Павел Красновид, преподающий географию в гимназии имени Подольских курсантов в подмосковном Климовске, в качестве кабинета использует сквер перед школой, а в качестве дидактического пособия – валуны перед гастрономом. Откуда у него на полках палеонтологические окаменелости, зачем ему пластилиновый пеликан и как дети подарили своему городу памятник, читайте в нашем материале.
К лацкану Павла Красновида приколот маленький серебристый глобус. "Дети подарили, – улыбается он. – В доказательство того, что географ глобус не пропил, он у меня теперь всегда с собой". На стене в кабинете – коллаж в стиле обложки Forbs: фотография Павла крупным планом и надпись "It’s easier to kill me than to defeat me" – "Меня проще убить, чем одолеть". Тоже дети подарили. "Когда мне старшеклассники в шутку предложили "договориться" насчёт оценки за тест, я ответил, что меня проще убить, чем договариваться, – вспоминает учитель. – Вот они и состряпали эту красоту".
"География – это история в пространстве"
С этим высказыванием Жан-Жака Элизе Реклю Павел полностью согласен. История его жизни, тесно переплетённая с географией, служит наглядным подтверждением. Страсть самого Павла к предмету появилась благодаря учителю – Вере Петровне Механошиной. "Она настолько интересно преподавала, что буквально зажгла его, – вспоминает бывший классный руководитель Павла Светлана Викторовна Боткина, учитель русского языка и литературы. – Он стал всё больше заниматься географией. Она давала ему книги почитать, отправляла на олимпиады. И когда Паша увлёкся этим предметом, равных ему не было". В результате Павел поступил на геофак МГУ. Закончил бакалавриат и перевёлся в педагогический – снова сказалось влияние Веры Петровны, он решил стать не только географом, но и учителем. Родителей это решение напугало – дедушка Красновида работал в сельской школе, а мама преподавала английский язык, так что о трудностях профессии они знали достаточно, чтобы постараться отговорить Павла. "Его мама была весьма расстроена, – рассказывает учитель математики Наталья Васильевна Беликова, которая была директором гимназии, когда Павел в ней учился. – Она переживала, что ребёнок пошёл в пединститут: работа тяжёлая, забирает всё время и силы, а оплачивается не слишком щедро. Но преподавание – это, если можно так выразиться, диагноз. Если уж есть призвание, никуда от него не деться".
Поначалу выяснилось, что часов географии в школе маловато. "Когда он пришёл ко мне по окончании вуза, я поняла – надо брать, а там разберёмся, – делится директор школы Наталья Анатольевна Квашенникова. – У нас на тот момент не хватало учителей математики, а у него этот предмет всегда шёл прекрасно. У его класса преподавала заслуженный учитель Нина Александровна Панкратова, благодаря ей он любил математику. Окончив курсы повышения квалификации, Паша два года вёл этот предмет. А потом Вера Петровна была вынуждена уйти по болезни, и он взял её нагрузку".
"Меня влюбили в школу. Здесь очень важна личность учителя – а у нас все учителя были яркими, интересно давали материал. Я, например, помню, мы писали письмо Раскольникову о том, как мы оцениваем его поступок. Математик Нина Александровна была для меня как Софья Ковалевская – увлечённая, эмоциональная. К концу урока она вся в мелу, а мы счастливые и довольные: графики построены, уравнения решены. На истории целые сцены разыгрывали – кто-то выступал от имени Батыя, кто-то от имени Ленина… Я ещё в 10-м классе решил, что стану учителем. И точно знал, что буду работать именно в нашей гимназии".
Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"
Принимать участие в конкурсе "Учитель года" Павел не собирался – и без того забот довольно. Поуговаривав его пару лет, Наталья Анатольевна решила пойти другим путём: просто подала заявку и поставила учителя перед фактом. "Я видела, что он готов к испытаниям, поэтому и взяла дело в свои руки. Наша школа две недели конкурса буквально жила этим: мы смотрели все уроки и мастер-классы в прямом эфире".
"Без географии вы нигде"[i]
Чем интереснее уроки, тем эффективнее обучение, и Павел Красновид не отстаёт от учителей, которые некогда "влюбили" его в школу. "Каждый урок и каждая тема по-своему интересны, – уверена ученица 9Г класса Виктория Селютина. – Павел Евгеньевич объясняет всё увлекательно и доступно, у него всегда весело на уроке". О монотонном пересказе учебника речь не идёт: на улице проходит урок или в классе, изучают ли дети новый материал или пишут проверочную работу, занятия неизменно проходят оживлённо: ученики то и дело обмениваются репликами друг с другом и с учителем. Тишина не приветствуется – ребята должны делиться впечатлениями, обсуждать полученную информацию, и глаза у них должны гореть.
Кабинет географии выглядит ровно так, как его бы изобразили в фильме: на доске и по стенам развешаны карты, в шкафах и на полках – книги вперемешку с минералами. На подоконнике лежит нечто, больше всего напоминающее полую каменную корягу, рядом – большой булыжник неправильной формы. "Это бивень и зуб мамонта", – поясняет хозяин кабинета. Доисторические артефакты вполне мирно соседствуют с современными технологиями: интерактивной доской и компьютером, на мониторе которого в качестве заставки выведена фраза "без географии вы нигде".
При изучении материала используются самые разные средства – например, флайт-радар, который позволяет полюбоваться на оживлённое движение в воздухе и обсудить, что означает количество самолётов над Европой и Азией, какие там проходят пассажирские и торговые трассы. Впрочем, чрезмерно увлекаться цифровыми технологиями Павел считает неправильным: "На них замыкаться ни в коем случае нельзя, иначе мы потеряем всё живое в обучении, уйдём в виртуальное пространство. На уроках нужно непосредственное общение, эмоции и натурное наблюдение: гербарии, геологические коллекции и пр. Одно дело, обсуждая самоцветы Урала, держать в руках друзу горного хрусталя, и другое – ограничиться картинкой на экране монитора. Если перевести географию, биологию и другие естественно-научные предметы в цифровую среду, они станут сухими, скучными".
"Он юморной, умный, добрый. Каждый урок запоминается, на географии не балуются даже самые завзятые хулиганы. Потому что у него всегда интересно".
Илья Смирнов, ученик гимназии им. Подольских курсантов
Живой и энергичный, учитель ходит между учениками, поглядывает через плечо то одному, то другому, комментируя аккуратно раскрашенные контурные карты, то и дело шутит. "Когда мы изучали план местности, один из уроков проходил на улице, – смеясь, рассказывает Катя Архипенко из 9Г. – Мы должны были зарисовать в масштабе наш сквер. По заданию деревья указывать было не надо, а я решила, что без них чего-то не хватает, и по всему плану красными точечками натыкала вишни, которые там растут. Павел Евгеньевич посмотрел на моё творчество и сказал, что у меня сад заболел ветрянкой, весь класс хохотал. А потом он объяснил, как нужно было показать сад с помощью топографических знаков – мне кажется, я на всю жизнь запомнила".
Для открытого урока на конкурсе "Учитель года" Павел собрал целую "посылку", которую ему в начале урока вручал "почтальон". Тема – экономико-географическое положение, состав и население Поволжья, поэтому в качестве "даров" в ящике лежали соль, склянка с нефтью, колоски пшеницы, холщовый мешочек с мукой и сушёная вобла.
Павел всегда старается объяснять материал, привязывая его к тому, что окружает ребят в повседневной жизни. В качестве наглядного пособия подойдёт и рельеф местности у реки, к которой можно подойти, чтобы оценить особенности ландшафта, и хранящийся в классе кусочек сиреневого минерала чароита, и деревья перед школой.
"На уроке в 8-м классе мы недавно изучали ледниковый период, экзогенные факторы рельефообразования. Дошли до гляциальных процессов – но где те ледники и где мы? Надо что-то родное и близкое, поэтому мы мысленно отправились к гастроному на пересечении Заводской и проспекта, его все ученики знают. Рядом со входом – два обкатанных гранитных валуна. Откуда они взялись, если у нас сплошные осадочные породы? Открыли геологическую карту и увидели, что Балтийский щит сложен из гранита, потихоньку начали разбираться, какой процесс мог перенести их сюда. Так ледник и открывается, заодно связывается с историей края. А уж когда ребята получают в руки бивень или зуб мамонта, всё становится совсем здорово – подключается тактильное и эмоциональное воздействие".
Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"
Помимо бивня мамонта в кабинете целая коллекция интересных вещей: минералы, друзы, окаменелости. Что-то осталось "в наследство" от предыдущих хозяев, что-то Павел привёз из своих путешествий, что-то нашли сами дети. "С 2013 по 2015 год мы с ребятами ездили на Подольский карьер с зубилами и молотками, – поясняет Павел. – Оттуда и окаменелости: мы находили стебли морских лилий (криноидеи) и древние раковины (брахиоподы). К сожалению, теперь карьера нет – его начали заравнивать, наверное, там скоро будет новый микрорайон". Свои отпуска учитель географии проводит в разъездах, которые носят ярко выраженный геологический характер. По дороге на Урал, где у него живут родственники, нужно непременно заглянуть на Сибайское, Качканарское или Меднорудянское месторождение, посмотреть, что интересного есть в отвалах. Из путешествия в Хибины – привезти целый багажник различных пород.
"Очень хочу вывезти детей в Хибины. Там есть балки, в которых можно найти и увезти с собой кусочки эвдиалита, апатита, нефелина. Это же совершенно особый опыт – обнаружить какой-то минерал самостоятельно. Я бы хотел, чтобы дети пережили такое. Потому что эмоции – единственное, что не девальвируется. Знания могут устаревать, а эмоции и впечатления остаются навсегда".
Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"
Увлечение географией и страсть к преподаванию в гимназии имени Подольских курсантов передаётся от поколения к поколению на манер семейного ремесла. Сейчас в гимназии три учителя географии, среди них – выпускница Павла. Есть и другие бывшие ученики, сделавшие выбор в пользу педагогической работы.
"У нас школа вообще уникальна тем, что к нам идут работать наши выпускники, их сейчас 26 из 77, это треть нашего педсостава. Оканчивают вузы и приходят устраиваться к нам: "Хотим только в родную гимназию". А мы и рады: они знают и традиции школы, и наши требования".
Наталья Квашенникова, директор гимназии им. Подольских курсантов
"История – это география во времени"[ii]
Уроки рано или поздно заканчиваются, общение с детьми – нет. "Когда у меня сложная жизненная ситуация, я иду её обсудить к Павлу Евгеньевичу. Родителям далеко не всё будешь рассказывать, а вот к нему всегда можно обратиться", – застенчиво улыбается ученица 9Г Владислава Довгань.
Одни приходят за советом, другие – обсудить географию, третьи – вместе поколдовать над макетом в школьном музее, воспроизводя с помощью проволоки, губки, щепок и других подручных средств подвиг Подольских курсантов. Музей тоже находится в ведении Павла. В витринах под стеклом лежат письма, сделанные из патронов зажигалки, записная книжка, в которой перьевой ручкой чертёжным почерком аккуратно записаны "уроки" – характеристики и особенности применения артиллерийских орудий. В углу стоит ржавая печка-буржуйка, электрическая подсветка имитирует живой огонь. "Видите эти два уголька? – показывает Павел на чёрные щепочки, выглядывающие из буржуйки. – Мы их нашли, когда тянули в печку провод. Представляете, они так и лежали здесь с октября 1941 года!"
"Знаете, что для Паши было лучшим подарком? Карта Отечественной войны выпуска 1813 года: симбиоз географии и истории. Папа раздобыл ему эту карту ко дню рождения. У него очень хорошо шла история, на олимпиады ездил. Даже обидно было немножко, что решил поступать на геофак, а не на истфак".
Галина Якшева, преподаватель истории
Музеем Павел занимается со школьных лет: поначалу помогал учительнице истории Галине Григорьевне Якшевой, а когда сам стал педагогом, принял у неё "должность смотрителя". "Он полностью взял музей в свои руки, всё по крупицам собирал, – рассказывает Галина Григорьевна. – А ещё он как-то узнал, что когда-то, будучи старшими вожатыми, мы с моей коллегой Тамарой Сергеевной добились, чтобы школе присвоили звание Подольских курсантов. И он вытребовал для нас награды: благодаря Паше нам торжественно вручили знак Государственной Думы".
Теперь уже Павлу помогают его ученики. Став однажды "музейщиками", как их называют педагоги, они не могут оторваться от этого дела, даже окончив школу: по выходным в музей приходят два выпускника Павла – ныне студенты педагогических вузов.
А в скверике перед школой стоит памятник Подольским курсантам, который появился в Климовске благодаря Павлу и школьникам. Артиллерист и пехотинец, отлитые из бронзы, смотрят вдаль, упрямо сжав губы: юные лица полны решимости, плечи развёрнуты, оружие наизготовку. Все детали воспроизведены со скрупулёзной достоверностью – знаки различия, петлицы, винтовки Мосина. "Этот памятник нам непросто дался, – задумчиво говорит директор гимназии. – Когда дети пришли ко мне с этой идеей, я поняла, что просто не имею морального права сказать им "нет". Но у руководства города не было денег на такой проект, так что мы взялись за дело сами: объезжали предприятия города, убеждали выделить средства под детский проект. Первый взнос сделали наши учителя, вложили деньги выпускники, предприятия тоже пошли навстречу. И вот памятник стоит – не бывает ничего невозможного! И наши дети теперь это знают".
В конкурсе проектов приняли участие скульпторы со всей России. Выиграли специалисты из Ульяновска, члены Союза художников России Виктор Михайлов и Олег Слепов. Правда, в первоначальной версии курсантов предлагали сваять в зимней форме – 1941 год выдался холодным, и среднесуточная температура в начале октября была -0,6˚С, судя по данным, которые подняли Павел и его "музейщики". Но историческая правда в том, что восемнадцатилетние мальчишки, встречавшие врага под Климовском, были одеты в лёгкие гимнастёрки, зимнюю форму им на тот момент не выдали. Пришлось "переодевать" памятник.
"У нас уже появилась новая традиция: 1 сентября мы читаем у памятника письмо от 29 августа 1941 года, которое курсант Виталий Толстиков написал своему брату-четверокласснику, – улыбается Павел. – Ценности, о которых он там пишет, вечны – родина, дружба, семья. После возложения цветов и торжественной линейки мы зачитываем первоклассникам это письмо с пожеланием хорошей учёбы из 41-го года современным школьникам. В Грозном на "Внеурочном мероприятии" конкурса "Учитель года" я тоже читал это письмо".
"Мы в школе вообще верны традициям. Возьмём, например, сбор макулатуры – где-то его на много лет забросили, сейчас пытаются возрождать потихоньку, а у нас эта традиция никогда не прерывалась. В последний раз мы собрали 9,5 т макулатуры, на вырученные деньги развезли цветы и подарки всем учителям-ветеранам. Летнюю практику, о которой почти везде давно забыли, мы тоже сохраняли все эти годы. У нас в сквере есть вишнёвый сад, мы в этом году в ходе этой практики собрали 16 вёдер вишни, тоже ветеранам развезли".
Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"
Павел не только географ и хранитель музея, но ещё и заместитель директора по воспитательной работе. Конкурс позади, школьная жизнь вошла в привычный ритм. Но полученный опыт, впечатления и эмоции останутся навсегда. Как и необычная награда, стоящая на шкафу в кабинете: пеликан, которого вручают "Учителю года", только не хрустальный, а пластилиновый. Дети подарили своему учителю. "Для нас он лучший", – твёрдо заявляет ученица Павла Анфиса Садовникова от лица всех школьников гимназии.
Ольга Ладыгина