"Волны до неба": как кругосветка РГО достигла Французской Полинезии

На острове Мангарева. Фото участников экспедиции

На острове Мангарева. Фото участников экспедиции

"Волны до неба": как кругосветка РГО достигла Французской Полинезии "Волны до неба": как кругосветка РГО достигла Французской Полинезии

Катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества 10 мая благополучно достиг Французской Полинезии. Позади остались 1600 миль бурных вод Тихого океана и 16 дней, полных приключений и борьбы со стихией. Экипаж сумел в трудных условиях открытого моря устранить несколько поломок. Теперь команде предстоит привести в порядок своё судно, поправить здоровье и отдохнуть на острове Мангарева.

Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин, Андрей Черепанов и Калеб Хара Гарате отправились с острова Пасхи в направлении Маркизских островов 25 апреля. Испытание нового судна, на котором продолжается кругосветное плавание после потери тримарана Russian Ocean Way, пришлось вести в "боевых" условиях. Тихий океан вновь неласково встретил путешественников сильным ветром и высокими волнами.

По сравнению с тримараном, который мы потеряли и который довели за полтора года до превосходного состояния, катамаран существенно меньше. Он менее устойчив на волнах. Явно ощущается возможность переворота на высокой волне либо на невысокой турбулентной при неблагоприятной динамике взаимодействия волны и катамарана. Нежелательно вставать бортом к волне в 3 м и более. А 5 м смотрится рядом с нашим плавучим домиком пугающе, — отметил уже в начале плавания Евгений Ковалевский.

Тихий океан временами кажется спокойным. Фото участников экспедиции

Тихий океан временами кажется спокойным. Фото участников экспедиции

После выхода с Рапануи экипаж не сразу взял курс на остров Нуку-Хива, который рассматривался в качестве промежуточной точки маршрута. Двинулись на северо-запад. По советам местных мореплавателей, россияне планировали идти по своеобразной дуге, чтобы поймать пассат, и лишь затем пойти на запад к Маркизским островам.

Ветер довольно сильно давил на судно, и конструкция катамарана испытывала серьёзную нагрузку. Быстро стала заметна слишком большая амплитуда вертикальных движений задней балки. Чтобы избежать деформации каркаса, пришлось стягивать соединения резиновыми жгутами.

Ночью 25 апреля возникла первая, довольно комичная нештатная ситуация. Её причиной стал спасательный буй, доставшийся кругосветчикам вместе с катамараном. Устройство внезапно начало мигать.

Мы были уверены, что за восемь лет батарейки умерли и буй не работает. Взяли его, чтобы предъявить береговой службе Чили на проверке перед выходом с острова Пасхи. Решаем позвонить по спутниковому телефону Юлии Калюжной в береговой штаб, так как, возможно, буй выдаёт сигнал SOS, — рассказал Ковалевский.

В береговом штабе экспедиции выяснилось, что буй сработал и подаёт сигнал. Чилийские спасатели уже связались с Калюжной и отправили катер к месту событий.

После нашего звонка Юля срочно звонит на Рапануи, даёт отбой. Через полчаса звонят спасатели, уточняют обстоятельства. Калеб — чилиец, идущий с нами до Таити, — рассказывает про необъяснимое включение буя, спавшего мёртвым сном целых восемь лет, — добавил Евгений Ковалевский.

Будни кругосветчиков. Фото участников экспедиции

Будни кругосветчиков. Фото участников экспедиции

Через два дня сильное волнение уже заметно сказывается на конструкции катамарана. Волны высотой в 3 м бьют в корму судна.

"Палубу заливает ещё с ночи. Под палубой ухает и скрипит. Заглядываем с носа и с кормы под палубу. Два центральных стрингера сильно изогнуты. Подозреваем, что они сломаны. Нас это настораживает, но не пугает. Два мощных бревна, которые мы привязали вдоль бортов внутри палатки ещё до старта, несут на себе нагрузку. Всё нормально. Отремонтируем на Нуку-Хива", — отметил Ковалевский в путевом дневнике.

В последний день апреля происходит серьёзная авария. На хорошем ходу, при волне в 3 м и скорости ветра до 30 узлов, уже в подступающей темноте катамаран теряет управление.

В 20:10 вдруг на высокой, в 4 м волне мы начинаем "сёрфить", раздаётся щелчок. Нас ставит боком к ветру, пытаюсь выровнять рулями, не получается. Из палатки выбегают Стас и Андрей. Андрей кричит, что перо руля плывёт. Боже, мы потеряли один руль! В этот момент Стас кричит, что мы потеряли оба руля! — рассказал Ковалевский.

Команде пришлось спустить парус и выбросить с носа за борт плавучий якорь — водный парашют. Катамаран удалось стабилизировать, после чего сняли с правой кормы рулевую коробку. В распоряжении путешественников есть одно запасное перо руля.

Темнота, волны, кажется, до неба. Сильно опасаемся переворота. Все надеваем полную экипировку, спасательные жилеты. Стас и Андрей готовят коробку и перо руля. Вопрос один: как ставить на такой волне и таком ветру — на порывах более 40 узлов! Вода большими массами падает на палубу. Надо ещё зарядить шуруповёрт, он разрядился, пока сверлили отверстия в новом руле. Спим в одежде и спасжилетах. Нас медленно несёт на запад в сторону острова Мангарева в архипелаге Туамоту, Французская Полинезия, — описал ситуацию Ковалевский.

В течение всей ночи Тихий океан трепал и подбрасывал маленькое судёнышко. Поспать почти не удалось. Ветер и волны не унимались и утром, 1 мая. Однако солнце принесло надежду. В обсуждениях родилась идея установки руля на место.

Стас раздевается и заползает на корму правого баллона. Калеб и Андрей проталкивают ему рулевую коробку. У меня в руках оттяжка, я на левом баллоне, на корме. Плюс камера на груди — надо снимать. Тянем, толкаем, подаём болты, ось. Через 20 минут руль стоит. Стас умудряется всё сделать, правда, чуть не потеряв при этом палец. В 13:00 начинаем движение на атолл Мангарева, до которого 1000 миль. До Нуку-Хива далековато — 1400 миль, боимся идти туда на одном руле. Все смертельно устали. Нервное напряжение, — признался Ковалевский.

Спокойная вахта. Фото участников экспедиции

Спокойная вахта. Фото участников экспедиции

Ветер не утихает ещё несколько дней, достигая при порывах 40 и даже 50 узлов. За сутки по пять-шесть раз идёт дождь. Сырость везде: в палатку залетают не только брызги, но и волны. Снизу, под крохотным пристанищем экипажа, словно идут кулачные бои тяжеловесов, которые постоянно промахиваются и лупят по днищу.

Все удары по нашим почкам, печени, селезёнкам, лицам и остальным частям тела. Такого дискомфорта давно не было, — признаётся Ковалевский.

Утром 5 мая вдобавок ко всему отламывается крепление удлинителя румпеля. В течение часа экипаж находит решение и проводит ремонт.

6 мая Евгений Ковалевский отмечает своё 66-летие. Ещё один день рождения в кругосветном плавании!

Я в центре Тихого океана. С чем ещё можно сравнить возможность встретить такой рубеж в пространстве Вселенной, на поверхности великого океана? До ближайшей земли более 2000 км, — отмечает руководитель экспедиции.

Евгений Ковалевский вновь отметил день рождения в кругосветной экспедиции. Фото участников экспедиции

Евгений Ковалевский вновь отметил день рождения в кругосветной экспедиции. Фото участников экспедиции

Ещё через четыре дня катамаран подошёл к острову Мангарева. Здесь путешественникам предстоит много работы: нужно найти фанеру или крепкое дерево для новых рулевых устройств, а также по возможности сделать в палатке фанерную палубу. Остальной ремонт придётся оставить до Таити. Там в более подходящих условиях заменят алюминиевые стрингеры на нержавеющие стальные, поставят для усиления конструкции судна трубы или брёвна.

Евгению Ковалевскому на острове Мангарева потребовалось медицинское обследование. В последние дни перехода руководитель экспедиции почувствовал недомогание. О врачебной помощи оперативно удалось договориться начальнику берегового штаба Юлии Калюжной.

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов