В этом году российский фотограф, член правления Союза фотографов дикой природы, член экспертной комиссии фотоконкурса РГО "Самая красивая страна" Виктор Тяхт стал финалистом престижного международного фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year. Из 50 тысяч работ в финал вышло только 100 снимков. Фотография Виктора Тяхта, на которой запечатлены ящерицы – ушастые круглоголовки, вошла в тройку лучших в номинации "Рептилии, земноводные и пресмыкающиеся". Мы поговорили с фотографом о том, как сделать один из лучших анималистических снимков в мире, о будущих проектах и конкурсе "Самая красивая страна".
– Виктор, расскажите, в каких условиях вы снимали эту фотографию? Почему её так высоко оценили?
– При ужасных. Это проходило в июле прошлого года на бархане в Калмыкии – недалеко от места, где был зарегистрирован температурный рекорд в России – около +45 градусов в тени. На самом деле, там и тени нигде нет, чтобы измерить настоящую температуру. Из-за жары там просто невозможно существовать. Нам очень повезло, что на короткое время утром туда зашли тучки и ящерицы были активны дольше обычного. У них был территориальный конфликт. Обычно ящерицы дерутся друг с другом всего несколько секунд, поэтому, заметив это, нужно было сразу к ним броситься, упасть на живот, навести камеру и сделать щелчок. А щелчок получился невероятный, повторить это невозможно! Есть такое понятие – глубина резкости: всё размыто, кроме той точки, в которую попал. И то, что две ящерицы попали вдвоём в такой красивой позе с переплетёнными хвостами, в динамике, высоко оценило жюри конкурса. Я и сам высоко это оцениваю.
– То есть это своего рода удача?
– Я не очень люблю слово "удача". Я работал на этом бархане пять раз, а удача любит терпеливых. Там была целая команда – это проект Союз фотографов дикой природы. У нас была экспедиция по Калмыкии – два года ездил постоянный состав. И у всех есть хороший материал. Здесь удача – это ещё и коллективная работа, которая повысила шансы на то, что получатся интересные снимки.
– Когда вы работаете в команде, вы соревнуетесь между собой?
– Я очень болею, чтобы у всех получилось что-то особенное. Но когда у кого-то получается чересчур особенно, завидую белой завистью. Многие не любят работать вместе, полагая, что у всех получится одинаково. Но это ерунда: даже снимая с одной точки, разные люди ловят что-то своё. Я люблю работать в команде, хотя иногда, конечно, хочется отдохнуть от этого, потому что у каждого есть свои "тараканы".
Меня очень радует, что мой коллега Алексей Харитонов тоже "выстрелил". Мы посчитали, какое расстояние между нашими конкурсными снимками, – примерно 7 тыс. км: я – в Калмыкии, а он – на Итурупе.
– Насколько серьёзно приходится готовиться к подобным экспедициям, узнавать про животных, которых хочешь сфотографировать?
– Конечно, нужно знать, что тебя интересует. Впервые мы увидели ушастых круглоголовок случайно и поняли, что это хороший сюжет. Эти ящерки довольно редкие, входят в локальную Красную книгу. Их тяжело найти – в Калмыкии на одном бархане они есть, а на другом – нет. Уже к следующей поездке я постарался узнать про этих ящериц всё, что только возможно. Выяснилось, что они популярны, потому что могут широко открывать огромную красную пасть. Мы хотели это увидеть, но ни разу не увидели. Я даже решил проконсультироваться у специалистов-биологов, которые подтвердили, что это действительно ушастые круглоголовки. Оказалось, что именно в Калмыкии пасть ящерицы почему-то не открывают. В любом случае, люди стремятся фотографировать их красные морды, а конфликты, которые сняли мы, практически никто не видел. Потом ко мне даже специалисты обращались, чтобы узнать подробности. А на следующий год в том же самом месте в то же самое время у круглоголовок была другая жизнь: они не дрались, но зато постоянно занимались любовью. У них она очень жёсткая, кстати. Но там картинки уже 18+.
– Насколько большая конкуренция была в конкурсе?
– Самая большая, которую можно себе представить в мире. Там было около 50 тысяч фотографий лучших фотографов мира. По номинации "Рептилии, земноводные, пресмыкающиеся" прошли всего три работы. Но, думаю, можно было сделать своего рода рокировку, все три поменять на другие, и всё равно они были бы отличные. Хотя если честно, я сомневаюсь, что мою фотографию и ту, которая победила, могли бы подменить, потому что уж очень хороши. Алексей Харитонов был ошарашен результатом, потому что пейзажных фотографий очень много и его снимки – как иголка в стоге сена. И очень многое зависело от жюри, от текущей моды. Этот конкурс как "Оскар" – скорее всего, там есть какие-то подспудные критерии. Конечно, везение есть – в работе его очень мало, а в таких конкурсах, наверное, на первое место выходит.
– Есть мнение, что Россия – самая неотснятая страна. Это правда так?
– Да. И практически все зарубежные фотографы, с которыми я общаюсь, интересуются Россией, особенно экзотикой – Севером. Но на Север бесконечно трудно попасть – во многих местах отсутствует логистика, к тому же – дорого. Или вот нужно быть большим любителем фотографии, чтобы ради ящерки поехать в Калмыкию. Туда можно проехать, но в Европе люди не привыкли сами думать, как организовать экспедицию. Сейчас на Западе вы можете не заниматься розысками локаций для съёмок – есть заранее составленные маршруты, всё известно про животных, которых можно сфотографировать, существует расписание на весь год. Но это немножко неспортивно.
– Какой ваш следующий проект?
– У меня есть два проекта, которые хотелось бы осуществить, но пока нет денег на их реализацию. Когда найду деньги, тогда и скажу, что поеду снимать. Но в Калмыкию наверняка ещё раз отправлюсь. Был на Алтае несколько раз – мы там готовим большой проект. Алтай раскрыт пейзажно, а для анималистов там огромное количество новых возможностей.
– Выход в финал Wildlife Photographer of the Year не подразумевает денежного вознаграждения?
– Там по каждой категории есть один победитель и призёры. Мы оказались призёрами. Большой приз только одному человеку. Конкурс так и называется – Wild life photographer, то есть в единственном числе.
– Будете отправлять эту фотографию с ящерицами на новый конкурс "Самая красивая страна"?
– Эту уже не имею права. Если она где-то победила, то её нельзя представлять на конкурс, но я другую отправлю, у меня ещё лучше есть. Каждый год бывает, что снял перспективную картинку, и ты знаешь, что она "выстрелит". А в этом году у меня есть одна любимая, но я немного сомневаюсь: на мой вкус она отличная, а так не все с этим согласны.
– Расскажите о сотрудничестве Союза фотографов дикой природы с Русским географическим обществом и, в частности, фотоконкурсом "Самая красивая страна".
– В экспертной комиссии фотоконкурса "Самая красивая страна" с момента его основания были члены Союза фотографов дикой природы. В состав жюри фотоконкурса также обязательно входит кто-то из союза. Мы надеемся на новые формы сотрудничества в будущем – совместные проекты, экспедиции. Например, если РГО будут интересны экспедиции в какие-то регионы, мы сможем направить туда фотографов. РГО могло бы помочь сформулировать запрос на определённую тему. Фотографам полезно знать, что их снимки будут востребованы, нужны людям, а не пойдут "в стол".
Фотоконкурс "Самая красивая страна" – проект Русского географического общества, посвящённый сохранению дикой природы России и воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Впервые он состоялся в 2015 году. За пять лет на сайт проекта photo.rgo.ru загрузили более 450 тысяч снимков. В правилах конкурса нет ограничений по возрасту и месту жительства участников. Главное условие – на фотографиях должна быть запечатлена Россия. Выставки работ участников фотоконкурса регулярно проводятся в нашей стране и за рубежом.
14 октября стартовал приём работ на VI фотоконкурс "Самая красивая страна". Приём работ продлится до 31 января 2020 года.