В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
В Хабаровске с нетерпением ждали возвращения Владимира Арсеньева. Каждое утро генерал-губернатор Павел Унтербергер принимал адъютанта, который докладывал о новостях из экспедиции. Наконец настал день, когда Арсеньев смог обнять своих друзей. Унтербергер долго беседовал с ним, расспрашивая об увиденном. Он искренне порадовался отличным результатам экспедиции. В представлении к награждению Унтербергер писал:
"Штабс-капитан Арсеньев блестяще выполнил возложенную на него задачу и, несмотря на ограниченность средств, чрезвычайные трудности в борьбе с природою, в особенности в зимнее время (ноябрь) в районе дикого горного хребта Сихотэ-Алинь, собрал обширный материал по исследованию края и богатые коллекции местной фауны.
За такой из ряда выходящий труд, сопряженный с огромными лишениями и опасностями, вместе с тем, составляющий основательный вклад в науку, рвение, энергию и фанатическую преданность к делу, ходатайствую о награждении штабс-капитана Арсеньева "вне очереди" орденом Св. Владимира 4-й степени". Чиновники в Санкт-Петербурге сочли эту награду чрезмерной. Высочайшим Указом от 17 марта 1907 г. путешественника наградили орденом Св. Станислава 2-й степени.
Предложение, от которого не хочется отказываться. На составление отчета по экспедиции на Сихотэ-Алинь ушло три месяца – с января по апрель 1907 г. 7 апреля штабс-капитан Владимир Арсеньев с блеском прочитал в Приамурском отделении ИРГО свой доклад о результатах экспедиции "Горная область от залива Св. Ольги до бухты Терней и далее по реке Иману".
После доклада генерал-губернатор Унтербергер подошел к Арсеньеву и предложил продолжить исследования.
И вновь с Дерсу Узала. Конечно же, Арсеньеву хотелось, чтобы в экспедиции с ним отправился и Дерсу Узала. Он послал стрелка Василия Захарова поискать проводника в тайге. Удивительно, но стрелок довольно быстро нашел Дерсу в одной фанзе недалеко от урочища Анучина. Арсеньев встретил своего друга уже в поезде, когда весь отряд ехал из Хабаровска во Владивосток.
В начале на миноносцах. Ночью 23 июня 1907 г. миноносцы "Грозный" и "Бесшумный" с отрядом В.К. Арсеньева снялись с якорей, а ровно через неделю, вечером 30 июня, подошли к заливу Джигит.
Несколько дней отряд провел в томительном ожидании рейсового парохода. Но без дела не сидели: солдаты охотились, Десулави собирал ботанические коллекции. Владимир Клавдиевич, осматривая окрестности, нашел на соседней горе старинное укрепление. Бордаков и Мерзляков тут же вооружились лопатами и начали раскопки, в ходе которых обнаружили черепки и наконечники стрел. Арсеньев тут же произвел съемку местности.
С душой поэта. В дневнике начальника экспедиции в эти дни не появилось особенно интересных строк. Лишь в записи за 5 июля мы находим поэтическое описание природы и настроения автора: "В деревне мы сели на лодку и начали лучить рыбу. Ночь была тихая, лунная. Слышался крик выпи, как бы мычание коров. Шумные всплески горбуши, бурчанье лягушек да шум, поднимаемый шестами при вынимании их из воды. Удивительная торжественность: деревья на берегу, казалось, уснули и грезили сказками о своих сновидениях. Тихий ветерок шептал им свои дивные сказки. Белый сильный свет ацетилена ярко освещал дно реки, и движущаяся рыба имела вид голубой окраски".
Через две недели к берегу подошел пароход "Эльдорадо", на борту которого прибыли экспедиционные мулы, а 10 июля 1907 г. участники экспедиции продолжили свой путь вверх по реке Иодзыхе, которую Арсеньев назвал "Козьей рекой" из-за обилия этих животных на ее берегах.
Около устья реки Дангау путешественники устроили дневку в одной из китайских фанз.
Штабс-капитан Арсеньев весь день собирал необходимые сведения среди жителей. "Здешние китайцы, – записал он в дневнике, – очень скрытны: они не хотели указывать дорог и, даже напротив, всячески старались сбить нас с толку. Все тазы[1] находились в неоплатном долгу у них и немилосердно эксплуатировались. Китайцы отняли у туземцев женщин, разделили их между собою как движимое имущество. На задаваемые по этому поводу вопросы тазы отмалчивались, а если и говорили что-нибудь, то украдкой, шепотом, озираясь по сторонам. У них еще живы воспоминания о сородичах, заживо погребенных в земле за то, что пробовали было протестовать и мстить насильникам. Очевидцы говорили, что эта казнь производилась на глазах жен и детей казненных: китайцы заставили их присутствовать при погребении".
Следующее утро выдалось солнечным и тихим. Распрощавшись с хозяином, который не скрывал радости по поводу ухода путешественников, отряд пошел к реке Синанце, вдоль которой маршрут проходил и в последующие дни.
"Сегодня день моего ангела, – записал вечером 15 июля в своем дневнике Владимир Клавдиевич, – но я к празднику его по своему обыкновению не отношу. Несмотря на то, что люди встали в четыре часа, отряд с бивака стронулся только в девять часов утра. Часть продовольствия и имущества оставили в фанзе у горбатого таза, с собой взяли лишь по одной запасной смене белья и постель, все остальное также оставили в фанзе. Необходимый груз подняли лошади. Наш путь лежал по тропе, проложенной по ловушкам. Ради коней пришлось усиленно работать топорами, делать обходы павших больных деревьев. Движение было очень затруднительное, медленное. Около полудня (11.20) мы дошли до реки и варили себе чай, купались, отдыхали и в час дня тронулись дальше. Только около четырех–пяти вечера отряд дошел до условного места... Место для бивака выбрано было не совсем удачно: духота, гнус заставили нас донага раздеться и еще в сумерки залезть в накомарники. Я лег с П.П. Бордаковым, спал хорошо, спокойно".
И вновь потянулись утомительные экспедиционные будни, о которых скупо свидетельствует путевой дневник. 16 июля – бивак на реке Тасинза при слиянии ее с рекой Сяосинза. Маршрут вверх по реке Тасинза. 17 июля – маршрут вверх по реке Тасинза. 18 июля – бивак на правом берегу реки около обрывистого берега. Маршрут вверх по реке. 19 июля – бивак на отмели при повороте реки от юго-запада к востоку по течению. Маршрут к верховьям реки.
Карабкаясь вверх по склонам, путешественники с трудом пробирались на хребет Сихотэ-Алинь. В верховьях Тасинзы их застал затяжной дождь. Неудачные поиски ключа – туман лишил ориентировки – заставили отряд вернуться назад. Возвратные съемки, трудности движения по воде, камням и мокрым зарослям сильно выматывали путников. Усталость помогал преодолеть хороший ужин.
Чтобы подбодрить товарищей, Арсеньев у костра пересказывал им произведения своего любимого писателя Майна Рида.
21 июля устроили последний бивак на реке Тасинза и вернулись к фанзе старика-таза, а на другой день продолжили маршрут к другой реке – Дунгоу. Предстояло еще исследовать несколько рек, берущих начало на хребте, когда постоянная морось и мелкий частый дождь исчерпали терпение у всех. У Д.А. Десулави заканчивался отпуск, и он решил вернуться в бухту Джигит, а оттуда – домой. Через два дня Арсеньева покинул и П.П. Бордаков, решивший догнать Десулави и с ним вернуться во Владивосток.
Легендарный Чжан-Бао. Вместо покинувших участников экспедиции в бухте Терней к отряду примкнул новый участник экспедиции – старый знакомый В.К. Арсеньева китайский старшина и охотник за хунхузами Чжан-Бао, который весной того года на реке Нотто уничтожил целую шайку разбойников. Арсеньев чрезвычайно обрадовался его появлению. Во-первых, Чжан-Бао хорошо знал географию прибрежного района, а во-вторых, его авторитет среди китайцев и влияние на туземцев могли пригодиться экспедиции. "Китайцы, проживающие в Уссурийском крае, – писал В.К. Арсеньев, – узнав о том, что все земли, годные для обработки, хотя бы занятые временно, будут отданы переселенцам, заволновались. Неизвестно в какую форму вылилось бы их недовольство, если бы в это дело не вмешался Чжан-Бао. Он успокоил своих соотечественников и убедил их подчиниться русским властям. Он говорил, что сопротивление не только бесполезно, но даже будет вредно. Русские все равно возьмут землю силой, и тогда китайцы пострадают гораздо более, чем если уйдут добровольно. Манзы послушались его советов и начали готовиться к ликвидации своих хозяйств. Весной большая часть уехала на родину в Китай, а часть по совету Чжан-Бао вместе с лошадьми отправилась походным порядком в Маньчжурию".
Выделяя землю. В бухте Терней к Арсеньеву обратились переселенцы – с просьбой отвести им землю. Владимир Клавдиевич с удовольствием выполнил эту миссию и отметил у себя на карте "новопоселенную деревню".
Всю осень и зиму провел В.К. Арсеньев со своим отрядом в "сердце Зауссурийского края".
Из книги "Дерсу Узала": С восточной стороны подъем на Сихотэ-Алинь очень крутой. Истоки реки Буй (Уленгоу) представляют из себя несколько мелких ручьев, сливающихся в одно место. Эти овраги делают местность чрезвычайно пересеченной. По барометрическим измерениям, приведенным к уровню моря, абсолютная высота перевала измеряется в 2 900 футов. Я назвал его именем Маака, работавшего в 1855 году в Амурском крае (337). Две высоты по сторонам перевала имеют инородческие названия: правая — Атаксеони, высотой в 3 700, и левая — Адахуналянгзянь, высотою в 3 600 футов. Мои спутники окрестили их "Горелым Конусом" и "Горой Гребенчатой".
Не раз путешественники терпели голод и лишения, но успех исследований был безусловным.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
[1] Тазы (та-цзы, тадзы, дацзы и др.) – название части китаизированного населения Приморья и Приамурья, образованного путем смешанных браков пришлых китайцев с нанайцами, удэгейцами и др.