Мифы и факты о гибели теплохода "Армения"

Графика ЦПИ РГО
Графика ЦПИ РГО

В Чёрном море в результате поисковой операции Министерства обороны России найден теплоход "Армения".  В его изучении и идентификации участвовали специалисты центра подводных исследований РГО. Санитарное судно было потоплено немецкой авиацией в 1941 году. На его борту погибло более шести тысяч человек. По нашей просьбе ялтинский историк Алексей Спасенков, который долгие годы собирает материалы о гибели теплохода "Армения", ответил на самые дискуссионные вопросы, связанные с этой трагедией.

1. Сколько пассажиров было на борту?

Факт. Посадки по билетам на теплоход "Армения" не было, а общего списка пассажиров в панике никто не вёл. Разные источники называют от 5 до 10 тысяч раненых и беженцев.

Миф. По одной версии судно было полупустым, его заполнили оружием и ценностями. По другой — на судне находилось очень много людей. Именно поэтому про гибель теплохода "Армения" власти молчали.

Алексей Спасенков: "Точного числа мы никогда не узнаем. Некоторые не попали на борт "Армении", а некоторые попали, минуя списки. В деле № 37 Центрального архива Черноморского флота мне попалась следующая цитата: "Эвакуация санитарного отделения ГВМБ (ред. — Главной военно-морской базы) из Севастополя повлекла за собой ликвидацию органа, который помимо руководства санитарным обеспечением базы, являлся и органом, суммировавшим всю медицинскую документацию".

То есть фактически находящиеся на борту "Армении" и организованно эвакуированные из госпиталей были не учтены пофамильно! Фактически у историков есть только несколько дел из разных архивов со списочным составом подлежащих эвакуации на этом судне. Если говорить о возможном количестве, есть архивное дело об эвакуации теплоходом "Армения" из Одессы. Тогда транспорт принял 5 тысяч человек. 

В середине октября 1941 года из осаждённой Одессы в Севастополь теплоход "Армения" эвакуировал:

"Наименование груза — 5.000 в/людей, раненых 72 ч., орудий 28 шт., прицепов 24 шт., автомашин 5 шт., зенит. установок 3 шт., разн. груза 165 т".

Дело № 1147, РГАВМФ 

И там же упоминается теплоход "Абхазия", который был несколько меньше "Армении", он эвакуировал "6.000 в/людей, боезапаса 300 т, орудий 9 шт., автомашин 1 шт., разного груза 300 тонн".

Следовательно, "Армения" могла принять 6 тысяч человек и большое количество грузов".

2. Скольким пассажирам удалось спастись?

Факт. В годы войны про теплоход "Армения" почти не писали, трагедий хватало. Крым на три года оккупировали немцы. После войны искать очевидцев катастрофы никто специально не стал. Да и найти их в разорённой войной стране было крайне проблематично.

Миф. Одни говорят, что не спасся никто. По другим данным спаслись от 8 до 82. В СМИ широко ходит история некой Анастасии Поповой, которая, несмотря на жуткий холод, беременная доплыла до берега. "Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу, не помню".

Алексей Спасенков: "Для установления истины надо привести метеосводку на 7 ноября 1941 года: сильный северо-восточный ветер 6–7 баллов, волнение до 6 баллов, нижний край облачности 500 метров, плотность облаков 2–3 балла (архивы Черноморского морского пароходства, РГАВМФ, Федеральный военный архив Германии).

Конечно, порой человек совершает невозможное, и хочется верить словам этой женщины, как ещё десяткам "рассказов" на эту тему. Но всё ж, при сильном отжимном ветре, волне, низкой температуре и в намокшей зимней одежде сделать это было практически невозможно. В архивной справке на этот счёт есть следующее: "Когда тонул, с т/х сбрасывали шлюпки… Удалось спасти 6 человек, на воде было до 300 человек". Через 6 часов в районе катастрофы "по левому борту плавает два чемодана… По правому борту плавает большая коробка". Так что, если верить документам, спасли шестерых".

3. Какой груз сопровождали сотрудники НКВД, подсевшие в Балаклаве?

Факт. Теплоход "Армения" вышел из Севастополя 6 ноября в 20:10 (доклад вышки береговой охраны), а 7 ноября дежурный ОВР (охраны водного района) сделал запись в журнале о заходе "Армении" в порт  Ялты в 2:15. Получаем 6 часов. А в 2:40 капитан Владимир Плаушевский доложил начальнику района о прибытии. Почему судно так долго дотуда добиралось?

Миф. В последние годы распространение получила история, будто возле Балаклавы "Армению" поджидали катера НКВД для погрузки секретных ящиков, в которых, по одной из версий, находились золото и ценности из крымских музеев, по другой — картины из коллекции Государственного Русского музея (К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, И. Левитан), которые на момент войны выставлялись в Алупке в рамках передвижной выставки. По третьей — архивные документы. Многие специалисты называют часы стояния в Балаклаве фатальными в судьбе "Армении".

Алексей Спасенков: "Никакого груза в Балаклаве на судно не брали! Ни в одном архиве я не встретил упоминаний того, что "Армения" там останавливалась.

Вспомним погодные условия, а это около 22 часов, плюс военное время, и следовательно, светомаскировка, оценим размеры "Армении": водоизмещение 5770 тонн и длина 112 метров, ширина 15,5 метров. И поймём, что зайти на внутренний рейд бухты Балаклавы было практически невозможно.

Гипотетическое рандеву могло произойти только в открытом море. А здесь сильный ветер, волна и абсолютная темнота. А суда, на которых якобы подошли сотрудники НКВД — это, скорее всего, "морские охотники" (одним из мест базирования которых была Балаклава): деревянные лодки длиной до 26 метров, узкие и очень валкие на волне. Подойти к "Армении", которая для них громадна, было бы настоящим безрассудством и преступной безответственностью за некий "особо ценный груз".

Они не могли не только передать груз, но и просто подойти к теплоходу. Кто имеет опыт бункеровки в открытом море, тот поймёт, о чём идёт речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы в щепки раньше, чем они успели бы сказать "мяу". Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава не упоминается как перевалочное место. Да и зачем? Рядом Севастополь с защищёнными от непогоды бухтами, прикрытыми средствами ПВО".

4. Была ли "Армения" в полном смысле санитарным судном, и находилось ли на её борту оружие?

Факт. На борту "Армении" в последнем рейсе находились раненые из госпиталей, медики и эвакуированные жители, что говорит о санитарных функциях транспорта. Находились ли на борту орудия? Специалисты Центра подводных исследований РГО обследовали затопленный теплоход "Армения". Центральная часть палубы, где могли располагаться пушки 21-К, настолько разрушены, что подтвердить или опровергнуть их наличие не представляется возможным.

Миф. На борту находились две/четыре пушки 21-К. Черноморский флот сам спровоцировал обстрел теплохода "Армения", разместив на нём оружие. Согласно нормам международного права, санитарное судно на это права не имело. Более того, на теплоходе перевозили большие партии оружия.

Алексей Спасенков: "Фашисты не особо чтили нормы международного права, а в Советском Союзе гитлеровцы вообще про них забывали. В июле 1941 года немцы разбомбили госпитальные суда "Котовский" и "Антон Чехов", а позже, в августе, в результате воздушных налётов затонули "Аджария" и "Кубань". Так что установка орудий на судах была необходимой защитной реакцией.

Был ли теплоход "Армения" в полном смысле госпитальным судном? Он именуется санитарным транспортом только в Приказе № 00162 от 08.08.41 "О зачислении в состав ЧФ санитарных транспортов "Армения" и "Абхазия". Во всех остальных изученных делах — как т/х (теплоход) или чаще — т/р (транспорт).

"На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1.150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости. Подкрепления для "Армении" выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1.420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную".

Дело № 1431, РГАВМФ

В одном из дел есть упоминание, что на подходе к Одессе конвой подвергся нападению вражеских самолетов, и что "Армения" вела противовоздушный огонь. Из архивных документов видно, что все мобилизованные гражданские транспорты активно применялись в перевозке вооружения, боеприпасов, личного состава, раненых, гражданских лиц. При этом вперемежку.

Вероятнее всего, теплоход "Армения" не успели покрасить в специальный белый цвет, просто было не до этого. Я специально искал какое-то упоминание об окраске, но нигде и ни об одном судне в 1941 году таких упоминаний нет. Поэтому называть "Армению" чисто санитарным транспортом не приходится. А переоборудование нескольких кают под медицинские нужды никак не делает из неё госпитальное судно!"

5. Правда ли, что капитан Плаушевский вышел в море днём, ослушавшись приказа?

Факт. Теплоход "Армения" вышел из Ялты в 8:00, что было смертельно опасно для судна.

Миф. После того, как судно заполнили люди, капитану Плаушевскому поступил приказ командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского: отправиться с наступлением темноты, после 19:00. Однако капитан "Армении" решился выйти в море, за что ему грозил расстрел. По одной версии он это сделал из-за наступающих немцев, по другой — на капитана надавили сотрудники НКВД, требуя раннего отбытия. 

Алексей Спасенков: "Нет, нет и нет! Никакого приказа Плаушевский не нарушал. И более того, был посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени, а в 1970 году в честь Плаушевского назвали сухогруз.

Я приведу цитату: "Транспорт «Армения» прибыл в Ялту в 02:40, капитан доложил, что имеет приказание, если погода будет нелетная, выходить днем. Начальник Ялтинского участка приказал начать погрузку. При погрузке присутствовали Председатель Совнаркома Крыма т. Менбариев. Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту из пулеметов с гор. Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время получено было приказание ОД ЧФ (Оперативный дежурный Черноморского флота) выходить из Ялты".

6. Если бы теплоход "Армения" остался в Ялте, люди остались бы живы?

Факт. В 8:00 теплоход «Армения» вышел в сторону Туапсе. В 11:25 судно обстреляла немецкая авиация, и за 4 минуты оно ушло ко дну.

Миф. Если бы капитан "Армении" дождался темноты, то всё завершилось бы благополучно, судно дошло бы до места назначения, и все были бы живы и здоровы.

Алексей Спасенков: "В то же время, когда в Ялте беженцы грузились на теплоход "Армения", немцы находились в пригородном посёлке Никита и из этого района обстреливали ялтинский порт. За день солдаты вермахта прошли Ялту и уже вечером заняли Ливадию. Надо понимать, что немцы шли на южный берег Крыма по нескольким дорогам. Перегруженный теплоход в порту — идеальная цель. Выйдя в море, у людей ещё оставался шанс. Но не слишком большой: к лету 1942 года из всех гражданских судов, мобилизованных в годы войны, фашисты уничтожили 70%".

7. Куда делся отчёт о гибели теплохода "Армения"?

Факт. В истории гибели теплохода "Армения" много белых пятен. Многие документы, по которым её можно изучать, до сих пор засекречены.

Миф. Многие, кто изучали историю теплохода "Армения", ссылаются на дело № 19, хранящееся в Центральном военно-морском архиве. Оно было известно по отдельным отрывкам. Позднее появилась информация, что в 1949 году его сначала засекретили, а затем уничтожили. Внешним вмешательством объясняют и незначительное количество документов об "Армении" в архивах Германии.

Алексей Спасенков: "Версия, будто бы сотрудники НКВД (в том числе позже и в немецких архивах) всё подчистили, могла возникнуть только у людей, которые никогда не работали в архивах. Для каждого фонда хранения существует история его формирования. Из него очень тяжело что-то изъять или перечеркнуть, поскольку все дела существуют не в безвоздушном пространстве. Так, информацию об "Армении" я черпал не из одного дела, а из десятков. Можно в одном месте переписать, переделать, но не во всех. Допустим, вахтенный журнал. Для того чтобы что-то сфальсифицировать, необходимо переписать весь документ. А он, как правило, 350–360 страниц.

Мизерное количество материалов люфтваффе в Федеральном военном архиве Германии в городе Фрайбурге объясняется запредельными бомбардировками союзниками Дрездена, куда в конце 1944 – начале 1945 гг. немцы вывезли основную часть архивов из Берлина.

На самом деле, никто ничего специально об "Армении" не уничтожал, просто документы "разбросаны" как по архивам, так и по фондам хранения. А за эту тему никто никогда всерьёз не брался. При этом существует одно дело, которое до сих пор имеет гриф "Совершенно секретно". Но "Армении" в нём посвящены только 11 из 422 страниц".

 

Наталья Мозилова