2 июня в конференц-зале Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края состоялся круглый стол по теме "Значение празднования 130-летия путешествия на Восток цесаревича Николая Александровича для укрепления исторических ориентиров и духовно-нравственных основ развития России".
Восточное путешествие цесаревича Николая Александровича, будущего царя Николая II, началось 23 октября (здесь и далее даты приводятся по старому стилю) 1890 года в Гатчине и завершилось 4 августа 1891 года в Тосно. Августейший путешественник посетил Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию, Бомбей, Цейлон, Сингапур, остров Яву, Сиам, Китай, Японию.
11 мая 1891 года цесаревич прибыл во Владивосток.
Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством на перекрестке улиц Светланской и Прудовой (ныне Петра Великого) была построена Триумфальная арка.
В ходе десятидневного визита Николай осмотрел город, посетил Сибирский флотский экипаж, пограничный пост в Посьете, пообщался с генерал-губернатором Приамурского края, военным губернатором Приморской области, познакомился с командиром порта, комендантом и представителями города, начальниками частей Сибирской флотилии и порта, военных частей, руководителями гражданских и городских учреждений, а также железнодорожными инженерами.
Цесаревич Николай Александрович принял участие во множестве мероприятий, повлиявших на дальнейшее развитие и становление города Владивостока. Среди них – закладка первого памятника Владивостока – монумента легендарному исследователю Дальнего Востока адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому, закладка строящегося сухого дока и Владивостокского железнодорожного вокзала. Главной миссией, ради которой августейший гость прибыл во Владивосток, стала закладка Уссурийского участка Транссибирской железной дороги – самой длинной в мире железнодорожной артерии, связывающей восток и запад России.
21 мая 1891 года будущий царь Николай II покинул Владивосток и начал путешествие через всю Россию обратно в Санкт-Петербург. Он ехал по суше и по рекам через Уссурийск, Хабаровск, Благовещенск, Нерчинск, Читу, Иркутск, Красноярск, Томск, Сургут, Тобольск, Петропавловск, Тару, Омск, Уральск и Оренбург, и вернулся в Санкт-Петербург поездом.
Общая длина маршрута, пройденного наследником престола Российской империи, составила более 51000 километров, в том числе 15000 по железным дорогам и 22000 по морю.
В работе круглого стола "Значение празднования 130-летия Путешествия на Восток цесаревича Николая Александровича для укрепления исторических ориентиров и духовно-нравственных основ развития России", прошедшего 2 июня, приняли участие представители Приморского краевого отделения Русского географического общества – Общества изучения Амурского края, Владивостокской Епархия РПЦ, Приморской государственной картинной галереи, Общероссийской общественной организации "Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый Орел", Всероссийского общества инвалидов и других организаций.
Участники круглого стола обсудили влияние путешествия цесаревича на развитие России в целом и Владивостока в частности, важность сохранения исторической и культурной памяти, духовной связи с предками, опасности манипулирования и искажения исторических событий.
Отдельно стоит отметить выступление председателя ПКО РГО – ОИАК Алексея Буякова, который представил уникальные подлинные фотографии из личного архива, сделанные в период Восточного путешествия, на которых запечатлен броненосный крейсер российского флота "Память Азова" в различных портах иностранных государств. Именно на его борту цесаревич Николай Александрович преодолел маршрут из Триеста во Владивосток.
Завершилась работа круглого стола продолжительным неформальным общением участников мероприятия.