14 сентября 2024 года в столице Дагестана под желтеющими листьями парка им. Ленинского комсомола состоялась просветительская акция «НЕурок географии. Вместе с природой» под девизом «География – основа туризма». Организовал и провёл данное мероприятие Тагир Балгуев, заместитель председателя Дагестанского отделения РГО, завуч по воспитательной работе Махачкалинского многопрофильного лицея №3.
Туризм – это область общественной практики, где по-особому осознается роль и значение географии. Туризм всемерно способствует развитию географической науки и системы географического образования, обеспечивает рост интереса в обществе к географии как науки и профессиональной деятельности. Объекты туризма по сути своей географичны, поскольку органично вписываются в ландшафты и отражают их главные особенности. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей и молодежи расширяется сфера общения, укрепляются навыки социального взаимодействия, накапливается положительный опыт поведения. Посредством туризма формируются нравственные качества личности: чувство коллективизма, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка. Человек, который занимается туризмом, должен в совершенстве владеть такими географическими темами, как «Топографические карты», «Топографические знаки», «Географическая карта и её легенда», «Географические координаты», «Определение азимута» и т.д. На уроках биологии, учащимся следует обращать особое внимание на темы по изучению диких растений, в частности тех, которые являются ядовитыми; на то, как следует вести себя при встрече с дикими животными. Он должен в максимальной степени нагружать себя на уроках физкультуры и таким образом готовиться к порой очень трудным спортивно-туристическим испытаниям.
Участниками мероприятия выступили ученики 8-го класса МБОУ «Многопрофильный лицей №3» г. Махачкалы. Для имитации природных препятствий было найдено подходящее место – хорошо залесённая территория городского парка неподалеку от образовательного учреждения. В рамках просветительского проекта Русского географического общества «НЕурок географии» школьники познакомились с методами преодоления природных препятствий, научились правильно пользоваться компасом, общегеографическими и топографическими картами.
Ученики 8-го класса поделились на три команды по 5 человек. Состязание носило соревновательный характер в форме эстафеты. На каждом из 5-ти этапов спортивно-туристского маршрута стояли участники от каждой команды. Старт начинал первый участник, финишировали все вместе.
Первый этап. Первый участник проходит беговой маршрут под названием "Кочки". Преодолев его, он встречается со вторым участником своей команды, который ждёт его в квадрате, выделенном на земле красно-белой лентой.
Второй этап. Находясь в квадрате, оба участника получают первое задание: определить азимут расположения квадрата на местности с помощью компаса. После выполнения задания оба бегут к следующему участнику своей команды.
Третий этап. Третий участник ждёт в снаряжении (обвязке). Судья даёт подбежавшим участникам команды файл, в котором находится разрезанная карта Дагестана для их правильного сбора. После удачной компоновки элементов карты, третьему участнику команды предстоит преодолеть «Воздушку» (продвижение под веревкой от одного дерева к другому).
Четвертый этап. Здесь участники команды выполняют задание «Топографические знаки»: им предоставляется возможность методом «экзаменационного билета» из 20 топографических знаков выбрать пять, определив и записав их название. После выполнения данного географического задания, четвёртый участник проходит на скорость этап «Параллелька» (продвижение от одного дерева к другому по двум веревкам).
Пятый этап. На этом этапе участники пишут все вместе короткий географический рассказ, ориентируясь по предложенному перечню географической номенклатуры и топографических знаков. На выполнение задания отводится 5 минут. Затем пятый участник преодолевает условное препятствие «Маятник» на канате.
После исполнения этого, требующего хорошей физической подготовки, пируэта команда в полном составе бежит к финишу. Время достижения финишной черты фиксируется по последнему участнику.
Таким образом, главной целью проведенного «НЕурока географии» было усвоение и популяризация географических знаний, используемых в туристической деятельности. При этом решались следующие задачи:
- создание комплексной неформальной просветительской площадки для полноценного общения единомышленников разных возрастных категорий;
- предоставление возможности школьникам осваивать разнообразные приемы преодоления природных препятствий на туристических маршрутах;
- формирование представлений о практической значимости географических и топографических карт;
- привлечение внимания детей к особенностям предмета географии;
- подготовка к участию в международной просветительской акции РГО «Географический диктант».
Пресс-служба ДРО РГО