Специалисты Центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества выяснили судьбу советского самолёта Ил-2, остатки которого в начале прошлого декабря обнаружили в акватории Чёрного моря, в районе города Новороссийска.
Слухи оказались правдой
Изначально находку совершил член Русского географического общества, военный лётчик, подполковник Владимир Градусов, большой поклонник дайвинга. Он часто приезжал на пляжи в районе Абрау-Дюрсо для погружений. Однажды местные жители рассказали гостю, что в рыболовные сети иногда попадают детали, похожие на запчасти самолёта. К тому же, в народе поговаривали, что где-то здесь в годы войны в море упал самолёт. Но никакой точной информацией жители посёлка не обладали.
Владимир Градусов решил проверить эти слухи и определил примерный радиус поиска затонувшего воздушного судна. Разбил район на квадраты и стал прочесывать их один за другим. Искал в одиночку почти два года, и упорство его было вознаграждено. Сбитый самолёт действительно лежал на дне моря…
Когда Владимир обследовал находку, стало ясно, что одному человеку здесь не справиться. Двигатель находился в грунте, да и сам корпус воздушного судна был перевёрнут – никаких опознавательных знаков без серьёзных подводных работ не найти. Визуально машина была похожа на штурмовик Ил-2 – советский самолёт, разработанный под руководством конструктора Сергея Ильюшина (Ил-2 считается самым массовым боевым самолётом в мире – всего было выпущено более 36 тысяч экземпляров). Тогда подполковник обратился за помощью к руководителю Центра морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Роману Айвазову.
Два месяца боролись со штормами
Подводные работы решили завершить как можно скорее, ведь совсем немного времени остается до 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Если в кабине найдут останки лётчиков, советские бойцы смогли бы упокоиться с миром. Размышляя так, шесть специалистов Центра морских исследований НМО КРОРГО с энтузиазмом взялись за работу, хотя время для неё было совсем не удачным.
"Наша подводная экспедиция заняла в итоге почти два зимних месяца. Но не потому, что мы так медленно работали, а потому что очень мешали шторма в Чёрном море, – рассказывает Роман Айвазов. – Поиски выглядели примерно так: работаем 2–3 дня, откапываем часть самолёта, ищем идентификационный номер, дальше район накрывает непогода, поиски вынужденно прекращаются. Когда погода устанавливается, оказывается, что всё, что мы откопали, опять занесло илом и песком из-за шторма. И так происходило постоянно".
Зимой Чёрное море редко бывает спокойным, да и температура воздуха некомфортная, случались даже и морозы. Первым делом водолазам нужно было обнаружить номер на двигателе, чтобы началась работа по идентификации воздушного судна. Поскольку самолёт перевёрнут, оставалось единственное решение – раскопать грунт под ним, чтобы увидеть номер снизу. Камни приходилось растаскивать вручную, а ещё в ход пошли грунторазмывочное оборудование и помпы.
Через некоторое время номер удалось прочитать, но специалисты-поисковики наверху разочаровали – это технологический, по нему судьбу самолёта не определишь. И поиски начались снова.
Пилот спасся, стрелок погиб
Когда специалистам Центра Морских исследований Новороссийского местного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества удалось собрать первые данные, свою работу начали присоединившиеся к экспедиции поисковики отрядов "Кубанский плацдарм" и "Кубаньпоиск". Их задача была найти информацию о самолёте в архивах.
Выяснилось, что советский самолёт Ил-2 был сбит в районе посёлка Абрау-Дюрсо 21 сентября 1943 года. Экипаж вылетел на боевое задание, но потерпел крушение, самолёт затонул.
"Экипаж должен был нанести бомбово-штурмовой удар по живой силе и технике противника, но его сбила немецкая зенитная артиллерия", – пояснил заместитель руководителя "Кубаньпоиска" Дмитрий Максумов.
А что же советские бойцы? Где они? Человеческих останков внутри самолёта водолазы не обнаружили и предположили, что лётчик сумел катапультироваться, а сопровождавший его стрелок мог попытаться спастись вплавь. Личность пилота сначала установить не удалось, а вот сведения о стрелке обнаружили. Им оказался Яков Андреевич Приймак, младший сержант, уроженец Житомирской области 1920 года рождения. Согласно архивным данным Минобороны РФ, он в том бою погиб.
Стало известно, что лётчиком на сбитом Ил-2 был Николай Васильевич Пысин 1917 года рождения. Он действительно спасся в бою – его подобрал советский катер. Впоследствии Николаю Пысину присвоили звание Героя Советского Союза.
Кстати, найденный под Новороссийском Ил-2 был построен на авиационном заводе № 1 НКАП СССР в Куйбышеве в марте 1943 года и всего через полгода потерпел крушение.
Все эти сведения и данные о затопленном Ил-2 новороссийские водолазы передали в Минобороны РФ. Сейчас ведомство во взаимодействии с администрацией Новороссийска и Новороссийской военно-морской базой рассматривает вопрос организации работ по подъёму обнаруженного самолёта.
Источники: "Новороссийский рабочий", пресс-служба "Кубаньпоиск".