Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"В 1902 и 1903 гг. Арсеньев, состоя начальником охотничьей команды, имел уже возможность предпринимать и более отдаленные экскурсии с целью изучения окрестностей и сбора статистических данных о населении. Попутно с ведением разведок, чисто военного характера, велись дневники, в которых записывались наблюдения, имеющие научный интерес". Арсеньев В.К. (Без подписи). Сведения об экспедициях Капитана Арсеньева (В.К.) (Путешествия по Уссурийскому Краю). 1900–1910 гг. // Записки Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества (Хабаровск, 1912).
Историческая справка. "В 1887 г. была сформирована охотничья команда 2-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона, которая размещалась в Анучино. Выбираются в нее исключительно перворазрядные стрелки, люди безупречного поведения, расторопные, крепкого здоровья и хорошие ходоки; выбор людей утверждается командиром батальона. Назначение команды состоит прежде всего в выработке боевых охотников и проводников по краю, как известно, пока еще совершенно бедному сколько-нибудь хорошими путями и по которому войскам, в случае надобности, может придется пройтись двигаться не только по тропинке, но и заросшим местам. С этими целями с охотниками ведутся всю зиму занятия по ознакомлению их с предстоящими обязанностями при строевой службе, разведке о противнике и как проводников, с разного вида ориентированием (по компасу, солнцу, звездам, деревьям и т.д.) чтением карт и планов, нанесением самых простых кроки и грамотных и с составлением простейших донесений и описанием пройденного места; знакомят с выдающимся подвигами наших боевых охотников, с разными видами охот на зверя и птиц; привычками их и т.п. кроме того, с людьми охотничьей команды производятся особые занятия гимнастикой, при чем преимущественно внимание обращается на выработку в них привычки и способности к преодолению без всякой заминки каких-либо то не было препятствий; затем, в период весенних занятий, независимо от употребления людей охотничьей команды при всех двухсторонних учениях для разведок, захвата постов и пр., действий по их боевой специальности; кроме того производятся с ними особы занятия на местности" (Охотничьи команды // Владивосток. 1890. 1 июля. Библиотека ПКО РГО – ОИАК).
По следам предшественников. Арсеньев В.К. (Без подписи): "В 1894 г. охотничьи команды 1-й и 2-й Восточно-Сибирских стрелковых бригад под начальством молодых офицеров (тогда еще подпоручиков) Заградина, Малышевского, Турского, Горского и Пельгорского пытались проникнуть к морю по р. р. Хору, Бикину и Иману, но перевалить водораздел им не удалось, и после неимоверных усилий и чрезвычайных лишений, вплоть до человеческих жертв включительно, они вернулись по тем же рекам обратно". Из: Сведения об экспедициях Капитана Арсеньева (В.К.) (Путешествия по Уссурийскому Краю). 1900–1910 гг. // Зап. Приамур. отд. Импер. Рус. Геогр. О-ва. (Хабаровск, 1912).
Начальник над военными охотниками. Дарами тайги Арсеньев угощал и сослуживцев, и вскоре полковое начальство подметило увлечение молодого офицера тайгой и охотой. 6 октября 1902 г. поручика Арсеньева назначили заведующим охотничьей командой полка. Это подразделение занималось разведкой местности, составлением необходимых карт и, конечно же, охотой. Здесь-то талант Арсеньева-промысловика развернулся в полную силу. Целыми днями он пропадал в тайге, уходя от города все дальше и дальше.
Только ахнули! Однажды после охоты на хребте Богатая Грива (на полуострове Муравьева- Амурского) он привез в полк двадцать одну тушу дикого зверя. Даже заядлые охотники долго ахали, разглядывая огромных медведей, кабанов, оленей и косуль. Вечером за свежиной все долго слушали рассказы удачливого охотника.
В первый же год службы во Владивостоке Арсеньев вступил в члены Владивостокского общества любителей охоты и вскоре стал его активнейшим членом и даже кандидатом в директоры Общества. Арсеньев хлопотал об аренде охотничьих угодий, следил за состоянием зверя в заказниках на островах Аскольд и Русский.
По четвергам, когда обычно члены Общества устраивали свои встречи, опытные охотники раскрывали свои секреты молодому товарищу. Да и сам Арсеньев, проведя многие дни в тайге, успел немало узнать о повадках зверей. Уже тогда Арсеньева беспокоило нещадное уничтожение богатств Уссурийской тайги. Владимир Клавдиевич писал, что целью членов Общества должно стать "не истребление, а размножение и сохранение дичи, что Общества эти составляются из людей, любящих зверей и птиц и болеющих душой об их умножении, а потому в лице представителей этих Обществ правительство должно видеть деятельных помощников по проведению в жизнь идеи по живому делу охотничьего хозяйства и сохранению промысловых животных и птиц". Из: Отчета о деятельности Владивостокского общества любителей охоты за 5-тилетие с 1901 по 1905 год.
С Орлиной сопки виднее. Через несколько месяцев В.К. Арсеньев перебрался жить в помещение охотничьей команды на Орлиной сопке, возвышающейся над Владивостоком. Свежий ветер, простор и прекрасный вид на город создавали ему особое настроение. Именно там он написал свою первую серьезную работу – "Отчет о деятельности Владивостокского общества любителей охоты за 5-летие с 1901 по 1905 г. включительно".
К сожалению, не сохранились дневники первых лет жизни на Русском Дальнем Востоке. Имеются только отрывистые сведения о том, что сделал офицер в это время.
Изменил дату встречи с Дерсу Узала. Уже в первые годы своей службы во Владивостоке В.К. Арсеньев стал собирать материал для своей книги о Дерсу Узала. Для этого он даже изменил дату встречи со своим знаменитым спутником, которая произошла только в 1906 г.
Рисковал жизнью. Нередко Владимир Клавдиевич в своих походах по тайге встречался с приключениями и опасностями, порой рисковал жизнью. Впрочем, цена человеческой жизни в то время на восточной российской окраине была невысока. Случались у Арсеньева встречи и с такими "промышленниками", которые не прочь были угнать чужую лодку или, убив корову и содрав шкуру, продать это мясо за оленину. Среди спутников Арсеньева уже тогда были потери: в том же 1902 г. во время охоты на пятнистых оленей был убит гольд Око с реки Даубихе, а гольда Капку из урочища Анучино смерть настигла на середине реки, когда он плыл на лодке с парой дорогих пантов.
Однажды на горах Богатой Гривы Арсеньев был ранен. Пуля, к счастью, прошла между ребер и вышла наружу, задев только плевру. Но это никак не могло остановить офицера. Среди зверопромышленников у него появилось много друзей, порой именно они подсказывали офицеру, где можно искать развалины древних городищ, которые хранили следы прошлой жизни.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления