2 февраля 2019 года Уссурийское местное отделение ПКО РГО – ОИАК провело автопробег по следам войн начала ХХ века. Поскольку в группе собрались не любители асфальта, то и маршрут был разработан внедорожный, словом "куда Макар гусей не гонял". После обсуждения вариантов, в субботу на точку старта прибыли всего шесть экипажей. Впрочем, от этого поездка не стала менее интересной.
Уссурийск оказывался в горниле бурных событий начала ХХ века, о которых сегодня знают только специалисты, а из памяти семей они уже стали уходить. Вместе с памятью уходят и сами следы событий, стираемые где природой, а где человеком. Поэтому хочется посетить те места, которые заботливо сохранены или до которых еще не добрались люди с разрушительной хозяйственной деятельностью.
После веселой дороги первым объектом стала сопка Лохматая. В 1905 году при подготовке города Никольска-Уссурийского к обороне от японцев, сопку превратили в настоящую крепость. На ее вершине был выкопан полевой редут ляоянского типа и мощная система окопов. Это позже окопы станут неотъемлемой частью многих сражений, а в годы русско-японской войны они хоть и не были новшеством, но только начинали широко входить во фронтовую бытность.
Сопка почти в кольцевую изрыта окопами на двух ярусах, а в западной стороны две линии зигзагов окопов спускаются к самому подножью. Примерно в 50–60 м друг от друга по линии окопов выкопаны многочисленные блиндажи. Отдельные участки старательно выложены камнем. Ряд окопов не докопаны. Где-то намечена линия, где-то просто обрыв. От редута отходит старая дорога, местами густо заросшая, связывавшая его с другими редутами у города. Учитывая, что приказ о сооружении редутов был отдан в апреле, а в конце лета война уже закончилась, нетрудно предположить, что строители не успели завершить свое дело.
Познакомившись со следами русско-японской войны, наша группа сфотографировалась на тригопункте в самой верхней точке сопки Лохматой и убыла в район с. Партизан.
Здесь первую остановку сделали в 3 км от села, где хорошо видны окопы, оставшиеся от сражения 3–4 июля 1918 г. По сути, битва за Никольск-Уссурийский была первым крупным сражением гражданской войны на Дальнем Востоке. Тогда красногвардейцы были разбиты чехами, вставшими на сторону белогвардейцев. Два дня шел бой на 89-й версте, ныне станция Баневурово. Затем еще день на Хениной сопке, уже в черте современного Уссурийска. Потом бой за железнодорожный мост, который прикрывал эвакуацию красногвардейцев в Спасск. Именно поражение у нашего города четко показало большевикам, что Красная Гвардия, это, конечно, хорошо, но нужна Красная Армия. Хорошо подготовленный воин гораздо эффективнее политически грамотного рабочего, студента или крестьянина, взявшегося за оружие со всей своей революционной ненавистью к врагам.
Дальше наш путь лежал по лесным дорогам, и мы не могли не остановиться у палеолитического поселения Партизан-1. Просто было интересно посмотреть на место, где жили люди на исходе последнего ледника, охотившиеся на пока еще не исчезнувших мамонтов.
Затем еле видимые колеи вывели нас в село и вскоре мы добрались до памятника красногвардейцам, погибшим здесь чуть более ста лет назад. Кто-то вспомнил, что бывал здесь в детстве, когда из города выходил по воскресеньям специальный поезд, останавливался на запасных путях рядом с памятником. А семьи дружно выбирались на горки или лыжню. Замерзшие дети и взрослые возвращались в вагоны на свои места напиться горячего чая, перекусить и снова отправлялись веселиться на мороз. Сегодня такая организация отдыха кажется просто фантастикой.
По бетонной лестнице поднялись к братской могиле. Лестница почти живая, но ремонт уже не будет лишним. Железный памятник на могиле выглядит ухоженным, но бетонные плиты у памятника пора выравнивать. Сюда могила была перенесена в 1963 году. До этого она располагалась выше у старой дороги, но когда там были построены склады, останки красногвардейцев перезахоронили. Основной монумент под сопкой также выглядит ухоженным, но на стеле уже появились трещины.
Здесь рядом имеется родник, у которого мы планировали устроить обед, но недавно прошедший пал полностью исчерпал живописность места. Было решено выбраться в Изумрудную Долину на обед. Дальше наш путь лежал по старой дороге.
Эта дорога была построена между Владивостоком и селом Никольским (будущим Уссурийском) в 1880 году и эксплуатировалась до начала 1930-х годов. Именно ее обороняли красногвардейцы в 1918 году. И по ней проходил нашумевший автопробег в августе 1930 года, когда советское правительство решило проверить состояние основных дорог. Тогда из Владивостока на трех фордах выехали отважные исследователи русских дорог и всего через два дня были уже в Уссурийске, заночевав по пути в Раздольном. Именно за два дня, а не за час, как сегодня. Мы проехали по останкам этой дороги, которые продолжают использоваться, от станции Баневурово до Сахпосёлка и, выбравшись на асфальт, отправились на обед, который по времени уже больше походил на ужин.
Туристические внедорожные автопробеги 2019 года мы не планируем на этом завершать.
Текст, фото: А.Л. Мезенцев,
председатель Уссурийского местного отделения ПКО РГО – ОИАК.