Туризм-2020: анализируем проблемы и оцениваем открытия

Фото предоставлено туроператором

Фото предоставлено туроператором "СибвэйТур"

Туризм-2020: анализируем проблемы и оцениваем открытия Туризм-2020: анализируем проблемы и оцениваем открытия

23 сентября 2020 года состоится межрегиональный онлайн-марафон "Внутренний туризм — драйвер развития российских регионов", организованный ИД "Коммерсантъ". В дискуссиях марафона примет участие Сергей Корлыханов — заместитель Исполнительного директора — директор Департамента регионального развития РГО. Туристические проекты РГО, работа туроператоров-партнёров Общества сейчас стали предметом активного анализа, позволяющего как никогда отчётливо увидеть, с какими проблемами сталкивается сейчас эта такая важная для страны отрасль, и с чем связаны надежды на ее развитие.

Один из безусловных приоритетов в деятельности РГО — развитие туризма, информационная и организационная поддержка его развития, разработка новых туристических маршрутов, культурно-познавательного, экологического и научного туризма, формирование чувства патриотизма. Члены РГО на протяжении уже почти двух столетий привозят из своих экспедиций новые знания об удивительных местах нашей Родины, её природе, обычаях населяющих её народов. Поделиться этой информацией, пробудить у широкого круга людей желание увидеть уникальные уголки России и, что особенно важно, предоставить им такую возможность — вот та задача, которую Общество ставит перед собой в рамках работы по развитию внутреннего и въездного туризма. На это направлены проекты «Путешествия с РГО», система добровольной сертификации туристских маршрутов "Рекомендовано РГО", всероссийский конкурс "Лучший гид России", реализуемый совместно с телеканалом "Моя Планета" и радио "Маяк". Сейчас в "копилке" Общества более 60 туров различной направленности — от семейных до экстремальных, которым присвоен знак "Рекомендовано РГО" от 10 туроператоров.

Лето 2020 года не прервало всей этой работы — она продолжается, рекомендации РГО и в этом году помогли выбрать направления путешествий многим гражданам России. Это отмечают наши партнёры, у которых поток туристических групп был даже в этом году достаточно плотным. У туроператоров сильно прибавилось забот в связи со строгими требованиями времени, но профессионалы турбизнеса смогли с ними справиться. 2020 год ещё раз показал, насколько мощным трендом становится экологический туризм, а также "отдых с пользой", связанный с волонтёрством, с позитивной отдачей тем территориям, которые принимают гостей. Такие туры люди часто организуют самостоятельно, и 2020 год не стал исключением. Однако туроператоры, которые создают комплексный продукт, всё равно не сдают позиций. Сейчас многие из них научились создавать для клиентов практически индивидуальные путешествия, с учётом пожеланий каждого туриста, при котором планирование поездки — это практически новая форма искусства.

Самыми привлекательными местами для экологического туризма в России и в этом году остаются Алтай, Карелия, Байкал, Крым и Кавказ, а также Камчатка и Сахалин, Шантарские острова. Люди выбирали эти направления, терпеливо дожидаясь, когда откроются рейсы, когда станет возможно выехать. Но цены на некоторые направления остаются очень высокими, несмотря на то что правительство активно разрабатывает и принимает меры, чтобы сделать доступными путешествия внутри страны, как, например, запуск чартерных рейсов на "непляжные" направления. Это большой шаг для туристической отрасли нашей страны. В прошедший сезон запустились чартеры в Республику Хакасия, в Республику Бурятия, на озеро Байкал, в Калининград.

Не в пользу внутреннего туризма, к сожалению, говорит общая высокая стоимость дорожных расходов, при том, что прямых рейсов до туристических центров не так много. Стоимость перелёта плюс оплата автобусов или поездов до места отдыха — это уже значительно больше половины общих расходов на поездку. При этом о комфорте в старых пыльных поездах или автобусах без кондиционеров можно забыть.  

Лето 2020 года выявило и множество других проблем, среди которых эксперты Общества отмечают, в первую очередь, огрехи сервиса и завышенные цены — это традиционно тормозит развитие внутреннего туризма в России, а в 2020 году эти вопросы встали особенно остро. Российские курорты, испытавшие в этом году серьёзную нагрузку в связи с тем, что пляжный отдых за рубежом оказался недоступен, получили в свой адрес немало негатива. Причины: перезагруженность инфраструктуры, нехватка кадров в отелях по причине неопределённости перезапуска сезона, высокие цены на размещение, слабый уровень сервиса. К этому частенько добавляется низкое качество питания: как продуктов, так и кухни. Устранение этих проблем очень важно — ведь все заинтересованы в том, чтобы в следующие сезоны курорты Черного моря оказались вновь востребованными, и не по причине пандемии.

Стимулирование внутреннего туризма — это тренд года во всём мире. По некоторым данным, в Италии правительство выделило семьям ваучеры на 500 евро, которыми итальянцы могут воспользоваться, путешествуя внутри страны. Услугой уже воспользовалось около 100 тысяч семей. В России прошла акция по возврату туристического кэшбэка — до 15% расходов на путешествие. Ростуризм анонсировал проведение в октябре 2020 года второго этапа этой акции, направленной на стимулирование спроса в межсезонье. Как считают участники рынка, второй этап этой акции должен захватить новогодние каникулы и период межсезонья до 1 апреля, а ещё лучше было бы продлить его до 31 мая, чтобы у людей была возможность отправиться на отдых на старте летнего сезона-2021.

Вместе со всеми обсуждаемыми проблемами, эксперты РГО отмечают, что для очень многих россиян путешествия по собственной стране стали в этом году настоящим открытием. Об этом множество людей пишет в соцсетях, благодарит туроператоров, даёт собственные рекомендации. РГО внимательно изучает этот опыт для того, чтобы создавать и поддерживать новые популярные виды и направления путешествий.