В начале августа завершился полевой этап проекта "Культурное наследие Галичской земли: историческая реконструкция и археология. Межрегиональная комплексная экспедиция", который проводится на средства гранта Русского географического общества. Теперь учёным предстоит обработать полученный материал в лаборатории. Что же интересного удалось найти в нынешнем году?
Унорож — уникальный объект археологического наследия, занимает взгорье (останец) на правом берегу реки Вексы. Холм крутой и высокий — склоны возносятся над рекой на 9–11 м. С севера и востока его подножие омывает Тойга, с запада "прикрывает" болотистая равнина. Площадь археологического памятника — около полутора гектаров: 160–180 м с севера на юг и 70–145 м — с востока на запад.
Интересные материалы дало поселение Вознесенское IV — новый археологический памятник, открытый на правом берегу реки Вексы Галичской. Это симпатичная ровная площадка недалеко от воды. Здесь растут сосны, а обстановка явно располагает к глубоким и плодотворным полевым исследованиям. И вот снят дёрн, и уже первые отложения культурного слоя приносят первые сюрпризы. Находки — хотя и не главная, но весьма существенная часть археологической работы.
Как понять, с каким историческим и культурным контекстом связан тот или иной археологический объект? Находки помогают исследователю сформулировать правильные вопросы, на которые нужно найти подходящие ответы или по крайней мере постараться немного приблизиться к их пониманию. В этом деле мелочей нет. Кроме правильного определения назначения, времени бытования и культурно-исторической привязки предмета важно знать, с какими отложениями культурного слоя или объектом он связан. Лежит ли он в непотревоженном состоянии или однажды в результате каких-то действий был перемещён. И есть ещё масса других немаловажных деталей, которые определяются во время полевых исследований и кабинетной работы с найденными предметами.
Несмотря на небольшую глубину слоя, найденные в нём предметы поражают широтой хронологического диапазона и разнообразием. Здесь кремниевые скребки и отщепы вместе с обломками лепной посуды эпохи бронзы соседствуют с керамикой и вещами раннего железного века, а также раннего Средневековья: железной пряжкой, трубочкой для хранения трута, при помощи которого разводили огонь, подвеской из медного сплава, имитирующей таранную косточку бобра. Разлёт во времени — в несколько тысячелетий.
Оказывается, эта небольшая площадка на протяжении многих веков служила местом временного или постоянного обитания жителям округи Галичского озера. Вот серебряный арабский дирхем с отверстием, специально пробитым для того, чтобы использовать его в качестве подвески или носить в составе целого ожерелья из таких предметов. Определить время бытования поможет прочтение надписей на обеих сторонах монеты. Так можно узнать, где и когда она была отчеканена, от имени какого восточного правителя.
Почему монета оказалась в столь отдалённых лесных краях, можно догадаться уже сейчас. Сначала её привезли сюда, чтобы обменять на ценный мех или бобровую струю, воск или мёд, а может быть, соль. И произошло это не позднее XI века, когда ещё по Волге и её притокам по Великому торговому пути ходили караваны. Они везли с юга звонкие серебряные монеты, а возвращались полные пушниной или иными богатствами Севера. Потом, когда монета уже изрядно истерлась, так как успела побывать во многих руках, из неё сделали украшение. И какая-то селянка гордо носила его как знак своего статуса и имущественного положения.
Путь из "варяг в арабы" был практически "усеян" серебряными дирхемами. И ещё долго эти монеты и их подражания сопровождали быт местных жителей, попадая время от времени в погребальные комплексы. На территории области арабские монеты найдены в погребениях могильника "Кузинские хутора" IX — начала XII века, расположенного в Шарьинском районе. Учёные считают его самым северным из известных на сегодняшний день могильников раннесредневековой марийской культуры.
По материалам Костромской археологической экспедиции