В это сложно поверить, но 12 декабря Фёдору Конюхову исполняется 70 лет. Вечно молодой, вечно в пути. Он совершил пять одиночных кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику и побывал на семи главных вершинах мира. Мы поговорили с самым известным из ныне живущих русских путешественников и узнали, что такое "лимит риска"? Как близкие Фёдора Филипповича относятся к его образу жизни? И почему Конюхова можно назвать крестником Георгия Седова?
- Фёдор Филиппович, помните себя в детстве? Было что-то, что пробудило в вас жажду странствий?
- Осознанное желание путешествовать возникло, когда мне было восемь лет. Значительное влияние на это решение оказал мой родной дедушка, который в своё время участвовал в экспедиции Седова на Северный полюс. Он много рассказывал о Георгии Яковлевиче, о мужественных людях, которые были рядом с ним и трудностях, с которыми они столкнулись в ходе экспедиции. Я понял - во чтобы то ни стало я достигну Северного полюса, когда вырасту.
От деда на память мне остался нательный крестик Георгия Седова, с тех пор я не расстаюсь с ним.
- Каким было ваше первое серьёзное путешествие?
- Мой отец был рыбаком из поморов, мы тогда жили на берегу Азовского моря, он работал в рыбацкой артели. С ранних лет он приобщал меня к морскому делу, учил осознанно подходить к каждому выходу в море. Где-то в 15 лет мне захотелось проверить себя - пересечь Азовское море на вёслах. Думал, если справлюсь, точно стану путешественником. Начал тайком готовиться, как умел строил лодку в сарае. Через некоторое время отец обнаружил мою самоделку и, поняв в чём дело, изрубил её топором, строго-настрого запретив мне и думать о выходе в море на неподготовленной лодке. Он, конечно, был прав – на той самодельной лодке я бы далеко не уплыл. Но запрет только подтолкнул меня к действию. Пришлось взять без спроса подходящую лодку в артели отца. На пересечение моря ушло несколько дней, а на обратном пути я шёл вдоль берега около двух недель: ночевал на берегу, жёг костры, смотрел на звёзды и мечтал о новых путешествиях. Мобильных телефонов тогда не было и конечно родители сильно переволновались, не знали куда я пропал. Дома меня ждало наказание – отец крепко меня выпорол. Но мы оба поняли, что меня уже не переделать и я сделал свой выбор в жизни.
- Я слышала от вас термин "лимит риска"? Что это такое и каков он?
- Лимит риска у каждого свой. Образно говоря, это тот предел человеческих возможностей, которого может достичь человек в своих целях. Я считаю так: если ты не покорил Эверест - ты не альпинист, твоя карьера альпиниста не завершена. Да, приходиться рисковать, чтобы достичь чего-то значимого. Я дважды поднимался на Эверест, шесть раз проходил мыс Горн. Но я прошу Бога через святых, чтобы Он продлил мой лимит. Когда человек рождается, у каждого своя судьба и свой лимит риска. Один 10 раз рискует, на 11 погибает, другой 1000 раз рискует, на 1001 погибает. Вот я и прошу Святителя Николая продлить мне лимит риска.
- Каким было ваше самое сложное путешествие? Когда было по-настоящему страшно?
- Страх – это нормально. Не боится только тот, кто ничего не делает. Но надо учиться держать это чувство под контролем, сделать страх своим союзником. Большинство моих экспедиций связаны с теми или иными опасностями. Нештатные ситуации временами случаются, но за счёт верных расчётов и тщательной подготовки удаётся выходить из трудных положений. К некоторым экспедициям я готовлюсь годами, десятилетиями. Прежде чем отправится к Мысу Горн или подняться на Эверест, надо пройти этот путь в духе. Практика тоже важна.
Чтобы пересечь Атлантический океан на вёслах, я сначала 17 раз пересёк его на яхтах в одиночку и с командой. Сделал несколько одиночных кругосветок под парусом, на это ушли годы. К моменту старта я хорошо представлял, что меня ждёт, и в 2002 году на вёсельной лодке «УралАЗ» мне удалось пересечь Атлантику по классическому маршруту с острова Ла Гомера до Барбадоса за 42 дня, установить мировой рекорд, который продержался 11 лет. Затем в 2014 году на вёсельной лодке "Тургояк" я пересёк Тихий океан из Чили в Австралию за 160 дней. Этот переход был относительно спокоен, практически не было штормов, погода была на удивление благоприятная.
В 2018 году я стартовал на вёсельной лодке "Акрос" через Южный Тихий океан от Новой Зеландии до Мыса Горн. На протяжении всего перехода меня сопровождали штормы, иногда до 11-12 баллов. Волны в среднем были пять-шесть метров высотой, а при усилении ветра – до 10 метров. Целые горы воды с грохотом проходили через океан со скоростью 90 км/ч, били мою лодку. Ураганный ветер создавал эффект "летящей" воды, горизонта временами не было видно. Несколько раз лодка переворачивалась и подолгу не возвращалась на ровный киль. В эти минуты мне оставалось только задраиться в каюте, молиться и следить, чтобы лодка не встала лагом к волне. Но Бог меня не оставил, и мы справились. В результате ударов стихии лодка осталась без ветроуказателя и части солнечных панелей, из-за чего нарушился энергобаланс, возникли сложности с автоматическим определением курса лодки к ветру. Мой сын Оскар, руководивший экспедицией с берега, заметно прибавил седины. Через 154 дня, 9 мая 2019 года он встречал меня у Мыса Горн. Дойти до конца мне помог мой житейский опыт и осознание того, что, если я сойду с дистанции, весь мир скажет, что русский путешественник сдался. Я не мог этого допустить.
- Что помогает вам в путешествиях спасаться от одиночества и отчаяния?
- К одиночеству привыкаешь со временем. В молодости мне было конечно труднее справляться в одиночку. Моя первая кругосветная экспедиция на яхте "Караана" в 1990-1991 годах из Австралии в Австралию заняла 224 дня. Тогда не было спутниковых телефонов, нельзя было услышать голоса родных людей из океана. На борту была лишь УКВ-рация, радиообмен был возможен только с проходящими мимо судами - так я передавал на берег информацию о своём местоположении и самочувствии, узнавал прогноз погоды и новости. На борту у меня было несколько книг: Библия, Дон Кихот и Спартак – прочитал каждую по несколько раз. Позже пришло осознание, что в действительности я не один, а лодку сопровождают дельфины, киты, в небе парят альбатросы. Нет на Земле такого места, где человек был бы абсолютно одинок. А во время одиночных экспедиций унывать или отчаиваться просто нет времени: ты ставишь и убираешь паруса, что-то ремонтируешь или готовишь пищу. Свободное время я всегда посвящаю рисованию или пишу дневники.
- Какую роль в вашей жизни играет семья?
- Моя семья и мои друзья – самые важные люди в моей жизни. Каждый раз, когда я ухожу в очередную экспедицию, я с грустью покидаю близких, потому что знаю, что мы будем скучать друг без друга. Но это и укрепляет нашу связь. Моя супруга Иринушка шутит, что по-настоящему в браке мы прожили не 30 лет, как по паспорту, а только 10, потому что меня постоянно нет рядом. Когда я нахожусь далеко от дома, я обращаюсь к близким со страниц своих дневников и книг. Хочу быть примером для своих детей и внуков, а это невозможно сделать, сидя дома. Каждому Бог даёт свой талант. Кто-то рождён для путешествий, а другой будет хорошим инженером или врачом. Мои дети и внуки выбирают свою дорогу. Для меня главное, чтобы они были порядочными людьми, стремились достигать большего и делать хорошо то дело, которому посвящают свою жизнь.
- Как вам удаётся так распланировать время, чтобы так много успевать? Вы вообще спите?
- План экспедиций у меня расписан на несколько лет вперёд, я не стою на месте. Если я не путешествую, то обязательно занимаюсь планированием следующих экспедиций. Приходиться вести сразу несколько проектов в разной степени готовности, ведь никогда не знаешь, что получится реализовать быстрее, а что потребует дополнительной проработки. Ко мне в мастерскую постоянно приходят разные люди: альпинисты, яхтсмены, скульпторы, художники, актёры, мои друзья, бывают и государственные мужи - я стараюсь никому не отказывать в общении, но пока разговариваю - пишу очередную картину или по крайней мере думаю о ней. Сплю как обычный человек, только ночью встаю на молитву. А в экспедициях конечно сплю урывками по 15-20 минут, редко удаётся отдохнуть несколько часов в день.
- Если бы сейчас Роскосмос набирал отряд космонавтов на Марс, вы рискнули бы?
- Конечно рискнул бы, даже, если это "билет в один конец". На Марсе есть потухший вулкан Олимп высотой 21 км – это самая высокая гора нашей Солнечной системы. Вот бы организовать восхождение на эту вершину! Надо не бояться мечтать об этом и потихоньку планировать, пусть через 300 лет, но какой-то человек сможет это сделать, и я желаю ему удачи и немного завидую.
- Возможно ли представить Фёдора Конюхова, который скажет: всё, я вышел на пенсию, теперь никуда не лечу, не плыву, занимаюсь только картинами и своей деревней?
- Трудно сказать, время покажет. Я ещё не был в космосе и не погружался на дно Марианской впадины. Наша страна также не смогла принять участия в кругосветной гонке за 80 дней вокруг света под парусом на Кубок Жюля Верна. Называем себя мировой океанской державой, и это справедливо, но присутствие наше в океане малозаметно. А французы, англичане и американцы тем временем стоят современные яхты, катамараны, тримараны и устанавливают новые рекорды скорости, ходят кругосветку за 40 дней. Ещё есть чем заниматься и что посмотреть.
- Какой наилучший возраст для свершений и на сколько лет вы себя ощущаете?
- Лучший возраст для свершений, когда молодость встречается с начатками мудрости. У каждого это индивидуально происходит. Совершать
по-настоящему большие экспедиции я начал после 30 лет, когда уже отслужил срочную службу на Балтийском флоте, окончил Ленинградское арктическое училище, получил специальность моториста и навигатора, чтобы без спутников найти географический Северный полюс. И сейчас я не перестаю учиться. Для кругосветного полёта на воздушном шаре "Мортон" я проходил обучение по пилотированию тепловых и комбинированных аэростатов с несколькими зарубежными инструкторами, тренировался с моим другом Иваном Меняйло. Налетал больше 250 часов на свободных аэростатах в различных условиях. Сейчас вместе с Виктором Вексельбергом мы готовим проект "Альбатрос" - первый в мире одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте на солнечной энергии за 150-170 часов. Чтобы управлять самолётом с размахом крыльев в 45 метров, я прошёл специальное обучение по программе пилотов малой гражданской авиации в Белоруссии, летаю на планерах с Сергеем Рябчинским. Не надо стесняться учиться, спрашивать совета у экспертов, сколько бы тебе ни было лет. Иногда мне кажется, что мне уже лет 300 – столько всего я видел, но пока не перестанешь удивляться новому, стремиться раздвинуть границы своих возможностей – будешь молодым.
Фёдор Конюхов — пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Океанский гребец. Академик Российской академии художеств. Действительный член Русского географического общества. Совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, совершил три океанских перехода на вёсельных лодках. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу "Семь вершин мира" — подняться на высочайшую вершину каждого континента. Награждён Золотой медалью Русского географического общества им. Миклухо-Маклая и Премией UNEP "GLOBAL 500" за вклад в защиту окружающей среды.
Наталья Мозилова