День знаний — хороший повод обсудить перспективы учебного года и прикинуть, как можно разнообразить ассортимент привычных уроков чем-нибудь необычным. Например, в программу учеников Приморья помимо русского языка, математики и других привычных предметов теперь войдут уроки, посвящённые краснокнижным диким кошкам. Пока тигроведение планируют ввести в младших классах, но в перспективе его будут изучать и дети постарше.
В тигровой шкуре
Методические рекомендации для необычного предмета подготовили генеральный директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев и журналист Ольга Левашова, корреспондент газеты "Пульс — Северное Приморье". Перед началом учебного года, 25 августа, во Владивостоке школьные учителя биологии собрались на заседание методического объединения, где, помимо прочего, предметом обсуждения стали особенности проведения внеклассных уроков о редком хищнике.
— Учителя живо отреагировали на предложение такого урока, — отмечает Сергей Арамилев. — На данный момент в их распоряжении не так много дисциплин, где можно было бы рассказать об уникальной природе региона, в котором живут дети. Так что они с удовольствием восприняли нашу инициативу и уже предложили помощь в разработке курсов для средних и старших классов.
Пока урок тигроведения предполагается проводить как минимум раз в год. Он будет включать в себя теоретическую часть, видеоматериалы и практические задания. Дети узнают, что тигр — самая крупная из диких кошек и на редкость умелый охотник. Кроме того, им объяснят, как нужно вести себя при встрече с хищником. Отдельная часть урока будет посвящена тому, как охраняют это редкое животное и почему оно так важно для благополучия копытных, лесов и всей природы юга Дальнего Востока в целом.
— В частности, речь пойдёт о спасении, реабилитации и выпуске тигров в дикую природу, — раскрывает детали Сергей Арамилев. — Чтобы сделать информацию более наглядной, учителя смогут использовать видеоролики, которые есть в распоряжении Центра "Амурский тигр", а именно — выпуск тигра Владика и тигрицы Лазовки. У обоих интересные судьбы, такие истории, как у них, увлекают детей.
Тигра Владика обнаружили в предместьях Владивостока. Специалисты группы по разрешению конфликтных ситуаций департамента охотничьего надзора Приморского края не без труда обнаружили и отловили этого молодого самца, после чего доставили его в Центр реабилитации тигров. Понаблюдав за Владиком, специалисты пришли к выводу, что его можно выпускать на волю. Тигр, видимо, пришёл в недоумение от дальнего переезда, поэтому преодолел несколько сотен километров, добравшись практически до той точки, где его поймали. Разобравшись, откуда и куда его увезли, Владик вернулся обратно и с тех пор благополучно живёт в тайге.
Тигрица Лазовка чуть не погибла в детском возрасте. Её выходили в Центре реабилитации, научили охотиться и избегать человека, после чего выпустили в дикую природу на территории Еврейской автономной области. Годом позже она стала мамой и совершила несколько заграничных путешествий, добравшись до Китая. Как-то она даже переплыла Амур, а потом вернулась назад вместе со своим отпрыском, которому на тот момент было всего девять месяцев.
Урок предполагает и практические упражнения. Например, чтобы разобраться с весом "хозяина тайги", у учеников выясняют, сколько килограммов в каждом из них, а потом "собирают" из нескольких детей одного тигра. С учётом того, что ребёнок в начальной школе, как правило, весит не больше 30 кг, а вес среднего хищника составляет примерно 220–250 кг, цепочка получается немаленькой — около восьми школьников. Чтобы они смогли "на собственной шкуре" ощутить мощь дикой кошки, им предлагают прыгнуть, держась друг за друга.
Ольга Левашова уже не раз проводила внеклассные уроки, посвящённые охране краснокнижного зверя, в школах Чугуевского округа — сама журналистка проживает в Чугуевке. Разбирая тему "Тропа тигра", она разбавила теорию практическими упражнениями с помощью изготовленного из силикона отпечатка тигриной лапы. Кроме того, поскольку занятия зачастую проходят на свежем воздухе, решила использовать в качестве методических пособий окружающие деревья.
— Сначала я рассказываю, как ездила на учёт тигров в 35-градусный мороз, — делится нюансами журналистка. — Потом мы вместе измеряем "след", как это делают на учётах. Поиграв в инспекторов, перевоплощаемся в тигров: я надеваю шапку полосатого хищника и показываю, как он трётся о дерево, чтобы оставить свои метки, как когтит его. Попутно объясняю, зачем тигр это делает, как выбирает подходящую "доску объявлений". А потом дети тоже "оставляют свои послания", имитируя тигрят и рассказывают, как они их "прочитали", ведь тигр и тигрица будут воспринимать метки по-разному.
Особенное впечатление на детей производят встречи с инспекторами госохотнадзора, которые приезжают на уроки. Пообщавшись лично с теми, кто постоянно бывает в тайге, ловит браконьеров, разбирает звериные следы, многие задумываются, не заняться ли им в будущем самим охранной деятельностью.
История Павлика
Идея преподавать детям дисциплину "Тигроведение" зародилась у Ольги Левашовой после участия в Дальневосточном конкурсе "Живая тайга", организованном пресс-клубом "Последняя среда" и Амурским филиалом WWF. Журналистка несколько раз принимала в нём участие, дважды став победителем в номинации, посвящённой амурскому тигру, — в 2022 году она получила Гран-при. Во время мероприятия собираются не только журналисты-экологи со всего Дальнего Востока, но и специалисты, непосредственно занимающиеся сохранением редких видов, так что участники постоянно повышают квалификацию, узнавая подробную информацию из первых рук.
Историей, которая подтолкнула Ольгу Левашову к разработке внеклассных "тигриных" уроков, стала печальная судьба одного из детёнышей тигрицы Казачки, Павлика. Его мать отловили и поместили в Центр реабилитации в феврале 2018 года, поскольку она регулярно охотилась на собак в селе Алексей-Никольское Приморского края и отпугнуть тигрицу не удалось. Двух тигрят шести-семи месяцев оставлять одних в тайге было нельзя, поэтому Павлик и Елена тоже отправились на новое место жительства. В мае 2019 года подросшие тигрята успешно сдали экзамены, доказав, что умеют охотиться и избегать людей, после чего их выпустили в дикую природу. А чуть больше года спустя Павлик погиб от рук браконьеров.
— Больше всего меня поразило, что на суде преступники искренне недоумевали: "Что мы такого сделали? Подумаешь, тигра убили", — рассказывает Ольга Левашова. — Молодые люди двадцати лет с небольшим. Для меня это был полнейший шок: они выросли в тайге, где тигры вымерли из-за человека. И теперь, когда уникальных хищников туда с таким трудом возвращают, они не понимают ценности этого зверя. Значит, в детстве никто не научил этих людей любить тигров, никто не рассказал, для чего они нам нужны, не объяснил, что реинтродукция краснокнижных полосатых кошек — долгая и сложная работа, а появившиеся в тайге амурские тигры — повод для гордости.
После этого журналистка написала методическое пособие "Введение в Тигроведение", где давала базовую информацию о редком хищнике. Установочная лекция на основе этой разработки позволяет рассказать детям о тигре и о том, как его сохраняют. В проекте принял активное участие и директор Центра "Амурский тигр" Сергей Арамилев, ставший соавтором пособия. Поддержали Ольгу и другие организации, занимающиеся защитой тигра, — Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы WWF России, Межрегиональный экологический пресс-клуб "Последняя среда", Центр "Тигр", Управление образования Чугуевского муниципального округа.
— Обкатать тигроведение мы решили на младших классах, — рассуждает Сергей Арамилев. — Надо сказать, что они более требовательны к учебному процессу и привлечь их внимание не так просто. Если нам удастся увлечь детей начальной школы, проблем со старшеклассниками, думаю, не возникнет. Конечно, под них урок надо будет кардинально переработать, но это не такая сложная задача.
Не тигром единым
Самое забавное, что первый "тигриный урок", который провела Ольга Левашова, был посвящён… леопарду. Перед этим она с другими журналистами попала в национальный парк "Земля леопарда", где их провели по экологической тропе и показали документальный фильм "Лео 80М: История одного леопарда".
— Хорошо, что в зале было темно, — во время просмотра у меня на глаза не раз наворачивались слёзы, — признаётся Ольга. — После этого я поняла, что непременно хочу показать этот фильм детям, дать им возможность посмотреть вокруг глазами леопарда. Я связалась с национальным парком, мне предоставили фильм и проконсультировали, что нужно объяснить ученикам перед его просмотром. В результате всё получилось — школьники были в восторге от урока.
Позже появились и другие темы. Директор Центра "Тигр" Виктор Кузьменко подсказал Ольге Левашовой тему статьи: как нужно вести себя при встрече с дикими животными. Сдав материал в печать, журналистка задумалась, что хорошо бы донести эту информацию и до школьников, дабы детям не приходил в голову вопрос, можно ли завести себе амурского тигрёнка, и чтобы они не кидались гладить детёнышей диких животных, случайно наткнувшись на них в тайге.
— После урока на эту тему дети понимают, что бросаться утешать жалобно пищащего медвежонка — плохая идея, нужно бежать от него подальше, — вспоминает журналистка. — Мы разбираем, почему погладить хорошенького косулёнка — значит обречь его на смерть: вернувшаяся мать почувствует от него чужой запах и бросит малыша.
В природе всё взаимосвязано, поэтому тигроведение не ограничивается информацией о самой крупной кошке мира. Неизбежно разговор заходит о копытных, которыми эта кошка питается, о других хищниках, претендующих на ту же добычу, о тайге, где они все живут.
— Тигроведение — это не просто просветительские мероприятия по сохранению популяции крупной полосатой кошки, это более масштабная работа, которая направлена на формирование у детей понимания, насколько важна и ценна окружающая среда, в которой они растут, — отмечает Сергей Арамилев. — Охрана природы должна стать основой, вложенной в сознание ребёнка, чтобы в дальнейшем не пришлось исправлять ошибки экологической безграмотности, которые могут привести к непредсказуемым и, возможно, небезопасным последствиям.
Домашних заданий урок не предполагает, разве что начать более бережно относиться к окружающей среде: не мусорить, не ломать деревья, не поджигать траву. В детстве истории, рассказывающие о судьбе животных, воспринимаются особенно остро, и каждое занятие по тигроведению уменьшает риск того, что трагедия тигра Павлика повторится.
— Малыши всегда очень бурно реагируют на такие уроки, — комментирует Ольга Левашова. — Идя по коридору, сразу можно опознать кабинет, где проходит экологический урок — оттуда будет доноситься восторженный гул. Чем больше историй из жизни животных нашей тайги мы будем рассказывать, тем бережнее дети станут заботиться о природе. В конце концов, лучше всех любовь к животным прививают сами животные.
Ольга Ладыгина