Два погребальных памятника из камня в виде вытянутых стел с прослеживающимся изображением человека попались в руки участникам экспедиции, изучающим тувинский курган Туннуг. Находки напрямую связаны с ритуальным комплексом и являются логичным продолжением обнаруженных ранее следов человеческих и животных жертвоприношений. Стелы невиданной ранее фактуры датируются концом IX века до н.э.
Памятники были обнаружены недалеко от центра кургана, в поваленном состоянии. По всей видимости, когда-то их здесь было много: подобные камни, аналоги современных надгробий, традиционно устанавливались в честь погибших. Одна стела сохранилась целиком, другая — состоит из двух обломков. Оба памятника венчает символическое изображение человека, у одного из них прослеживаются условные черты лица.
"В целом, для того времени характерна установка похожих стел, но с такой иконографией — пока не встречалось. Это очень интересный, ещё пока требующий какого-то объяснения факт", — комментирует научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник ИИМК РАН Тимур Садыков.
Самые известные похожие памятники скифских времён — оленные камни — массивные каменные плиты, получившие своё название от наиболее часто встречающихся изображений оленя, выбитых на плоскости или нанесённых охрой. В основном их можно встретить в Монголии и на Алтае, однако некоторые были обнаружены в Туве, в непосредственной близости от места раскопок, в той же котловине. На оленных камнях изображали, как правило, какие-то важные вещи, характеризующие человека: оружие, иногда украшения.
"Оленные камни — памятники приблизительно того же времени, поэтому мы планируем найти на кургане несколько таких массивов — это вполне ожидаемо для данной культурной среды. Но пока что мы нашла вот эти две неизвестные стелы с немного отличающимся набором элементов. Почему — это загадка, других аналогов мы пока не встречали", — поясняет Тимур Садыков.
Стелы четко связаны с курганом и датируются концом IX века до н.э. — для того времени изображения человека в виде символа были весьма характерны. Исключительность этих находок позволяет предположить, что подобные традиции сюда пришли откуда-то извне, возможно из соседней Монголии или из Китая. Имеет ли эта гипотеза право на существование — учёным только предстоит выяснить.
Юлия Гопиус