Валентин Петрович Бянкин (1929 – 1983): «Для того, чтобы ценить настоящее, нужно знать прошлое»

Помнится, что первый раз встретился с начальником пароходства В.П. Бянкиным зимой 1973 г., когда он отправлял экипаж теплохода «Иван Котляревский». Об этом детально рассказал приморский писатель Лев Князев: «Энергичным, коротким жестом Валентин Петрович придвигает к себе листок с позицией судов, только что принесенный секретаршей, и удовлетворенно встряхивает головой, остановив палец на одном из названий. — Вот он, «Котляревский». Совершенно точно, сегодня уходит из Гонконга. Подумаем, как быть...

Таким кратким, насыщенным энергией знаю я Валентина Петровича с того самого дня, как впервые представился ему в качестве вновь назначенного корреспондента морской газеты. Впрочем, если быть точным, пути наши пересеклись гораздо раньше — почти три десятилетия назад, еще во время войны. В те далекие годы я плавал матросом на стареньком пароходике, а он в числе первокурсников Николаевской-на-Амуре мореходки проходил у нас практику. Мне было 17, ему года на два меньше. Ничем не выделялся среди других первоклашек-салажат коренастый мальчишка, приехавший обучаться морскому делу из какой-то казачьей станицы на берегу Амура, но, верно, было в нем что-то такое, если именно он первым из того, да и предыдущего, выпуска стал в 25 лет капитаном крупного морского судна, без отрыва от работы закончил судоводительский, а затем и эксплуатационный факультеты высшей мореходки во Владивостоке, а в сорок лет стал начальником крупнейшего в стране морского предприятия, включающего в себя почти три сотни морских судов, порты, судоремонтные заводы, стройки, учреждения, организации...» (9. С. 9).

Летом 1975 г. мне довелось быть доверенным лицом В.П. Бянкина, когда его избирали депутатом Верховного совета РСФСР 9-го созыва. Тогда я и не думал, что увлечение историей мореплавания сведет нас в Приморском филиале Географического общества СССР (ныне Общество изучения Амурского края). Членом этой организации он стал 14 марта 1963 г. Рекомендацию ему дали легендарные капитаны Василий Константинович Лютиков и Георгий Александрович Яффе. Тогда в анкете, в графе «Сведения о печатных работах», Бянкин написал «не имею», но скоро его имя станет широко известно среди дальневосточных историков.

Увлечение историей совпало с предстоящим юбилеем, столетием со дня основания конторы Добровольного флота в нашем городе и открытия регулярных рейсов между европейской частью России и Владивостоком. Валентин Петрович занялся изучением этой истории, положив ее в основу будущей диссертации. Он подготовил научную работу в самые короткие сроки. В начале декабря 1979 г. мы поздравляли его с успешной защитой диссертации, а он в ответ говорил: «Это мальчиковая степень, теперь нужно заняться докторской» …

В.П. Бянкин оформил свою диссертацию в виде монографии «Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке (1860–1925 гг.)». В ней он писал: «Морской флот стал отраслью народного хозяйства, значение которой особенно значительно для краев и областей Дальнего Востока и Восточной Сибири. Он служит важнейшим средством осуществления как внешних, так и внутренних связей.

Нынешняя роль морского транспорта нашей страны предопределяет особый интерес к нему, повышает целесообразность изучения его истории. В этой отрасли работает большой отряд рабочего класса и советской интеллигенции, которые должны знать историю своего флота, постоянно брать примеры из ее богатого прошлого, понимать тенденции развития отрасли.

В этом видится практическая актуальность темы. Разработка истории отечественного мореплавания вызывается также ежедневной практической необходимостью, так как постоянное совершенствование организационных форм работы морского транспорта, поиски наиболее эффективных их параметров, создание необходимой технической базы, совершенствование отечественных и мировых грузопотоков, знание конъюнктуры фрахтового рынка сегодня — невозможны без знания истории и тенденций создания технической базы флота и портов Дальнего Востока, без глубочайшего и тщательного анализа форм организации работы морских предприятий наших предшественников, отечественных и мировых грузопотоков того времени.

Совершенствуя работу флота по линейному принципу, как наиболее прогрессивному и эффективному, пароходства Дальнего Востока обычно берут за основу организацию пассажирских или грузовых пароходных линий уже существующих или существовавших. Поэтому тщательный анализ таких линий Добровольного флота и флота частных судовладельцев Дальнего Востока за исследуемый период — дает массу исходных данных для организации линейного судоходства в наше время.

В деловой конкуренции с капиталистическими судоходными компаниями наши советские судовладельцы могут использовать богатый опыт конкуренции русских морских пароходств второй половины прошлого века и первых десятилетий нынешнего. Успехи и неудачи русских морских предприятий в то время в равной степени ценны для опыта нынешних моряков» (6. С. 8 – 9).

Если эта работа написана по всем канонам исторической науки, то вторая книга Бянкина, «В дальневосточных морях», стала особым вкладом в морское краеведение (1). Эпиграфом к ней стали строки «Для того, чтобы ценить настоящее, нужно знать прошлое». Так он перефразировал известные слова В.Г. Белинского “Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”.

В ней Бянкин поместил очерки о возникновении частного предпринимательства, в частности, о Якове Лазаревиче Семенове – «прекрасно знал, что для успешного развития торговли нужен морской транспорт». В статье «Первые промышленно-транспортные суда Приморья и их владельцы» автор описал историю отдельных судов второй половины 19-го века, сыгравших заметную роль в освоении и развитии русского Дальневосточного побережья. «Суда эти действительно были широко известны жителям Владивостока и края, – пишет автор. – Во-первых, не так уж много было судов, чтобы не знать их поименно каждое, а во-вторых, они оставили заметный след в истории отечественного мореплавания на Дальнем Востоке».

Валентин Петрович рассказал и о судоходстве на реке Раздольной. Сегодня это звучит парадоксально! Как, по этой реке, такой узкой и мелкой, плавали пароходы? Да и зачем? И появился увлекательный рассказ о пароходчике Михаиле Кузьмиче Федорове. Для читателей были откровением уникальная информация о М.Г. Шевелеве, Г.Г. Кайзерлинге, Владивостокском морском обществе, заселении Приморья и порта Владивосток.

Помню, как в Географическом обществе состоялось бурное обсуждение этой книги. Тогда на трибуну поднялся известный в те годы краевед и журналист Сергей Алексеевич Иванов. Обложившись томами из собрания сочинений В.И. Ленина, он стал едко указывать, что основоположник был категорически против предпринимателей- – «кровопийцев народа»! Но книга быстро нашла своего благодарного читателя и мгновенно разошлась, и это при тираже семь тысяч экземпляров!

Валентин Петрович был одним из ведущих составителей сборника "Дальневосточное морское пароходство, (1880–1980). В ней он подвел и некоторые итоги своей деятельности: «Все в большем объеме оказывалась интернациональная помощь народу Вьетнама, который вел кровопролитную Освободительную войну. В этой работе моряки Дальневосточного морского пароходства показывали массовый героизм. Построены контейнерные терминалы и другие современные перегрузочные комплексы. Осуществлены крупномасштабные мероприятия по повышению эффективности лесовозного флота и судов, работавших на зерновых перевозках. Выполнены сложные океанские буксировки плавучих доков. В семидесятые годы неизмеримо вырос авторитет Дальневосточного пароходства как судоходной компании, способной в условиях жесткой конкурентной борьбы с линейными конференциями резких колебаний конъюнктуры фрахтового рынка, дискриминационных законов, направленных против работы советского флота, стабильно обеспечивать выполнение принятых на себя обязательств» (2. С. 342).

Валентин Петрович жаловался мне, как непросто шла подготовка над этим изданием. В те времена были редкостью издание книг за рубежом, но для этого детища Бянкин пробил печать цветных иллюстраций в Японии.

В Обществе Бянкин руководил секцией мореплавания, превращая каждое заседание в интереснейшее событие. На одном из них он рекомендовал и меня в члены Общества. Правда, Валентин Петрович сетовал, что мало моряков ходит на эти встречи.

Большое внимание уделял он и библиотеке Общества. Именно тогда возникла идея создания библиотечной комиссии, которую возглавил Ной Давыдович Бендицкий. Несмотря на занятость Валентин Петрович регулярно заходил в библиотеку и даже переплел около ста ветхих изданий – уносил и приносил на руках. Немало книг он отреставрировал и для моей личной библиотеки. Он же купил и люстры для читального зала. Через пароходство оформил ремонт, поставил железную решетку в книжное хранилище.

1983-й год был напряженным в деятельности Приморского филиала – шла подготовка к предстоящему празднованию столетия ОИАК. Бянкин с другими членами общества организовали серию лекций, появились публикации в печати. Валентин Петрович взял на себя и задачу подготовить коллективный сборник, с чем отлично справился. Можно считать, что книга «Век замыслов и свершений», вышедшая после смерти В.П. Бянкина, посвящена ему.

Председатель филиала профессор Евгений Васильевич Краснов писал о нем: «В основу (работ В.П. Бянкина) положено тщательное изучение многочисленных публикаций, архивных документов и материалов. Немаловажную роль сыграл личный опыт автора, непосредственного участника и организатора многих морских экспедиций и регулярных линий. Добровольный флот, Совторгфлот, Дальневосточное морское пароходство — вехи судоходства на востоке России. Однако история русского торгового мореплавания на Дальнем Востоке уходит корнями к XVII в. О начале заселения Приморья, Сахалина, Камчатки, о первых судоходных предприятиях читатель найдет интересные сведения в книге капитана Бянкина. Транссиб и морское судоходство, Русско-японская война и первая революция, установление Советской власти, Гражданская война и иностранная интервенция, период восстановления советского торгового флота в 1923—1925 гг. — эти этапы становления и развития Дальнего Востока он исследовал профессионально, анализируя грузопотоки и сведения о заходах судов в порт Владивосток, протяженность причалов, время постройки, характеристики судов, их грузоподъемность, сметы расходов на содержание флота и многое другое. Большое внимание он уделял торговым связям, первым приморским производствам — фарфоровому и кирпичному заводам, основанным А.Д. Старцевым, сына декабриста Н. Бестужева…» (4. С. 6).

О причинах перевода Бянкина в «Дальморниипроект» на должность заместителя начальника по научной работе (с 20 сент. 1977) написано много. Возможно, роль сыграла зависть к тому уважению, с которым относились к Валентину Петровичу иностранные коллеги. Агенты называли его не иначе как «судовладелец Бянкин».

За исследования в области дальневосточного мореплавания Приморский филиал номинировал В.П. Бянкина на премию Географического общества СССР. Увы, поездка в Ленинград для получения премии имени Семена Дежнева закончилась трагически. Валентина Петровича Бянкина не стало 22 апреля 1983 г. Он не успел увидеть свою последнюю книгу «Порт приписки», рассказывающей о роли морского флота и порта Владивосток в лихие годы Гражданской войны (5).

Рассказать о жизни В.П. Бянкина долго не удавалось. Автору этих строк хотелось отметить десятилетие со дня его трагической смерти, и он отправился к руководству Дальневосточного пароходства. Увы, он не нашел там понимания. Несмотря на это, удалось напечатать статью (Хисамутдинов А. Валентин Бянкин: запоздалый некролог // Тихоокеанский курьер. Владивосток, 1993. 13–19 мая. (№ 12). В это время в Обществе открылись «Краеведческие четверги» (с 21 января 1993). На одном из них, 22 февраля 1993 г., когда члены Общества почтили память моряка-краеведа. На эту встречу пришла и вдова Тамара Егоровна Бянкина.

В 2010 г. вышел в свет сборник, посвященный Валентину Петровичу (7). Выступившие на презентации этого издания говорили, что Бянкин достоин звания Почетного гражданина Владивостока. Однако это звание присваивается только здравствующим лицам. Журналистка Валентина Воронова предложила объявить сбор средств на установку во Владивостоке памятника Бянкину, много сделавшему для города и развития отечественного торгового флота. Но и это благое пожелание не нашло продолжения. К счастью, моря стал бороздить теплоход «Валентин Бянкин». Непростые экономические отношения проявились и здесь: со временем этот контейнеровоз получил новое имя SITC “Keelung” и стал ходить под флагом Гонконга.

К сожалению, даже во всеобъемлющей Википедии нет полной справки о В.П. Бянкине. И все же хочется надеяться, что во Владивостоке появится улица с его именем и памятником бывшему начальнику Дальневосточного пароходства. Он так любил наш город…

Амир Хисамутдинов, председатель архивно-библиотечного совета

ПКО РГО – Общества изучения Амурского края

 

УКАЗАТЕЛЬ: Валентин Петрович Бянкин

в фондах библиотеки ПКО РГО – ОИАК (сост. Т.В. Дёмина)

I. Сочинения В.П. Бянкина.

1. В дальневосточных морях / ред. А. Ильин. Владивосток: Дальиздат, 1981. 240 с.: ил. № 37024. Автограф: "Библиотеке Приморского филиала Географического общества СССР с пожеланиями успехов о пропаганде географических и исторических знаний. Подпись (Бянкин) 12.01.1982 г.".

2. Дальневосточное морское пароходство. 1880 - 1980 / М.С. Бабиевский [и др.] ; ред. В. Дроздов. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1980. 392 с. : ил. № 36737. Автограф: "Библиотеке Приморского отделения географического общества СССР. В дар от благодарного читателя. Один из авторов этой книги. (Подпись), 26 ноября 1980 года".

3. Контейнеризация морских перевозок / В.П. Бянкин, Н.И. Савин. Владивосток: Дальиздат, 1982. 120 с. : ил. № 37302.

4. Основатели // Век замыслов и свершений / Отв. ред. Е.В. Краснов. Владивосток: Дальиздат, 1987. С. 6 - 13. № 38377.

5. Порт приписки / ред. А. Ильин. Владивосток: Дальиздат, 1983. 184 с. № 37493.

6. Русское торговое мореплавание на Дальнем Востоке (1860 - 1925 гг.) / ред. А. Ильин. Владивосток: Дальиздат, 1979. 256 с.: ил. № 36550. Автограф: "Научно-справочной библиотеке Приморского филиала Географического общества СССР. (Подпись). Сентябрь 1979 года".

II. О нем:

7. Валентин Бянкин: Биобиблиографический сборник / ПГПБ им. А.М. Горького; ПКО РГО ОИАК. Владивосток: Тип. ООО "Рея", 2010. 288 с.: ил. (Краеведы Приморья, вып. 5). № 47958.

8. ДВМП: Рейс длиною в 125 лет: Дальневосточное морское пароходство: Fesco - 125-year long vayage / Сост. А.А. Михайлов. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. 267 с.: ил. № 46681.

9. Князев, Лев Николаевич. «Президент ФЕСКО» // Корабли идут на Сан-Франциско: Путевые очерки. Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1974. С. 7 - 12.

III. Примеры копирования и оформления переплетов, выполненных В.П. Бянкиным

10. Жданко, М.Е. Роль моряков на Дальнем Востоке России: Читано в торжественном заседании Владивостокской городской думы 2 ноября 1910 г. по случаю празднования дня пятидесятилетия основания Владивостока / М. Е. Жданко. - Владивосток: Тип. Строевого отдела Владивостокской Портовой конторы, 1910. 10 с. № 36556.

11. Записки Общества изучения Амурского края. Т. I / Маргаритов, В.П. О каменном угле по берегам залива Петр Великий. Россет, С.С. Поездка на о-ва Тюлений и Сахалин. Буссе. Ф.Ф. Остатки древности в долинах Лефу, Даубихэ и Улахэ с рисунками. Отчет за 1887 г. Владивосток: ОИАК: Тип. Сибирского флотского экипажа, 1888. 10, 44, 28, 8, 2 с.: ил. № 36554.

12. Маргаритов, В.П. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива близ рч. Седими : Доклад в Обществе изучения Амурского края / В. П. Маргаритов. Б.м.: Б.г., Б.г.-6 с. (Переплет)

13. Маргаритов, В.П. Кухонные остатки, найденные на берегу Амурского залива близ рч. Седими: Доклад в Обществе изучения Амурского края / В. П. Маргаритов. Б.м.: Б.г., Б.г.  6 с.

14. Матвеев, Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. 1860 - 1910 г. Владивосток: Тип. Н.П. Матвеева, 1910.  192 с. № 36546.

Сейчас в библиотеке ПКО РГО – ОИАК развернута выставка, посвященная Валентину Петровичу Бянкину. Ознакомиться с ней можно по адресу: г. Владивосток, ул. Петра Великого, 4.