В краю соляных куполов и сайгаков

На подступах к затерянному миру Аралсора. Фото: Сергей Левыкин
На подступах к затерянному миру Аралсора. Фото: Сергей Левыкин

Степная экспедиция РГО работала с 19 по 23 августа совместно с учеными Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова в Западно-Казахстанской области. Это Северный Прикаспий – самое сердце края соляных куполов, соров и сайгаков.

Эти места считаются классическими аридными территориями с крайне неблагоприятными природными условиями и условиями ведения сельского хозяйства. Действительно, пустынный климат, соль, абсолютно пустынные такыры, соры и хаки на первый взгляд могут показаться унылыми и малопригодными для туризма и землепользования, но при более глубоком взгляде географа и проникновении в суть закономерностей живой природы открывается обратное.

Во-первых, вершина соляного купола Аралсор (одноимённое солёное озеро) - невероятно красива как со стороны берега, так и со стороны утёса. Необычное сочетание кристаллов ярко-белой соли, розовых оттенков кристаллов и воды создают красочную картину.

Во-вторых, в 2024 году, как и везде в Заволжье, в этом регионе наблюдался паводок выше среднего, вследствие чего река Ащеозек дошла до озера. Она занесла с собой не только рыбу, но и остатки пустынно-степной растительности, которая в течение последующих месяцев покрылась кристаллами солей и превратилась в невероятные природные изваяния фантастических форм, оттенков, напоминающие земных и неземных существ, сталактиты, кораллы и прочее.

В-третьих, по собственным полевым наблюдениям, по опросам сотрудников егерской службы и местных жителей возникает убеждение о том, что соры играют для сайгака исключительно важную роль. Возможно, соры используются сайгаками в гигиенических целях. Кроме того, обширные соры – это безопасное пространство с идеальным обзором: сайгак может расслабиться и даже лежать днём. В перспективе эти закономерности будут более детально изучены учеными и вполне возможно, что быстрое возрождение волго-уральской популяции сайгака обусловлено не только благоприятной кормовой базы, но, в том числе, наличием целой системы соров, располагающихся на междуречье Ащеозека и Малого Узеня.

В-четвёртых, были обследованы практически все соры упомянутого междуречья, в том числе с использованием квадракоптеров казахстанскими коллегами. Это позволило уточнить очертания береговой линии, а также размеры и конфигурацию нескольких соров. Особенно интересны соры с островами и валами.

photo_5359555402687176625_y.jpg

Аралсор. Фото: Сергей Левыкин
Аралсор. Фото: Сергей Левыкин

В-пятых, обследуемый регион относится к подзоне южных полупустынь и северных пустынь, но т.к. минимум два последних года относительно влажные, практически всё межсоровое пространство густо покрыто мятликом. Периодически встречаются обширные богарные сенокосы, явных признаков деградации пастбищ сайгаком или домашним скотом не выявлено.

Таким образом, южное междуречье Ащеозека и Малого Узеня – это далеко не безжизненное выжженное солнцем угрюмое пространство, а крайне живописный и по-своему уникальный мир, где поддерживают друг друга ландшафтные титулы неживой природы (соры) и живой природы (сайгак). По итогам экспедиции ученые планируют провести обобщающие исследования по оригинальной методике систематизации и классификации соров от крупных солянокупольных к меньшим с островами, валами и грядами.

Отдельное наблюдение проводилось на северной окраине озера Аралсор, где ещё в советское время были пробурены скважины с минерализованной водой. Они до сих пор выделяют минерализованную воду, которая разливается поверх солей и грунта, опресняя сплошное соляное покрытие. Создаётся уникальный тростниковый рефугиум. При приближении к этому затерянному миру удалось зафиксировать четырёх волков, которые спешно покинули убежище.

Таким образом, затерянные миры – это некая изоляция или еще мало изученная труднодоступность. Это главные условия возникновения затерянных ландашфтных комбинаций. В данном случае элементы пресноводного тростникового озера стали затерянными из-за окружения соляными местностями и сором. В результате сложился природный рефугиум для барсука, волка, водоплавающей дичи. Удалось недалеко от камышовых зарослей подобрать и спасти лысуху, умиравшую в окружающем соляном растворе. Ее отловили, очистили от соли и выпустили в первый попавшийся пресный водоём за десятки километров.