Офицеры удачи: как экспедиция на Земле Франца-Иосифа идёт по следам пропавших экспедиций

Фото: Леонид Круглов
Фото: Леонид Круглов

В Арктике наступила зима. Комплексная экспедиция Северного флота при участии Центра Русского географического общества на Северном флоте, научной и медиагруппы РГО по изучению Земли Франца-Иосифа близится к логическому завершению. Учёные обследовали предполагаемое место захоронения полярника Георгия Седова, нашли страшное подтверждение медвежьего каннибализма и обследовали лагерь американской экспедиции Циглера. Что удалось найти? Можно ли пить кофе из вековых зёрен? И почему "закон Арктики" несопоставимо жёстче "закона джунглей"? Обо всём этом рассказал руководитель медиагруппы РГО с Земли Франца-Иосифа Леонид Круглов.

– Леонид, какая сейчас погода на островах архипелага Земли Франца-Иосифа?

– Погода окончательно испортилась, наступила зима. Падает снег, он уже не тает и закрывает островки хилой зелени, которые мы видели месяц назад. Стоят минусовые температуры, сильный ветер, шторма. Всё меньше "окошек" для намеченных исследований. Уже сейчас понятно: из-за плохой погоды не удастся осуществить весь спектр исследований, но есть хорошие зацепки для будущих экспедиций.

Согласно прогнозу погоды, с севера на Землю Франца-Иосифа заходят льдины. Ледовая обстановка становится всё более сложной, айсберги закрывают проход. Мы смещаемся южнее и работаем там, где ещё возможно.

– Удалось ли вашей группе обследовать мыс Аук? При прошлой нашей связи вы сказали, что это вероятное место захоронения Георгия Седова.

– Нам всё-таки удалось высадиться на место предполагаемого захоронения лейтенанта Седова. В 1914 году он шёл, чтобы исполнить данное Гидрографическому обществу слово – достичь Северного полюса или погибнуть. К слову, достигнуть цели у оборванных больных полярников спустя две зимовки в Арктике уже не было никаких шансов.

Георгий Седов о своей экспедиции к Северному полюсу:

"Горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись ещё во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить честь открытия за Норвегией и Северного полюса. Он хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг..."

Его взялись сопровождать два матроса – Александр Пустошный и Григорий Линник. На 18-й день пути, 20 февраля 1914 года по старому стилю, он умер от жесточайшей пневмонии. Спутники, которые не разбирались в навигационных приборах, развернулись в обратную сторону. То, что они дошли до людей, – большая удача.

Сначала тело лейтенанта Седова они волокли в санях за собой – как товарища и желая исключить любые подозрения в его убийстве. Но потом голодные собаки начали обгладывать тело Седова, а Пустошный и Линник так ослабли, что тащить по пересечённой местности сани с покойником стало невмоготу. Они взяли документы и письма Седова, его дневник, укрыли флагом, который он хотел водрузить на Северном полюсе, парусиновыми мешками и заложили тело камнями. Поверх ледяного склепа поставили крест из лыж.

Рядом с телом хозяина осталась одна из собак – Фрам. Линник с Пустошным не смогли её поймать и оставили небольшой запас еды, в надежде, что пёс их догонит. Но Фрам не стал их догонять. С могилы они взяли три камня: для себя и супруги капитана.

Долгие годы исследователи спорят о том, где же на самом деле похоронили Седова? Матросы считали, что тело лейтенанта они оставили на мысе Бророк острова Рудольфа, но по описанию он никак не подходил, позднее учёные пришли к выводу, что мыс Аук – последнее пристанище мятежного лейтенанта.

Мы обследовали место его предполагаемого захоронения. Хотя неправильно говорить, что это "место захоронения": судя по дневниковым записям матросов, они не копали могилы, а оставили тело на льду. Думаю, многие годы поисков не дают результатов потому, что, с большой долей вероятности, за сто лет склон вместе с тем, что на нём было, просто смыло. Кстати, часть предметов, которые связаны с именем Седова, нашли в 30-е годы. Склон не позволяет ничему на нём задерживаться, он покатый. В шторма даже знаки, установленные в память об экспедиции, смыло в океан.

Тем не менее на мысе Аук мы нашли несколько костей, похожих на человеческие, которые отдадим на экспертизу, едва доберёмся до Большой земли.

Была на этом мысе и ещё одна сложность – невозможно работать с металлоискателем. Каждый камень, вся скала звенит из-за большого содержания металла. Поэтому какие-то интересные артефакты, связанные с пребыванием здесь человека, найти не удалось.

– Случались ли какие-то новые контакты с дикими животными?

– После наших приключений с белыми медведями на мысе Гранта и Земле Александры, о которых я вам рассказывал в прошлом интервью, мы думали, что двухметровые умки – самые опасные хищники. Оказалось, что не так страшны медведи, которых мы фактически везде встречаем, но постоянно благополучно отгоняем, как страшны моржи.

Высадка на мысе Геллера едва не закончилась трагедией. Мы плыли на резиновой лодке, которая состоит из множества независимых друг от друга секций. Внезапно, метрах в 200 от берега нас атаковала моржиха, которая, видимо, защищала от нас своих моржат. Мы случайно оказались рядом с ними при попытке высадки на берег. Сначала она проколола носовую секцию. Мы решили, что наткнулись на льдину. Пока разбирались, что к чему, моржиха переплыла к другому краю лодки и проколола ещё одну секцию, как раз ту, где сидел я.

Лодка стремительно сдувалась. Мы стали шугать беспокойную мамашу вёслами. Кое-как на одном баллоне, вычерпывая ледяную воду из лодки, доплыли до берега. Хорошо, сообщили  по рации на корабль, что у нас такое ЧП! К берегу окольными путями к нам пришла лодка с основного судна. А так – имели все шансы утонуть или стать местными робинзонами. К счастью, всё закончилось благополучно, мы добрались до берега.

Штурман Альбанов писал в своём дневнике 100 лет назад, что его группа на  каяках несколько раз подвергалась нападению моржей. Мы отнеслись к этой записи легкомысленно, не думали, что и в наше время так происходит.

– Ничего себе! Прямо "закон джунглей"!

– Могу сказать, что закон джунглей гроша ломаного не стоит в сравнении с "законом Арктики". Здесь гораздо критичнее условия выживания, меньше кормовая база, а следовательно, и животные гораздо опаснее и для человека, и друг для друга.

На днях мы нашли растерзанное тело белой медведицы. Заместитель директора нацпарка "Русская Арктика", биолог Иван Мизин обнаружил рядом с ней радиоошейник. Учёные длительное время наблюдали за этим животным, пока полгода назад ошейник не перестал подавать сигналы. По всем приметам её убил и съел более крупный медведь-самец. В период бескормицы животные ведут себя очень и очень агрессивно. Медведица шла с двумя медвежатами, самец решил их съесть, мать заступилась и сама стала жертвой. Что стало с медвежатами, неизвестно, но можно предположить, что их судьба тоже печальна.

Ранее: В Арктике обнаружили уникальные артефакты, связанные с пропавшими экспедициями.

– В Арктику только в начале ХХ века разными странами было отправлено более 20 полярных экспедиций. Удалось обнаружить их следы?

– За последнюю неделю у экспедиционной группы было несколько высадок, связанных с историей исследования первых экспедиций, которые пытались пройти на Северный полюс. Мы исследовали несколько стоянок так называемой экспедиции Циглера, это экспедиция 1903–1905 годов, организованная американцами, целью которой было покорение Северного полюса. Несмотря на то что экспедицию тщательно готовили, у американцев ничего не вышло. Стоянки были солидно оборудованы, сюда привезли лаек и пони: мы нашли на месте стоянок скелеты и черепа этих животных. Нашли большие запасы консервных банок – конечно, все эти банки уже сгнившие, но видно, что к экспедиции серьёзно готовились.

Полярная экспедиция Циглера (Полярная экспедиция Фиала)

Американский миллионер, один из основателей Королевской химической компании, производившей порох, Уильям Циглер мечтал увековечить своё имя географическим открытием. С этой целью он снарядил несколько арктических экспедиций.

В 1901 году на его деньги была организована норвежско-американская экспедиция во главе с Ивлином Болдуином на судах "Америка" и "Фритьоф". Цель её – достижение Северного полюса с архипелага Земля Франца-Иосифа. Экспедиция была щедро оснащена и, казалось бы, имела все шансы на успех, однако потерпела фиаско. Не приступив к выполнению своих задач, участники разделились на два враждующих лагеря. В такой обстановке начинать движение к полюсу было бессмысленно.

В 1903 году Циглер организовал новую, не менее богатую экспедицию во главе с американцем Энтони Фиала, бывшим кавалеристом, фотографом экспедиции Болдуина. Цель её – та же.

В экспедиции числилось 39 человек, в том числе четверо научных работников. Основное ядро составляли американцы; норвежцев было только трое. Фиала вышел из Норвегии в июле 1903 года на судне "Америка". На борту корабля были 218 ездовых собак и 30 пони.

Базу организовали в бухте Теплиц на острове Рудольфа. Открытая с севера, она была совершенно не защищена ото льда. Фиала полагал, что из бухты Теплиц легче всего достичь полюса, так как остров Рудольфа на Земле Франца-Иосифа наиболее выдвинут к северу.

В ноябре 1903 года судно "Америка", стоявшее во льдах бухты, унесло сильным штормом вместе с оторвавшимся от берега льдом. В течение трёх суток судно носилось по морю. Только на четвёртый день буря успокоилась, и "Америку" удалось привести в бухту на место прежней стоянки. Но эта коварная бухта стала роковой для судна.

Уже в декабре в результате напора льда в судне образовалась огромная течь. Участники экспедиции не могли на нём жить и высадились на берег. Здесь они установили привезённый с собой в разобранном виде домик. В конце января разыгрался ураган. В одну из январских ночей "Америка" исчезла. Затонуло ли судно на месте или его унесло в море и там оно погибло – неизвестно. На дно ушло 40 тонн продовольствия и 100 тонн угля.

К зиме 1904/05 года экспедиция оказалась разделённой на три отряда, зимовавших в разных точках архипелага: на острове Рудольфа, острове Нортбрук (мыс Флора) и острове Алджер. Санными маршрутами участники экспедиции обследовали центральную часть архипелага, занесли на карту острова Циглера, Чамп, Грили и Хейса и уточнили очертания нескольких, открытых ранее. Летом 1905 года всех участников доставило в Норвегию судно "Терра Нова". По результатам экспедиции был составлен и опубликован отчёт, в который вошли данные наблюдений земного магнетизма, полярных сияний, приливно-отливных течений, метеорологические и астрономические измерения, составлена карта архипелага.

Экспедиция Фиала не оправдала ни огромных средств, ни надежд финансировавшего её Циглера. Миллионер скончался, так и не узнав, что участники экспедиции спасены.  

Мы побывали на двух точках, где работала эта американская экспедиция. Потрясла сохранность строений, которые они там возвели, базового лагеря на мысе Геллера Земли Вильчека. И только вчера закончили работать на острове Алджера, где тоже находилась большая база. Мы обследовали лагерь экспедиции Циглера. Весьма любопытное строение, в котором люди провели целую зиму. По сути – компактная цитадель, выложенная из камней. Можно легко представить, как тут зимовали полярники, как выглядел их очаг, где находились лежанки. В этом доме жили двое норвежцев из группы Циглера – Фиала. Один из мужчин, кочегар "Америки" норвежец Сигурд Мюре, после продолжительной болезни умер в 1904 году, его могила находится рядом с домом.  

Внутри домика сохранилось много предметов, рассказывающих о быте первопроходцев: большое количество ложек, бочек, лодки – всё это неплохо сохранилось, вплоть до того, что мы нашли ящик с зёрнами кофе, самодельную сковородку для разогрева консервов, большое количество консервных банок. Много говорят про сохранность продуктов на Севере. Так вот – кофе пахнет, будто его только что распечатали, а значит, его можно пить. Нашли флакон, на котором написано "Мазь для болезни глаз". Здесь, на Севере, у полярников часто болели глаза: пробиваешься сквозь лёд, свет отражается от белой поверхности.  И чтобы глаза не резало, они капали это лекарство. Вообще, про всё обнаруженное не расскажешь. 

– Где сейчас находится экспедиционная группа? Какие планы на оставшийся срок?

– Сейчас мы проходим места, связанные с группой Альбанова. Напомню, он с 13 матросами покинул судно Георгия Брусилова "Святая Анна", застрявшее во льдах в 1912 году. Эту местность мы уже проходили две-три недели назад.  

Заканчиваем работу на Алджера, будем пытаться подойти к мысам Флора, Гранта и другие. Там проходила группа Альбанова, мы уже два раза подходили к этим местам, но это, наверное, самые сложные места на архипелаге: там постоянно штормит, сильный ветер и очень затруднена высадка. Кроме того, там уже лёг снег. Но, как гласит лозунг всех полярников: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" Мы хотим ещё раз осмотреть эти места.  

Подводных погружений пока, к сожалению, не было. Погода опасна для погружений, сложная ледовая обстановка. Вероятно, они будут перенесены на следующий год.

В любом случае мы везём в РГО интересную коллекцию предметов, интересные фото- и видеоматериалы.

Беседовала Наталья Мозилова