120 лет со дня гибели миноносца № 208 недалеко от Владивостока Клуб подводного поиска «Восток», секция подводных исследований ПКО РГО - ОИАК и Военно-историческое общество отметили выходом к месту давней трагедии и погружением к останкам корабля.
Миноносцы как класс судов родился на рубеже веков как мера противодействия громадным броненосным судам. Верткие, маленькие скоростные корабли, вооруженные торпедами, или как их тогда называли «управляемыми минами» (отсюда и название «миноносец»), доставили немало хлопот противнику.
Миноносец № 208 (тип «Пернов») — один из первых серийных отечественных миноносцев. Его водоизмещение — 120 тонн, длина — 42 м, ширина — 4,5 м, осадка — 1,2 м, мощность двух машин — 1460 л.с., скорость — до 18,4 узла. На вооружении имел два 37-миллиметровых орудия, пулемет, три торпедных аппарата. Экипаж состоял из 21 человека. Корабль был заложен в 1896 г. на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Но собирали его во Владивостоке, куда миноносец был доставлен в разобранном виде. Практика показала, что перегонять такие небольшие кораблики морем на Дальний Восток очень затратно по времени и ресурсам.
Спустили 208-й на воду в 1899 г., после чего он успел послужить в составе оборонительного отряда Порт-Артура, в 1900-1901 гг. принять участие в гидрографических работах на китайской реке Ляохэ. А в 1903 г. корабль вновь оказался во Владивостоке и с началом русско-японской войны в 1904 г. стал нести дозорную службу на подступах к городу.
Кстати, в свое время было много споров, достоин ли Владивосток звания Города воинской славы. Обстрел краевой столицы с моря японской эскадрой вице-адмирала Камимуры был произведен в марте 1904. И история 208-го показывает, что боевые действия велись в непосредственной близости к городу. По некоторым данным, японская эскадра выставила до 1200 мин в заливе Петра Великого, в том числе на восточных подходах к Владивостоку.
4 июля 1904 года в 5 час. утра второй отряд миноносцев Сибирской флотилии под брейд-вымпелом капитана 2 ранга И. Подъяпольского, куда кроме 208-го входили миноносцы №№ 206, 209, 210 и 211, снялся с бочек в районе бухты Аякс (Русский остров) и взял курс в залив Петра Великого на дежурный обход бухт и островов. В 8 час.18 минут, миновав траверз маяка Скрыплева, отряд повернул к острову Аскольд, и тут миноносец №208, следовавший на правом фланге строя, сотряс сильный взрыв. Взрывом плавающей мины кораблю разворотило корму и кормовой торпедный аппарат. Пятеро матросов были ранены, по некоторым сведениям, один погиб. Убедившись, что миноносец обречен, командир лейтенант А. Кавелин приказал позаботиться о раненых товарищах, надеть спасательные пояса и покинуть гибнущий корабль. Как и положено, сам он спрыгнул за борт последним, отдав перед этим свой спасательный пояс сигнальщику, который плавать не умел, а собственный пояс утерял в суматохе. Спасением команды занялись шлюпки, подошедшие с других миноносцев. Во время эвакуации команде удалось снять пулемет. Через 8 мин. после подрыва миноносец, дав дифферент на корму, встал почти вертикально, а затем с шумом ушел под воду, затонув на глубине более 30 м. На месте гибели корабля был поставлен красный буек, после чего отряд вернулся во Владивосток. Почти сразу была предпринята попытка поднять миноносец, но она не увенчалась успехом. Все работы свелись только к снятию и извлечению на поверхность палубных 37-миллиметровых пушек Гочкиса. А затем долгих 107 лет корабль покоился на дне, не встречаясь с человеком.
Команда Клуба подводного поиска «Восток» 25 лет искала этот миноносец: и координаты вроде были известны, и глубины в указанном районе не запредельные… а никак не давался 208-й поисковикам. И только в 2011 году Роман Фадеев нашел погибший корабль, поднял несколько артефактов, которые сейчас находятся в музее Ворошиловской батареи. Годом позже подводный фотограф из Дальнегорска Андрей Шпатак сделал несколько эпохальных снимков миноносца.
Нынешний спуск принес еще один артефакт – круглый иллюминатор, и долю разочарования. «От корабля совсем мало что осталось, он заиливается. Кроме того, видны свежие сети, которые, похоже, разодрали паровую машину», - рассказывает после подъема на борт Алексей Кондратюк, председатель секции подводных исследований ПКО РГО-ОИАК.
А в целом, исторический объект повторяет судьбу остальных затонувших судов – его разбирают тайфуны и рыбацкие сети, а остатки металлических конструкций превратились в своеобразный искусственный риф: на котлах, машинах и корпусе кипит морская жизнь во всех ее проявлениях. Жаль, что образец отечественного кораблестроения конца ХIХ столетия потомки не увидят даже в виде рэка. Реликвия военно-морской истории России останется лишь в фотографиях и документах той эпохи.
Тест: Яна Хазиахметова