К друзьям в Харбин
В апреле 1916 г. подполковник Арсеньев сопровождал генерал-губернатора Н.Л. Гондатти в поездке во Владивосток. Через месяц В.К. Арсеньев отправился по делам в Никольск-Уссурийский, а еще через месяц выехал в служебную командировку «по военным обстоятельствам» в Маньчжурию: нужно было отправить пойманных хунхузов в Европейскую Россию. Владимир Клавдиевич воспользовался этой поездкой, чтобы поближе познакомиться с неизвестной для него страной.
В Харбине он вновь встретился с П.В. Шкуркиным, признанным знатоком Китая. Павел Васильевич стал одним из первых читателей и почитателей книги «По Уссурийскому краю (Дерсу Узала)». Зная хорошо брата главного героя этого произведения – Степана, он имел полное право судить о достоинствах и недостатках будущей книги. Шкуркин сразу же предложил Арсеньеву помощь: перевести для будущей книги китайские топонимы.
Желтый «клин» в Уссурийский край. П.В. Шкуркин и другие новые знакомые уговорили Владимира Клавдиевича выступить в Обществе русских ориенталистов с серией докладов, что он и сделал с большим удовольствием. На суд слушателей Арсеньев вынес несколько тем. 6 июня в «Кратком физико-географическом очерке бассейна реки Амур» он высказал мысль, которую позже не раз повторял в своих работах: «По сравнению с другими областями Восточной Сибири в особенно невыгодном положении находится Уссурийский край.
Спускаясь к югу по берегу моря, он вклинивается между тремя государствами с многочисленным населением. Нет ничего удивительного, что корейцы эмигрируют в Россию и садятся на землю, японцы ловят рыбу у наших берегов, а китайцы хищничают в тайге».
Посмотреть на китайскую проблему «изнутри». Поэтому для Арсеньева было важно поговорить с китаеведами.
8 июня лекцию «Наши американоиды» В.К. Арсеньев начал так: «По мере удаления от Европы на восток флора и фауна носят все более реликтовый характер. Вместе с тем, углубляясь все более в Сибирь, мы как бы переносимся во времени назад и наконец попадаем в страну, где люди пребывают в состоянии первобытных охотников и звероловов, где есть свайные постройки и еще вчера можно было найти орудия из камня и кости». В этой лекции он дал краткую характеристику большинству коренных народностей Приамурского края.
О шаманах. 10 июня Арсеньев рассказал о «Шаманстве у сибирских инородцев и их анимистических воззрениях на природу». В своем докладе он отмечал, что «камланием излечиваются многие болезни, особенно нервного характера. У человека две души: одна астральная, а другая световая. Один ороч потерял тень и жестоко занемог. Шаман отыскал его тень на небе и вернул больному. Наши крестьяне часто обращаются к шаманам в случае болезни или пропажи вещей».
13 июня путешественник выступил с лекцией «Этнологические проблемы на востоке России». Большую часть ее В.К. Арсеньев посвятил удэгейцам, закончив такими словами: «Кто такие удэ(хе)? Судя по языку – это тунгусы; физический тип их – смешанный, а по этнографическим признакам (предметы религиозного культа) – это американоиды. Судя по тому, что у них нет мореходной лодки, нет своего паруса, вероятно, они, пришли в Уссурийский край сухопутьем. И, так как у них в сказках нет ни северного оленя, ни больших снегов и никогда не упоминается о полярных сияниях, следует полагать, что они пришли или с запада, или с юга. Кто такие удэ(хе)? Перед нами одна из загадок этнографии». Позднее В.К. Арсеньев смог полностью разобраться с этими вопросами о коренной народности Приморья.
За цикл лекций почетное членство. Всем очень понравились выступления хабаровчанина. «Общество русских ориенталистов в Харбине, – сказал в тот день П.В. Шкуркин, – поставив себе в число задач также исследование Дальнего Востока во всех отношениях, конечно, не могло не следить с сердечным удовлетворением за плодотворной деятельностью Владимира Клавдиевича…; и сегодня вы, милостивые государи и государыни, присутствовали на 5-й лекции многоуважаемого лектора. Общество русских ориенталистов, считая нравственным долгом засвидетельствовать Владимиру Клавдиевичу искреннюю благодарность и уважение как за его научные работы и исследования, так и за его отзывчивость в деле ознакомления широких слоев путем чтения лекций и сообщений – в своем заседании 13 сего июня единогласно постановило: просить многоуважаемого Владимира Клавдиевича принять звание почетного члена Общества русских ориенталистов».
Через два дня новые почитатели арсеньевского таланта уговорили путешественника выступить с лекцией на его любимую тему: «Памятники старины в Уссурийском крае и Маньчжурии». Как отмечалось в этом сообщении, В.К. Арсеньев к этому времени описал 228 археологических памятников.
Воспоминания М.А. Гинце.
Гинце, Михаил Александрович (1900, Харбин - 1992, Сидней). Окончил Коммерческое училище КВЖД (1912), учился на китайском отделении восточного факультета Государственного Дальневосточного университета (1918 - 22). Из Китая эмигрировал в Австралию.
Позднее М.А. Гинце вспоминал в Австралии: «Сидя за столом, я наблюдал за Арсеньевым. Это был невысокого роста шатен с серыми глазами. Он носил усы, которые придавали несколько суровое выражение его лицу. Держался он исключительно просто и видно было, что в этом незнакомом ему обществе он чувствовал себя так как будто сидел у костра на своем бивуаке. …. Когда гости стали прощаться, отец попросил Арсеньева подождать и, когда он остался в гостиной, сказал ему, что Управление дороги, желая пойти ему навстречу, может предоставить ему вагон 2-го класса на все время его работ на станции Чен».
С 1911 г. А.П. Фарафонтов сотрудничал с А.К. Кузнецовым, директором Читинского краеведческого музея, и наверняка встретился с Владимиром Клавдиевичем, приехав из Камчатки во Владивосток в 1919 г. Арсеньев был там за год до этого. Живя в Маньчжурии, Фарафонтов мог присутствовать на лекциях Арсеньева в 1916 г. в Обществе русских ориенталистов. В 1935 г. Фарафонтов эмигрировал через Шанхай в США.
Фарафонтов, Александр Павлович (1889 – 1958, Сан-Франциско) – краевед в Китае и США. Первый председатель Русского исторического общества в Северной Америке, инициатор сохранения остатков Русской крепости Форт Росс в Калифорнии.
Так В.К. Арсеньев с пользой для дела и себя провел всю поездку. Он смог не только поближе познакомиться с русскими этнографами, жившими в Маньчжурии, но и по-новому посмотреть на свои работы. Доклады гостя из Хабаровска были опубликованы научным журналом «Вестник Азии».
Сблизился Арсеньев и с врачом И.В. Мозалевским, большим поклонником буддизма.
Мозолевский, Иван Викторович (1862- 1940, Харбин). Окончил военно-медицинскую академию в Киеве (1866). Доктор медицины. Военный врач, главный врач Заамурского окружного госпиталя, окружной врач, санитарный городской врач Харбина (1908 - 1935). Член Общества русских ориенталистов. Востоковед-любитель, владелец крупной востоковедческой коллекции, которую продал японцам (1926).
Врач похвастался и великолепной коллекцией предметов буддистского и ламаистского культов. Вместе с Мозалевским В.К. Арсеньев совершил поездку в Чаньчунь, где познакомился с русским консулом М.И. Лавровым, также увлекавшимся буддизмом и имевшим одну из лучших коллекций китайского фарфора.
Лавров, Михаил Иванович (1877 – после 1937). Секретарь Российского консульства в Кашгаре (1902 - 06), вице-консул в Харбине (1907 - 09) и консул в Куаньченцзы (1911-17?). Коллежский советник, награжден орденом Святого Станислава 2-й степени. После 1917 жил в Харбине, откуда уехал в 1930-е. Имел коллекцию редких книг.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечной комиссии ПКО РГО – ОИАК
Материалы по теме:
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 1. Как появилась "богом данная" фамилия Арсеньев
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 2. Детство и юность
"Честь имею " – Владимир Арсеньев. Часть 3. Путь на Дальний Восток начался с Польши
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 4. Боевое крещение в Благовещенске
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 5. "Привет из Владивостока", или Первые впечатления
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 7. Первые легенды о встрече с Дерсу Узала
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 9. Охраняя тыл Русско-Японской войны
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 10. За славой в Хабаровск
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 11. 1906 г. Первые строки "Дерсу Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 12. "Как зовут?" - "Имя – Дерсу, фамилия – Узала"
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 13. В "сердце Зауссурийского края". 1907 – 1908 гг.
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 17. Успех выступления в Петербурге превзошел все ожидания
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 19. Военные и научные будни штабс-капитана Арсеньева
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 20. Рекомендации Арсеньева по спасению Уссурийской тайги
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 22. Для души в Этнографический кружок
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 23. Друзья, коллеги и планы
"Честь имею" – Владимир Арсеньев. Часть 24. Понятовский: "Лицо несколько сурово, но симпатичное"