест на олимпиадах приходится на долю московских школьников, поскольку в регионах этим занимаются только отдельные энтузиасты. Надеемся, что созданные при поддержке РГО региональные центры позволят сократить разрыв и дадут возможность большему количеству детей проявить себя.

igeo_aleksei_naumov.jpg

Победители Международной географической олимпиады iGeo. Фото: Алексей Наумов
Победители Международной географической олимпиады iGeo. Фото: Алексей Наумов

Какие ещё интересные проекты в сфере образования получили грантовую поддержку РГО?

Александр Лобжанидзе: Во-первых, при поддержке РГО ведётся реализация регионального компонента курса географии. В течение двух лет мы планируем осуществлять грантовую поддержку портала "Регионоведение России", чтобы субъекты РФ могли представить свои региональные учебники, а также проекты учителей и школьников по изучению географии родного края.

Во-вторых, в последние годы выделялись гранты на видеофильмы, связанные с географией России. В-третьих, это серьёзная программа поддержки профильных смен в наших базовых лагерях — "Орлёнок", "Артек", "Океан" и "Смена". В одном только "Артеке" в прошлом году было 300 человек.

11.jpg

Николай Касимов на смене РГО "Мир открытий". Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО
Николай Касимов на смене РГО "Мир открытий". Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Значит, можно с уверенностью сказать, что интерес к географии в России растёт?

Александр Лобжанидзе: Здесь достаточно яркий индикатор — Географический диктант, который регулярно проводит РГО: количество участников с каждым годом увеличивается, а их результаты улучшаются.

Николай Касимов: Я бы также упомянул конкурс "Лучший гид", который проводит РГО. Он заметен в общероссийском формате и играет важную просветительскую роль.

00_4.jpg

Участники Географического диктанта - 2018 на центральной площадки акции в МГУ имени М.В. Ломоносова в Москве. Фото: пресс-служба РГО
Участники Географического диктанта - 2018 на центральной площадки акции в МГУ имени М.В. Ломоносова в Москве. Фото: пресс-служба РГО

Очевидный успех нашей деятельности — появление Дня географа, который будет отмечаться 18 августа. Другой значимый показатель — на государственном уровне появилось почётное звание "Заслуженный географ Российской Федерации", которое было утверждено в конце 2019 года. Это уже не наши внутренние достижения, о которых знаем только мы, но общественное признание. И это мне кажется очень важным.