С 26 по 30 августа в Кыргызской Республике, города Чолпон-Ата на северном берегу озера Иссык-Куль состоялся Международный конгресс «Проблемы совершенствования управления природными и социально-экономическими процессами на современном этапе. Экологическая и техносферная безопасность промышленных регионов» (IV Уральский экологический форум).
Организаторами конгресса выступили Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, Уральский государственный горный университет, Кыргызское географическое общество, Русское географическое общество, Кыргызско-германская профессиональная школа, Институт экономики УрО РАН, Свердловское областное отделение Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, Институт геологии НАН КР, НИЦ по экологии и окружающей среды Центральной Азии, ООО «НПФ «Резольвента»
В работе конгресса приняли участие 60 участников, в том числе представители региональных органов управления, научных учреждений, производственно-технических предприятий, компаний и фирм, осуществляющих управление экологической безопасностью.
На конгрессе были представлены 30 докладов и сообщений из 4 стран (Кыргызстан, Россия, Казахстан, Германия).
Тематика конгресса затронула широкий спектр экологических, технологических и экономических проблем: состояние промышленных регионов, проблемы водоснабжения и водоотведения, мониторинга, экономико-правовые вопросы, влияние экологических факторов на условия жизни и здоровье населения.
I. Участники конгресса, обсудив представленные доклады и сообщения отмечают:
1. Процессы глобализации мировой экономики, сопровождаются усилением техногенной нагрузки на природную среду интенсивно развивающимся производством с сырьевой направленностью, что приводит к углублению существующих экологических проблем и ухудшение качества жизни населения.
2. Причинами экологической деградации глобальных общественных благ (природных компонентов окружающей среды) являются: технократическая ориентация технологического и экономического развития, отсутствие государственной стратегии медико-экологической безопасности, низкая экологическая и правовая культура, неэффективность рыночных механизмов, коррупция системы управления. Экономика переходного типа имеет слаборазвитые законодательные механизмы для правовой оценки экологических выгод и ущербов, а так же механизмы их регулирования.
3. Приоритетной задачей решения экологических проблем остаётся регулирование межгосударственных и межрегиональных проблем природопользования. Недостаточная согласованность действий по природопользованию, недостаточно развитая организационно-экономическая и правовая база регулирования природопользования в межрегиональном и межгосударственном аспектах, в настоящее время стали препятствием гарантированного удовлетворения потребностей экономики, населения в природных ресурсах.
4. Приоритетными направлениями обеспечения экологической безопасности в промышленных регионах, являются:
1) совершенствование законодательной базы в части: технического регулирования экологической безопасности (экологического нормирования), установления простых, понятных и контролируемых норм и правил с обеспечением ответственности за их выполнение, экономического стимулирования природоохранной деятельности, в том числе установления адекватных ставок экологических платежей, соответствующих наносимому экологическому ущербу.
2) совершенствование системы государственного регулирования через разделение функций и полномочий органов управления с повышением их ответственности, а так же резкое улучшение профессиональной подготовки кадрового состава за счет систематического повышения компетенции и профессионализма специалистов, принимающих решения в управлении окружающей средой;
3) развитие и финансовое обеспечение межгосударственных программ, направленных на охрану окружающей среды, предотвращение нанесения экологического ущерба окружающей среде и реабилитации территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности;
4) развитие единой системы экологического мониторинга, международный и внутригосударственный обмен экологической информацией, расширение межгосударственных проектов экологической направленности.
5) расширение системы научных исследований в рамках разрабатываемых проектов в части охраны окружающей среды и экологической безопасности с обязательным их авторским сопровождением.
II. В целях обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и здоровья населения на экологически неблагополучных территориях, участники конгресса рекомендуют органам государственного управления:
1. Гармонизировать и систематизировать законодательную базу в сфере экологии и природопользования.
2. Восстановить раннее существующую систему целевых экологических фондов на федеральном, региональном уровнях и уровне предприятий для природоохранной деятельности за счет дохода (выручки) предприятий не менее 4-5% без права расходования этих средств на иные цели.
3.Разработать и законодательно утвердить в установленном порядке методику оценки эффективности работ по обеспечению экологической безопасности работы предприятий.
4. Усилить научно-исследовательские, технико-экономические и опытно-конструкторские работы и исследования в направлениях повышения экологически эффективной и экологически безопасной добычи и переработки минерального сырья, использования вторичных минеральных ресурсов, рекультивации нарушенных земель, геоэкологических проблем промышленно развитых регионов.
5. Улучшить организацию мониторинга и контроля за воздействием на природную среду промышленного производства.
6. Разработать меры материального и иных видов стимулирования предприятий, успешно решающих экологические проблемы.
7. Рекомендовать внедрение методов ландшафтного планирования в практику экологической и природоохранной деятельности.
8. Для повышения эффективности рекультивации нарушенных земель необходим мониторинг и комплексная оценка процессов формирования современной ландшафтной структуры в районах добывающей промышленности для выявления тенденций динамики и эволюции ПК.
9. Разработать государственную систему реабилитации территорий, на которых имеются объекты, сформированные в результате работы предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых: хвостохранилища, отвалы, законсервированные шахты, затопленные карьеры и т.д.
10. В качестве оператора для выявления и дальнейшего использования бесхозных отходов производства определить орган исполнительной власти субъекта Республики (области, края) в лице Министерства природных ресурсов и экологии.
Заключение
1. Представленные на конгрессе выступления и состоявшиеся дискуссии подтвердили актуальность экологических проблем, связанных с усилением антропогенного воздействия на природные объекты.
2. Итоги конгресса свидетельствуют о сохранении интереса международных и национальных организаций, органов управления, предприятий, компаний и фирм к этому регулярно проводимому мероприятию.
3. Считая, что проведение данного мероприятия служит развитию межотраслевых, межгосударственных связей, распространению передового опыта, информированию общественности о состоянии окружающей среды, пропаганде передовых достижений в области ресурсосбережений, участники мероприятия поддерживают сложившуюся традицию регулярного проведения Международный конгресс «Проблемы совершенствования управления природными и социально-экономическими процессами на современном этапе. Экологическая и техносферная безопасность промышленных регионов» (IV Уральский экологический форум).
4. Участники конгресса пришли к единому мнению о целесообразности создания регионального отделения Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) в Кыргызстане на базе Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.
5. Конгресс поддерживает инициативу ректора КГУ им. И.Арабаева профессора Т.А. Абдырахманова о проведении Международной конференции «Вклад Русского географического общества в изучении территорий Кыргызстана и Центральной Азии», посвящённой 175-летию Русского географического общества.
6. Конгресс поддерживает инициативу представителей региональных отделений Русского географического общества (Свердловского, Пермского, Оренбургского) по активизации сотрудничества между Русским и Кыргызским географическими обществами.