Славное "Предприятие" Отто Коцебу

28 июля 1823 года Отто Коцебу вышел в свою третью кругосветку. Фото: Александр Чазов, участник конкурса "Самая красивая страна"
28 июля 1823 года Отто Коцебу вышел в свою третью кругосветку. Фото: Александр Чазов, участник конкурса "Самая красивая страна"

Капитан-лейтенант отправлялся в кругосветку уже в третий раз, и каждая из них оказалась своего рода проверкой на прочность — и для команды, и для корабля, и для самого капитана. Основными задачами путешествия были доставка грузов на Камчатку и крейсерство у берегов российско-американских колоний, чтобы защитить их от американских контрабандистов. Но в первую очередь нужно было обеспечить безопасность собственному экипажу, что в условиях дальнего плавания не так-то просто.

Любое кругосветное путешествие по морю — это неизбежные шквалы и шторма. Шлюп "Предприятие", на котором команда Коцебу отправилась в путь, столкнулся с таким испытанием буквально на первой же неделе. 3 августа у северной оконечности Гогланда подул жестокий западный ветер, волнение усилилось и в конце концов вылилось в полноценную бурю.

"В это время мы имели случай испытать добрые качества нашего шлюпа, который, хотя и был перегружен, легко поднимался на валы и имел плавную и довольно спокойную качку, что составляет его особенное достоинство; прочное судно, имеющее хороший ход, доставляет капитану большую уверенность во всех его действиях и предприятиях".

Отто Коцебу "Путешествие вокруг света, совершённое на военном шлюпе «Предприятие» в 1823–1826 годах под начальством флота капитан-лейтенанта Коцебу"

Это была первая, но далеко не последняя проверка судна на прочность. 13 августа, пройдя мыс Скаген, корабль попал в серьёзную грозу, а добравшись до Ла-Манша — в густой туман. 8 сентября вновь разразился шторм, на этот раз у мыса Портленд. Чтобы укрыться от него, нужно было провести судно через узкий Нидельский проход, окружённый мелями.

dmitriy_utkin_osen-6845-664046.jpg

Мореплавателям угрожали не только бури, но и опасность сесть на мель или на скалы. Фото: Дмитрий Уткин, участник конкурса "Самая красивая страна"
Мореплавателям угрожали не только бури, но и опасность сесть на мель или на скалы. Фото: Дмитрий Уткин, участник конкурса "Самая красивая страна"

Дело осложнялось тем, что уже наступили сумерки и плавание имело все шансы окончиться катастрофой: "Вдруг недалеко от самого носа шлюпа открылась в тумане утёсистая скала, у подошвы которой разбивался сильный бурун; близость её, порывы ветра и быстрый ход судна угрожали нам несчастьем; но искусный лоцман, определив по ней, что мы находимся вблизи устья пролива, не теряя присутствия духа, схватился за руль и, поворотив шлюп, принудил его, так сказать, протереться мимо высокого, отвесно поднявшегося из воды утёса, который, казалось, висел над нашими головами".

Шторма то и дело случались и дальше. Например, по пути из Рио-де-Жанейро в Консепсьон, неподалёку от архипелага Низменных островов началась гроза, проливной дождь и сильные порывы ветра: "Казалось, каждый удар молнии имел целью наш шлюп, но мы остались невредимы". Методичные записи в судовом журнале наглядно показывают будни моряков-первопроходцев, которые готовы встретить опасность в любой момент путешествия. Порой, впрочем, случались казусы, для бравых мореходов неожиданные — в частности, так вышло, когда команда предвкушала высадку на Канарах, на "острове Тенериф".

"При приближении к городу открылась во всём своём блеске покрытая снегом вершина пика. Величественный вид его увеличивал желание всех наших учёных и офицеров пристать к этому любопытному острову, который они никогда ещё не посещали; всякий надеялся скоро быть в городе и, от нетерпения надев на себя лучшее платье, наперёд рассчитывал, как полезнее провести время на берегу. Вдруг все воздушные замки были разрушены пушечным ядром, пролетевшим мимо шлюпа с одной из крепостей".

Отто Коцебу "Путешествие вокруг света, совершённое на военном шлюпе «Предприятие» в 1823–1826 годах под начальством флота капитан-лейтенанта Коцебу"

Почему кораблю оказали столь враждебный приём, узнать так и не удалось, капитан увёл "Предприятие" дальше, отказавшись от идеи закупить виноградного вина на негостеприимном острове. Не обошлось без проблем и при выходе из Чилийского порта. Когда шлюп был готов покинуть Консепсьон, купец Миндебуро, знакомый Коцебу со времён его предыдущей кругосветки, предупредил капитана, что у острова Кирикино встали на якорь два чилийских корабля с намерением задержать путешественников.

И впрямь, стоило "Предприятию" выйти из гавани, как фрегат и корвет выпустили по пушечному ядру и двинулись наперерез судну. Только твёрдая решимость команды при необходимости вступить в бой, помогла оставить город: "Мы продолжали идти прежним курсом. Наконец фрегат и корвет прошли у нас на ветре перед носом на довольно близком расстоянии и, вероятно, увидев нашу готовность сопротивляться, не решились нас задерживать".

elena_vereshchaka_dolina-krasoty-684846.jpg

На пути к Камчатке "Предприятие" порой подстерегали неожиданные опасности. Фото: Елена Верещака, участник конкурса "Самая красивая страна"
На пути к Камчатке "Предприятие" порой подстерегали неожиданные опасности. Фото: Елена Верещака, участник конкурса "Самая красивая страна"

Но какие бы сложности ни возникали на пути Коцебу, ничто не мешало ему исследовать новые земли, используя для этого каждую возможность. Именно для этого на шлюпе шли молодые учёные из Дерптского университета — доктор медицины Генрих Зивальд, врач и зоолог Иоганн Эшшольц, астроном Вильгельм Прейс, геолог Эрнст Гофман, физик Эмилий Ленц.

"Я выхлопотал позволение минералогу, физику и доктору Эшшольцу объездить губу Консепсьон и осмотреть в ней все достопримечательное. Хотя жители Талкагуано всегда принимали нас очень ласково и дружелюбно, но по свойственной чилийцам недоверчивости составилась партия, которая воображала, что мы присланы разведать силы и слабые стороны республики…"

Отто Коцебу "Путешествие вокруг света, совершённое на военном шлюпе «Предприятие» в 1823–1826 годах под начальством флота капитан-лейтенанта Коцебу"

Добравшись 8 июня до Петропавловска-Камчатского и оставив там груз, "Предприятие" двинулось к Ново-Архангельску, центру Российской земли в Америке, расположенному на острове Ситха, сейчас известном как остров Баранова (он был открыт русскими мореплавателями, и в 1799 году губернатор Российско-американской компании Александр Баранов основал там первое поселение).

Русская Америка — это Аляска, группы Алеутских и Курильских островов, поселения в Калифорнии и на Гавайских островах. Ими с 1790 по 1867 год управляла Российско-американская компания, первая в Российской империи монопольная акционерная компания, получившая права и привилегии по исследованию и освоению территорий на северо-западе Тихого океана.

Судну надлежало задержаться там, но правитель колонии Российско-американской компании Муравьёв сообщил Коцебу, что до марта следующего 1825 года шлюп в Ново-Архангельске не понадобится. Так у капитана появилась возможность свободно заняться исследованиями. 10 сентября он вновь вышел в открытое море и посвятил около полугода изучению почти неизвестной на тот момент Калифорнии и Гавайских островов.

otto_von_kotzebue_-_forschungsreisender_foto_wikipedia.org_.jpg

Отто Коцебу был увлечённым исследователем. Фото: wikipedia.org
Отто Коцебу был увлечённым исследователем. Фото: wikipedia.org

Продолжал он научную деятельность и после того, как истёк срок службы на другом краю земли и настало время возвращаться домой. Помимо географических открытий, таких как доселе неизвестный атолл Бикини, на счету мореплавателей подробнейшие комплексные научные наблюдения. Исследование атмосферных явлений, состава воды, астрономические наблюдения, изучение рельефа, геологии, зоологии и ботаники посещённых островов, подробнейшие этнографические описания местных народов — Коцебу со спутниками, казалось, успевали уделить внимание всему. И это, пожалуй, самая важная проверка, которую прошёл экипаж "Предприятия", ведь научные знания имеют не меньше ценности, чем сам факт преодоления непростого морского пути. Да и сложности, похоже, меркли для мореплавателей по сравнению с возможностью изучать новое.

"Путешествие было для меня вполне удачным, это были три незабываемых года. Никогда не вернётся и не может возвратиться время, которое я смог исключительно посвятить моей науке, когда постоянно находил интереснейшие материалы".

Иоганн Эшшольц

В конечном итоге основная ценность экспедиции именно в научных наблюдениях её команды, особенно в области совершенно новой для того времени океанографии. Как писал позже известный учёный Юрий Шокальский: "Труды Коцебу и Ленца в 1823–1826 годах представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться".

kozebuemap_foto_wikipedia.org_.jpg

Маршрут плавания Коцебу на шлюпе "Предприятие" в 1823-1826 гг. Фото: wikipedia.org
Маршрут плавания Коцебу на шлюпе "Предприятие" в 1823-1826 гг. Фото: wikipedia.org

Третье кругосветное путешествие Отто Коцебу проходило с 1823 по 1826 год. Оно было организовано, чтобы доставить груз на Камчатку и год крейсировать у берегов Русских колоний, защищая их от американских контрабандистов. Научные исследования также планировались, но не в ущерб основным задачам.

Шлюп "Предприятие" вышел из Кронштадта 28 июля и направился в Атлантический океан. От Рио-де-Жанейро он проследовал вдоль берегов Америки к мысу Горн, оттуда — к бухте Консепсьон на западном берегу Южной Америки. 8 июня корабль пришёл в Петропавловский порт на Камчатке, откуда направился на Аляску, к берегам Русской Америки. Далее он дошёл до Калифорнии и дальше — к Сандвичевым островам и островам Радак. От Маршалловых островов шлюп двинулся к Индийскому океану, откуда через мыс Доброй Надежды и Азорские острова прибыл в Портсмут и направился к Кронштадту, куда прибыл 10 июля 1926 года.

Ольга Ладыгина