В Арктике учёные обнаружили уникальные артефакты, связанные с пропавшими экспедициями

Арктика. Фото: Леонид Круглов
Арктика. Фото: Леонид Круглов

Арктика всегда манила исследователей. Здесь люди искали дорогу в богатую Сибирь, мечтали о славе первопроходцев и надеялись открыть мифическую Землю Санникова. Вот уже 15 дней проходит беспрецедентная Комплексная экспедиция Северного флота при участии Центра Русского географического общества на Северном флоте, научной и медиагруппы РГО. Экспедиция достигла Земли Франца-Иосифа. Руководитель медиагруппы Леонид Круглов вышел на связь и рассказал нам о ходе проекта.

– Как погода на Земле Франца-Иосифа? Получится ли выполнить всё запланированное?

– В целом погода неплохая для ЗФИ (Земля Франца-Иосифа), летняя. Мы конечно мёрзнем. Можем, например, начинать экспедиционный день в солнечную спокойную погоду, а после обеда поднимается штормовой ветер. Несколько раз мы  меняли маршрут именно из-за активности холодного ветра. Но у нас с собой нормальное снаряжение, поэтому можно и на Северный полюс! Здесь очень профессиональный коллектив, мы постоянно используем несколько надувных лодок, лётную технику и специальные подводные дроны. Экспедиция очень серьёзно оснащена, и я думаю, что в ближайшее время нас ожидают очень интересные результаты.

– Как ваша группа готовилась к экспедиции?

Перед тем как исследовать северные земли, мы побывали в "Бухте Тихой", на нашей полярной станции и головной точке национального парка "Русская Арктика". Там нас снабдили интересными и редкими материалами, картами, которые нам позволяют сейчас рассчитывать на то, что экспедиция сможет удачно провести поиски. Прежде всего, дневниками и картами, связанными со шхуной "Святая Анна".

– Леонид, где вы побывали с начала экспедиции?

– Наша экспедиция прошла пролив Маточкин Шар, отделяющий Северный остров Новой Земли от Южного и соединяющий Баренцево море с Карским морем. Это очень интересное и редко посещаемое место. Здесь когда-то был полигон. И после этого мы переместились на Землю Франца-Иосифа, попали в двухдневный шторм, но уже почти две недели исследуем Землю Франца-Иосифа. Мы прошли вдоль и поперёк остров Вильчека. Именно с него когда-то началось открытие архипелага. На него в своё время высадилась австро-венгерская экспедиция, которую возглавлял Юлиус Пайер, и дал название всему скоплению островов.

Здесь мы нашли место захоронения одного из членов его экипажа. Наша экспедиция забралась на самую северную оконечность острова. Здесь, согласно дневникам Пайера, располагался специфический квадратный камень, с которой он обозревал открывшуюся перед ним панораму Земли Франца-Иосифа. Мы его нашли и увидели тот же самый пейзаж. Непередаваемые ощущения. Из-за того что своё путешествие он документировал очень подробно, мы проделали путь буквально по его следам и сделали интересные кадры.

Какие артефакты от предыдущих экспедиций вам с коллегами удалось обнаружить?

На острове Вильчека мы нашли несколько старинных гильз от ружей, которыми пользовались члены австро-венгерской экспедиции. Мы искали продуктовый склад, который они там оставляли. Однако за столько лет по острову прошли и учёные, и геодезисты, и военные, от склада ничего не осталось. На этом острове артефактов оказалось немного. А вот на мысе Флора было чему радоваться. Здесь когда-то спаслись несколько экспедиций, и мы нашли много артефактов, связанных с пребыванием на этом месте учёных в XIX – начале ХХ века. Так, даже удалось вычислить местонахождение домика штурмана шхуны "Святая Анна" Альбанова. В своём дневнике он пишет, что использовал патроны 12-го калибра. Мы нашли несколько гильз 12-го калибра и несколько консервных банок. Благодаря консервам он спасся после тяжёлого перехода.

На Новой Земле мы обследовали бухту Благополучия, где находилась метеостанция. В 1943 году её расстреляла немецкая подводная лодка U-711. Там мы нашли проржавевшее оружие и гранаты. Ещё мы обследовали старинную факторию на Новой Земле, где в 30-е годы жили несколько семей. Эти домики стоят там и сейчас. Есть интересные предметы быта, старинные фонари, относящиеся к этому периоду. 

– Эти артефакты вы оставили на месте или взяли с собой?

– Несколько артефактов мы взяли для музеев, и несколько артефактов я взял, чтобы передать их в РГО. Гильзы от патронов, фонари, скоро всё увидите.

– Какие открытия нас могут ждать в ближайшее время?

– Мы определили по дневникам нескольких экспедиций маршрут судна "Фока" из экспедиции Георгия Седова. Недалеко от мыса Флора они сели на мель и сбрасывали часть тяжёлого груза. Это якорь, якорная сеть и так далее.  Мы определили эту точку и в ближайшие несколько дней будем её исследовать. Надеюсь, нас ждут интересные подводные находки. На самом мысе Флора по старинному рукописному рисунку одной из западных экспедиций мы уточнили координаты утонувшей шотландской яхты "Эйра" путешественника Бенджамина Ли Смита. Трагедия произошла в 1881 году между мысами Флора и Гертруды. Есть вероятность, что мы сможем к ней погрузиться и посмотреть с помощью подводного дрона, как она выглядит, что сохранилось из грузов. Так что мы находимся в предвкушении.

– А что до отечественных путешественников, удалось ли уточнить координаты шхуны Георгия Брусилова "Святая Анна", пропавшей в 1914 году?

– Это одна из целей нашей экспедиции. Как известно, в 1914 году 11 членов экипажа "Святой Анны" под руководством штурмана Альбанова ушли через острова и героически пробиралась сквозь льды. До мыса Флора дошли только двое – Валериан Альбанов и матрос Александр Конрад. Здесь их спасла экспедиция Георгия Седова. Про 13 членов экипажа во главе с Брусиловым, оставшихся на судне, не известно ничего. Продуктов у них оставалось до лета 1915-го, и теоретически шансы на выживание были. Но ни одна из экспедиций, искавших шхуну, найти её не смогла. По дневнику Альбанова мы отследили маршрут моряков, ушедших со шхуны. Так мы определили две точки, которые они точно проходили. Мы ищем могилы его спутников. Так, позавчера весь день исследовали остров Белл. Здесь был похоронен матрос Нильсен. Но, видимо, это захоронение размыло водой. Мы не смогли найти никаких её признаков. Далее мы пойдём через ледник, в котором пропали три человека из группы Альбанова. Мы применим квадрокоптеры и исходим ногами это место. Надеюсь, всё получится, и трое смелых исследователей обретут последний приют.

Репортёр петербургской газеты "Новое время" (выпуск от 18 июля 1912 года) так описывал свои впечатления от посещения шхуны "Святая Анна":

"…нас встретил старший помощник капитан-лейтенант Андреев Н.С., проводил в салон, где кожаные кресла и диваны, рассказал о целях экспедиции… "Св. Анна" построена в 1867 году, грузоподъёмность её 231 тонна, толщина бортов 27 дюймов, машина имеет мощность 400 индикаторных сил, ход 7–7,5 узлов… Пойдут вокруг Нордкапа, остановятся на 3–4 дня в Архангельске, далее – в Карское море, обойдут полуостров Ямал и будут стремиться обогнуть мыс Челюскин, и, если это удастся, перезимуют в устье реки Хатанги. Далее пойдут вдоль побережья Сибири к Берингову проливу".

– Когда примерно случится погружение?

– Это всё зависит от погодных условий. Я думаю, что в ближайшие пять-семь дней мы проведём первое погружение. Либо на месте аварийной стоянки Георгия Седова, либо на мысе Флора. Льды стремительно перемещаются вдоль острова. В некоторые места мы утром подходим – всё нормально, а вечером уже льды перекрывают весь пролив. Пока мы работаем по западной части Земли Франца-Иосифа, а восточная её часть закрыта плотными льдами. Надеюсь, в ближайшее время они начнут отрываться и мы сможем поработать и там.

– Случались ли какие-то незапланированные контакты с животными? Всё-таки Земля Франца-Иосифа – очень дикие края.

– Мы почти каждый день встречаем белых медведей, я уже даже и не считаю, сколько мы их видели, но явно больше десяти. К нашим коллегам в бухту Тихую позавчера приходил медведь, настроенный достаточно агрессивно. Он кидался на людей, но его отпугнули дымовой шашкой. Наши встречи с медведями были благополучными. Нас сопровождает специальная группа, которая ведёт охрану. Но ни разу оружие не применялось, потому что встречные медведи были адекватные, они стараются сразу от человека уйти подальше, и нападений никаких не было.

По дороге мы дважды увидели большое стадо моржей. Наши учёные провели исследования, а мы сняли интересные кадры. Видели один раз нарвала и много гренландских китов. За всё время пути мы насчитали, наверное, более 60 особей. Их изучают специалисты по морским млекопитающим.

Ранее мы вам рассказывали об основных целях экспедиции, исследовании островов Вильчека и Гукера и официальном открытии 5 новых арктических островов.

Беседовала Наталья Мозилова