ЦПИ РГО в рамках экспедиции "Мощный-2020" обследовал танкер Т-12, лежащий на дне Финского залива на глубине 63 метра. Подтверждаются неблагоприятные прогнозы: из частично разрушенного корпуса судна сочатся нефтепродукты. Экспертиза проб воды и грунта, взятых около затонувшего танкера, обнаружила опасные вещества, однако говорить о катастрофических последствиях для окружающей среды пока рано.
История танкера Т-12 — это одна из военных трагедий 1941 года. Танкер входил в состав конвоя, следовавшего из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года при выводе Краснознамённого Балтийского флота. На танкер погрузили 300 человек из состава эвакуируемых военных частей. Судно было потоплено немецкой авиацией днём 29 августа в пяти милях восточнее острова Гогланд и осталось на дне Финского залива.
ЦПИ РГО начало обследовать судно в 2018 году. Корпус танкера на глубине 63 метров отсняли с помощью многолучевого эхолота и определили его точную конфигурацию. Танкер сохранил целостность и стоит на дне на ровном киле курсом 210°. При этом корпус имеет значительный (около 25°) дифферент на корму, которая сильно разрушена взрывом и частично замыта в ил. Нос, наоборот, возвышается над грунтом на высоту более 10 метров. Носовая часть танкера повреждений не имеет. Там сохранились якоря, якорные цепи, брашпиль, установленные на баке зенитные орудия. Исключительно хорошо сохранилась передняя рубка и, в частности, ходовой мостик со штурвалом, машинным телеграфом, компасом, различными приборами, судовым имуществом. В штурманской комнате сохранились столы, штурманские инструменты, средства связи. На палубах лежит много стрелкового оружия, патроны, пулемётные ленты, стреляные гильзы.
Как считают специалисты ЦПИ РГО, в момент гибели танкера сначала на дно опустилась разрушенная взрывом корма, из танков которой вытекли нефтепродукты, а потом под воду ушли центральная и носовая части корпуса с заполненными танками. Экспертиза показала в целом, что мы имеем дело с тяжёлыми или тёмными нефтепродуктами, такими как мазут и дистиллятные масла.
В августе 2020 года экспедиция ЦПИ РГО обнаружила маслянистые разводы на поверхности воды над местом, где находится танкер. Были взяты несколько типов проб: материала корпуса судна для оценки степени усталости металла; шесть проб воды в районе горловин танков, пять проб грунта по периметру корпуса и фоновые пробы для сравнения. В образцах воды с поверхности моря содержание вредных примесей превышает ПДК в 4 раза, в пробах донных отложений — в 5–10 раз от установленных региональных фоновых значений. Также выше нормы содержание в воде ацетона и изопропанола, но можно допустить, что это связано с другими источниками загрязнения. При этом общее содержание растворённых нефтепродуктов в образцах придонной воды не превышает предельно допустимую концентрацию. Это, видимо, объясняется тем, что опасные вещества стремительно всплывают и не успевают раствориться в нижних слоях воды.
Кроме того, на месте катастрофы превышены показатели бензапирена, который по степени воздействия на организм относится к высшему классу опасности. Это может быть связано с тем, что во внутренних помещениях судна со временем начали разлагаться деревянные детали и изделия из ткани. Для того чтобы детально установить превышение фоновых концентраций различных вредных веществ и определить приоритет опасности, необходимо проведение дополнительных анализов.
Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, в настоящий момент вытекания из танкера не наблюдается, но в перспективе существует угроза разрушения корпуса судна. В связи с этим необходимо проводить регулярные исследования, чтобы снизить риски экологической катастрофы. Специалисты планируют вернуться к Т-12 и провести первичный анализ состояния корпуса методами неразрушающего контроля. Это поможет оценить, сколько танкер сможет ещё находиться под водой без нанесения ущерба окружающей среде.
Решение о необходимости любых подводно-технических работ на Т-12, вплоть до эвакуации нефтепродуктов, будет приниматься совместно с экологами. Главная цель исследований и подводных работ — сохранение безопасности приграничной акватории. Проект осуществляется при поддержке ПАО "Газпром".