На Балтике полный штиль, ни волны, ни ветра - идеальные условия для работы водолазов Центра подводных исследований Русского географического общества.
В помощь водолазам отправляется телеуправляемый подводный аппарат, который может работать на глубинах до одного километра, но сегодня задача попроще - глубина всего 35 метров максимум.
Видимость под водой отличная - до семи метров. Постепенно проявляются очертания корпуса корабля с застывшими винтами - на палубе два торпедных аппарата, стремительный силуэт, - что больше 100 лет покоится на дне Финского залива. Найден миноносец Российского императорского флота.
«Есть чувство прошедшего былого величия. То есть понимая, как это когда-то выглядело, угадывая обводы, габариты, невольно в воображении рисуешь статный, быстроходный, агрессивный корабль», - сказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Десять малых миноносцев проекта «Циклон» построили в Петербурге в начале ХХ века. Они были самыми быстроходными кораблями своего класса - служили в конвое яхты императора, а когда началась Первая мировая - воевали на Балтике. После революции несколько кораблей остались в Финляндии и уже в составе финского флота вместе с английской эскадрой выступили против молодой советской республики. Но повоевать против России им не позволила суровая зима 1919 года - сразу три миноносца затерло льдами.
«Был караван 15 кораблей, 15 вымпелов и только один ледокол небольшой, который не справился с проводкой каравана. Выйдя, как мы идем из пролива Бьеркезунд, они здесь попали в лед. Один утонул за семь часов, другой - за 12, а третий - за сутки», - рассказал советник по науке Центра подводных исследований РГО Андрей Лукошков.
Судьба этих кораблей была неизвестна до сих пор. По некоторым данным, их якобы продали финнам на металлолом. Но все три лежат на дне недалеко друг от друга. Найти сразу три корабля времен Первой мировой войны - большая удача. Тем более еще десяток лет - и от них мало бы что осталось.
Штурвал стоял в рубке миноносца, он очень тяжелый, сделан из латуни, и сохранность его практически идеальная. Для сравнения - один из стальных фрагментов корпуса толщиной 3-4 мм. Финский залив оказался беспощаден к нему, металл крошится в руках.
Специалистам Центра подводных исследований Русского географического общества уже удалось поднять со дна несколько уникальных артефактов - от фарфоровых чайников до приборов и фонарей.
«Это фонарь был масляный или керосиновый - пока сложно сказать, поскольку пока его не разбирали, он в очень плохом состоянии - там ил внутри с водой. Там ил, он тонкостенный, он очень легко рассыпаться может», - заявил подводный археолог Центра подводных исследований РГО Роман Прохоров.
Все эти предметы ждет тщательная реставрация, после которой они станут экспонатами музейных коллекций. Хотя этот машинный телеграф, на котором и сейчас хорошо читаются команды «Товсь» и «Полный ход», даже после 100 лет на дне смотрится достойно.
Ранее недалеко от южного побережья полуострова Рыбачий в Баренцевом море были найдены останки первого судна исследовательского флота Советского Союза «Персей». Его обнаружили в ходе экспедиции «Помни войну» Северного флота и Русского географического общества. Судно потопили немецко-фашистские захватчики в начале Великой Отечественной войны - вражеская авиация нанесла по нему удар после доставки военных грузов на полуостров.