Соло-экспедиция Дениса Черненко бегом от Москвы до Онеги и специальный почтовый выпуск «Скороходной почты»

1 августа 2024 года марафонец Денис Черненко отправился в свою необычную экспедицию - соло пробег из Москвы в Онегу длиной в 1500 км. по маршруту «Великого русского пути», где каждый день в течение месяца атлет преодолевает по 50 км. Маршрут проходит через Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Вологду с финишем в г. Онега, Архангельской области.
Основная миссия забега - помощь людям с синдромом дауна и привлечения внимания к внутреннему туризму и развитию спорта в России.
Денис Черненко - участник более 10 марафонских и ультрамарафонских дистанций по шоссе и горной местности. Победитель горного марафона в Анапе. Пробежал 200 км за три дня по степям Калмыкии в рамках освещения нового туристического маршрута. Самая длинная дистанции за один раз - 83 км.

Специально для соло-экспедиции Дениса Черненко выпущена почтовая карточка, марка и спецштемпель, представляющая «Скороходную почту» и «Бутылочную почту». Марафонец Денис Черненко планирует из различных населённых пунктов по маршруту экспедиции отправлять почтовые сувениры всем желающим, а также для научного архива Русского географического общества, Центральному музею связи имени А.С. Попова и Музею Всемирных почтовых сообщений. А на финише экспедиции в Онежской губе Белого моря будет выброшена стеклянная бутылка с посланием от Дениса Черненко.

Эмитентом почтового выпуска «Соло пробег Дениса Черненко из Москвы в Онегу» по маршруту «Великого русского пути» выступил Всероссийский проект развития филатуризма «POSTVENTURE & Почтовое приключение» при поддержке проекта «Великий русский путь» https://vk.com/greatrussianway , проекта «Великий русский северный путь» https://vk.com/vrsprf , Приморского краевого отделения Русского географического общества - Общества изучения Амурского края, Федерации спортивного туризма России, Благотворительного фонда «Синдром любви», Международного сообщества филатуризма и Министерства Морской & Бутылочной Почты (ООО «Традиции почтовых сообщений»).
Подробнее об экспедиции на Ютуб-канале https://youtube.com/@denchouz?si=izWzffRKmaaO6uIB
Телеграм-канал: https://t.me/densportmen
Поддержать атлета: https://sportvoblago.ru/avb/atlet-vo-blago/47227/

Авторами почтового выпуска выступили исследователь-путешественник, историк почты, автор и руководитель Всероссийского проекта развития филатуризма «POSTVENTURE & Почтовое приключение», член РГО Валерий Сушков и администратор проекта «Великий Русский Путь», автор и разработчик вело-пешего маршрута «Путь Ломоносова» Алла Фаттахова.

Уникальный почтовый выпуск ограниченного тиража «Соло пробег Дениса Черненко из Москвы в Онегу» по маршруту «Великого русского пути» с личным автографом марафонца можно заказать по контактам Всероссийского проекта развития филатуризма «POSTVENTURE & Почтовое приключение»: E-mail: //e.mail.ru/compose/?mailto=mailto%3ainfoatpostventure.ru" target="_blank">infoatpostventure.ru или по тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11 или через Дениса Черненко, тел./WhatsApp: +7-926-108-69-04.

Из истории самой древней пешей или скороходной почты.
В глубокой древности берет начало пешая почта - первая и самая старая из всех видов почт, известных человечеству. Еще до Древнего Египта, за 3 тысячи лет до нашей эры, гонцы существовали в Ассирии, ассирийское сказание повествует о гонцах, передававших повеления легендарной царицы Семирамиды перед походом в Индию.

Труд пешего гонца был нелегок и опасен. Его посылали не только в различные края своего государства, но и в другие страны. Вот что писал в завещании своему сыну некий ученый во времена царствования в Древнем Египте XII династии фараонов (около XXIV столетия до нашей эры):
«...Перед отправлением в чужие страны он (гонец) из опасения быть съеденным зверями или убитым дикими азиатами завещает детям своим все имущество. А как ему живется в Египте? Едва возвратится он домой, как скоро должен снова собираться в путь; затем, если отправляется куда-либо, то на нем всегда тяжелая ноша». Завещание заканчивалось словами: «Становись, кем хочешь, но не гонцом».

Гонцы нужны были везде, во всех государствах древнего мира: для связи с войсками, разбросанными на больших расстояниях, для сообщений о положении на завоеванных территориях, для переписки между городами.
Так было и в Древнем Египте. В сочинениях историка Диодора Сицилийского говорится: «Как только он (царь) вставал, тотчас же сам принимал от прибывших с разных сторон гонцов письма...»

На одной из гробниц в Фивах изображен сидящий на троне фараон Аменхотеп II (1500 г. до нашей эры), а перед ним в почтительной позе гонец, передающий свиток с донесением.

В одном из папирусов царя Минеата II (1300 г. до нашей эры) перечисляются гонцы: «Отправлен гонец служитель Баал, сын Цапурса из Гацы», «Отправлен служитель Тут, сын Цакали-маи из Гацы»...

Особенно прославились на весь мир древнегреческие гонцы, называвшиеся гемеродромами («дневными гонцами»). Они использовались для связи между городами-государствами. О греческих гонцах историк Сюидал говорит: «Гемеродромами называются доставляющие правительству наискорейшим образом известия. Это молодые люди, едва вышедшие из детского возраста; во время бега или ходьбы они берут с собой лишь лук, стрелы, пращу и кремни, т, к. эти предметы в пути им очень полезны».

В историю вошли имена гонцов Дейносфена и Филонидеса (последний был гонцом у Александра Македонского). По преданию, Филонидес прошел из Элиса в Сицион, т. е. около 90 километров, за 9 часов. Ему поставлен памятник в Олимпии.
Но всех своих собратьев по профессии превзошел другой гонец Древней Греции - Фидиппид.

Это было накануне знаменитой Марафонской битвы - первого крупного сражения в греко-персидских войнах. В 490 году до нашей эры персидские войска под командованием опытных военачальников Датиса и Артаферна переправились на кораблях (триремах) через Эгейское море, опустошили по пути остров Наксос и город Эритрею, после чего высадились на побережье Аттики у Марафона. Над Афинами нависла опасность персидского вторжения. Афиняне решили просить помощи у соседней Спарты. Вот что пишет по этому поводу древнегреческий историк Геродот:

«Стратеги прежде всего, будучи еще в городе, послали в Спарту герольдом скорохода афинянина Фидиппида, исполнявшего эту должность».
Это был лучший из гемеродромов, сильный, выносливый воин, не раз отличавшийся в Олимпийских играх. Стратег Мильтиад передал ему послание для лакедемонян, прося их о помощи. Единственным напутствием гонцу было: «Скорей!»
Взяв с собой лук со стрелами и меч, воин отправился в путь. Он шел через равнину и горы, переплывал заливы, реки, отбивался от диких зверей. Гонец показал необыкновенную силу и выносливость. Он шел день и ночь. Путь приблизительно в 120 стадий (около 180 километров) Фидиппид прошел за 24 часа.
Геродот пишет: «Итак, этот Фидиппид, посланный полководцами, прибыл из Афин в Спарту и, прибыв туда, обратился к властям со следующей речью: «Лакедемоняне, афиняне просят, чтобы вы пошли им на помощь и не допустили, чтобы древнейший город Греции подпал под иго варваров». Фидиппид передал спартанцам то, что было ему поручено.

Однако самоотверженные старания гемеродрома оказались напрасными. Спарта заняла выжидательную позицию. Афины могли рассчитывать только на свои силы да на тысячу платейцев, примкнувших к ним. Тем не менее греческая армия двинулась навстречу численно превосходящему врагу. Стратегический замысел Мильтиада удался. Персы не выдержали атаки сомкнутого строя тяжеловооруженных греческих воинов, были опрокинуты и обращены в бегство.
По свидетельству Геродота, персы потеряли 6400 человек, тогда как греки - всего 192.

В Римской империи пешие гонцы также играли большую роль. Они назывались курсориусами или табеляриями, набирались из числа рабов или вольноотпущенных, состояли на службе у государства или у богатых патрициев. Им запрещалось брать письма у частных лиц, но они нередко нарушали этот запрет. Римские гонцы не отличались такой самоотверженностью, как греческие. Оно и понятно: ведь курсориусы являлись всего лишь рабами.

Табелярии, находившиеся на службе у императоров и получавшие содержание от правительства, пытались улучшить свое положение. Не всегда это им удавалось. Однажды они попросили у императора Веспасиана прибавки денег на приобретение башмаков. Владыка страшно разозлился на такую дерзость подневольных почтальонов и вообще перестал выдавать деньги на обувь.
Однако пришедший к власти другой император возвратил табеляриям башмаки. Больше того, император стал роскошно одевать своих гонцов. Их головные уборы украсили перья. В дальнейшем табеляриям стали приделывать к плечам крылья - мифологическую принадлежность бога Меркурия, - которые должны были символизировать быструю доставку писем.

А вот что пишет о пешей почтовой службе в Древней Индии арабский писатель Ибн Батута (родился в 1304 году):

«...Существует почтовая служба пеших посыльных. Через каждую треть мили расположена деревня; на ее окраине имеются три палатки, в которых находятся люди, готовые в любой момент отправиться в путь. У каждого из них палка длиной в 2 локтя, на конце укреплены медные колокольчики. Когда посыльный покидает город, держа в одной руке письмо, а в другой палку с колокольчиками, он бежит с большой скоростью. При звуке его колокольчиков люди в палатках начинают готовиться к встрече посыльного, и как только он появляется, следующий посыльный забирает письмо и быстро отправляется в путь, размахивая палкой при приближении к следующей станции. И так до тех пор, пока письмо попадает, наконец, в место назначения. Такой способ доставки быстрее, чем перевозка на лошадях».

Ибн Батута также сообщает о том, что для переправы через реки гонцам выдавались плавательные пояса.

Конечно же, послания в давние времена еще не имели форму современных писем. В Древнем Египте писали на папирусах (свитках). В Древней Греции применялось палочное письмо (скитал). Делалось это так. На круглую палку наматывалась спиралью белая лента из папируса или специально выделанной тонкой кожи, на которую затем наносился текст послания. По написании лента снималась с палки и посылалась адресату, у которого была точно такая же палка. Намотав на нее полученную ленту, адресат мог прочесть письмо. При различных размерах палок текст нельзя было прочитать. В Государстве древних инков пользовались кечуанским узловым письмом - «кипу». В Древней Руси писали на березовой коре (бересте).

Пешие гонцы имелись также в «древних государствах инков в Перу и ацтеков в Мексике. От столицы инков Куско гонцы («часки») отправлялись во все стороны. На дорогах имелись станции, где ждали сменные гонцы. Трехкилометровое расстояние между станциями «часки» преодолевали бегом. Они доставляли не только государственную почту, но и... свежую рыбу к столу властителя.
Пешая почта оказалась поистине долговечной. Из древних времен она перешла в средние века. Это был период феодальной раздробленности Европы, разделенной на мелкие королевства и княжества. В установлении почтовой связи того времени большую роль сыграли монастырские, городские и университетские гонцы. В городах местное управление или купцы содержали заслуживающих особого доверия пеших почтальонов, которые разносили пакеты и письма. Многие из них одевались в особую форму и имели при себе специальную бляху, которая свидетельствовала об их профессии. Некоторые гонцы брали с собой в дорогу копье и рог. Скульптура одного из таких гонцов установлена в швейцарском городе Берне.

Пешая почта по-прежнему остается служить человеку и в наши дни.
И по сей день в нашей стране - в горах Кавказа, в Сибирской тайге - там, где нельзя проехать на автомашинах, мотоциклах, велосипедах или на коне, - можно встретить человека, доставляющего корреспонденцию в высокогорные жилища, на стойбища, в таежные деревушки. Пешие почтальоны доставляют повсеместно письма и газеты из почтовых отделений адресатам. В России сегодня трудится около 300 тысяч почтальонов, наших верных друзей «с толстой сумкой на ремне».

Валерий Сушков