Интерес к внутреннему туризму стал очевидным трендом последних лет. Приезжая в тот или иной регион, почти каждый из нас старается приобрести какой-то местный сувенир. С помощью экспертов Русского географического общества мы решили сделать небольшой обзор сувенирной продукции. А заодно понять, почему и как возникают образы, символизирующие нашу общую родину.
Само слово souvenir пришло к нам из французского и в переводе означает "память, воспоминание". Какие же воспоминания хотят оставить о себе хозяева? И что мы сами выбираем в качестве "послевкусия" своего путешествия?
Сувенир — интересный жанр. Во-первых, это определённо небольшой предмет. Во-вторых, скорее всего, недорогой. И вот эта компактная и относительно дешёвая вещь должна вместить в себя массу вещей: от образа места до собственного настроения. Наконец, ещё одно важное условие: сувенир отражает какую-то эксклюзивную черту места, которой нет в других городах и весях.
Если попытаться систематизировать сувениры, то первую группу составят художественно-исторические сувениры, основанные на традиционном образе места, его жителей и роде их занятий. Примером могут служить предметы, сделанные в технике хохломской росписи, ростовской финифти или романовской игрушки.
Интересна история последней. Незамысловатые глиняные игрушки примерно с начала XIX века изготавливали в селе Романово, неподалёку от Липецка. В основном это были лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, иногда солдаты в папахе и барыни в капоре. Чаще всего игрушки покрывались простой глазурью зелёного или коричневого цвета, реже красились краской.
— Всё круто изменилось с появлением в Липецке курорта минеральных вод, куда стал приезжать на отдых столичный бомонд, — рассказывает научный сотрудник музея-усадьбы П. П. Семёнова-Тян-Шанского, эксперт РГО Александр Богданов. — Среди известных курортниц в Липецке были замечены такие красавицы, как Наталья Гончарова и Анна Керн. Как водится, на Липецком курорте появлялись новые знакомства, завязывались бурные романы… И сметливые романовские мастера быстро уловили конъюнктуру рынка. На прилавках липецкого базара, что располагался рядом с курортным парком, появились яркие фигурки офицеров в парадных мундирах, нарядных дам, гуляющие парочки, богатые выезды в колясках и каретах. Теперь было что увезти на память об отдыхе, чтобы, глядя на яркую фигурку бравого гусара, вспоминать зимними московскими вечерами жаркие летние ночи…
Кстати, промысел этот едва не исчез, как ушли в прошлое великосветские курортные нравы. Если бы не художник Виктор Маркин, который не только сам сохранил умения старых мастеров, но и создал в 80-х годах ХХ века целую школу, вдохнув таким образом новую жизнь в традицию.
— "Романушек", как по-домашнему именуют у нас романовскую игрушку, всё так же любят, гости региона покупают не по одной, а сразу по четыре-пять штук. Фигурки едут в Москву, Санкт-Петербург, Мурманскую область, Уфу, Крым, Нижний Новгород, в общем, по всей России и даже за рубеж, — рассказывает пресс-секретарь Липецкого регионального отделения РГО Любовь Беляева.
В список сувениров с историческими корнями можно включить ярославскую майолику, ярославский же изразец, дымковскую игрушку из Вятки, златоустовское украшенное оружие и каслинское литьё, названные в честь городов в Челябинской области. В силу цены скорее подарком, нежели просто сувениром можно назвать изделия Ленинградского фарфорового завода, который теперь вернул себе историческое название-бренд — Императорский фарфоровый.
Вторая группа — гастрономические сувениры. Почти любой регион нашей страны припас что-то вкусненькое для своих гостей.
— Вологодское масло − известный на всю Россию уникальный продукт и гастрономический бренд Вологодчины, — говорит представитель Вологодского регионального отделения РГО Людмила Норкова. — Его производят по старинному русскому рецепту, предложенному Николаем Верещагиным (инициатором промышленного российского маслоделия) в конце XIX века. По признанию учёных-маслоделов, за весь период промышленного маслоделия в России, то есть за более чем 130-летнюю историю, Вологодское масло остаётся лучшим творением.
Из Югры гости с удовольствием привозят дикоросы, рыбу сиговых пород, мясные продукты из оленины. Оленину же — от сырокопчёной колбасы до кусочков рогов — везут туристы и командированные из заполярного Нарьян-Мара, столицы Ненецкого автономного округа, а ещё— рыбу (сёмгу, карского омуля, нельму) и ягоду морошку, причём в любом виде — от замороженной до варенья.
Во Владивостоке можно попробовать дары океана, а кое-что и увезти с собой.
— Креветки, гребешки, устрицы, краб, кальмар, трубач, икра, рыба — выбор велик, и всё свежее. Многие туристы едут сюда, чтобы попробовать их в местных кафе и ресторанах, а некоторые покупают на рынках или в магазинах и берут с собой домой, — соблазняет сотрудник Туристско-информационного центра Приморского края Виктория Дмитриева.
Чтобы закончить рыбно-морскую тему, не забудем и главный гастрономический символ царственного Санкт-Петербурга — маленькую, но знаменитую рыбку корюшку.
— Неожиданно своеобразным сувениром у нас стал шартан — чувашский мясной деликатес, — делится председатель отделения РГО в Республике Чувашия Инна Никонорова. — Это запечённый бараний желудок, начинённый бараниной, говядиной, свининой, чесноком и специями. В наши дни старинный деликатес производят в промышленных масштабах на местных мясокомбинатах. И многие из тех, кто попробовал этот продукт, стремятся его увезти домой, несмотря на все очевидные хлопоты при транспортировке.
Популярность татарского чак-чака сыграла с ним злую шутку. Какой смысл везти его домой в виде сувенира, если практически в любом сетевом супермаркете России это кондитерское изделие входит в обязательный "продуктовый набор"!
Впрочем, в Татарстане пьют чай не только с чак-чаком. В основе ещё одной сладости под названием талкыш калеве (это волокнистые, тающие во рту пирамидки) — те же мука, мёд и ещё топлёное масло. Но самое эксклюзивное, истинно татарское угощение — кызылык, вяленая конская колбаса.
Конфеты некогда известной на всю страну самарской, а в прежние времена куйбышевской кондитерской фабрики "Россия" были пресловутым дефицитом. Гости города охотно берут сладости местного производства. Особой популярностью пользуется "Самарская помадка": считается, что рецептура шоколада уже не та, но простую помадку никакими нововведениями не испортишь…
Ну и как обойти вниманием аутентичное "Жигулёвское"?
— Самарское пиво — это история, начавшаяся в 1880 году, когда Альфред фон Вакано основал в Самаре пивоваренный завод, — напоминает представитель Самарского регионального отделения РГО Оксана Ларёшина. — После 1917 года семья Вакано покинула Россию. А завод работает по сей день, в тех же помещениях. Здание — памятник архитектуры. Завод выпускает несколько сортов пива, один из них назван в честь основателя завода. Подарочные наборы бутылок с разными сортами пользуются у туристов большим спросом.
Не углубляясь в алкогольную тему, заметим, что в 90-е годы практически каждый регион России имел собственную марку водки. Было ли такое своеобразие реальным, а не "этикеточным", сказать сложно — по крайней мере, в РГО не нашлось столь тонко чувствующих нюансы главного русского горячительного напитка. Да и со временем водочная тема как-то ушла из сувенирной практики. И слава богу.
К продуктовым сувенирам примыкает следующая группа, назовём её "естественно-природная".
Помимо кедровых шишек, гости Красноярского края любят брать себе на память маленькие камешки с Каменных столбов — так называется природная достопримечательность и национальный парк на северо-западных отрогах Восточного Саяна. В Красноярском крае большой природный парк пещер, мало где есть такое разнообразие. Некоторые несознательные туристы стараются прихватить с собой даже обломки сталактитов и сталагмитов из окрестных пещер.
— Самый необычный сувенир — это енисейская галька с дырочкой, так называемый камешек "куриный божок", на котором изображён отпечаток древнего растения (по-научному такой камень называется "дендрит"). Большой редкостью является дендриты, на которых изображены растения, произраставшие 65 млн лет назад, — говорит член президиума Союза краеведов Енисейской Сибири Константин Карпухин.
В Приморье есть своя достопримечательность — Стеклянный пляж. Это берег бухты, усыпанный разноцветными осколками стёкол. Десятилетиями прибой шлифовал их, превратив их в мелкие окатыши всевозможных форм и расцветок. Интересно, что "сырьё" для этой красоты — в прямом смысле со свалки, куда свозили битое стекло. Ну а природа его облагородила.
Говорят, в сувенирных лавках Челябинска можно до сих пор купить кусочек метеорита, упавшего 10 лет назад. Правда, гарантию, что это действительно частичка далёкого космоса, никто не даст. Но похвастаться при случае можно.
Четвёртая группа сувениров — образы знаменитых земляков.
К примеру, в Брянске стоит памятник "Пересвет и Баян", посвящённый героям Куликовской битвы. Фотографии этой скульптурной группы можно найти в альбомах, на открытках, кружках и сувенирных магнитах.
— Пересвет, хотя и был монахом Троице-Сергеевской лавры, родился в Брянске. А обладатель хрустального голоса Баян был родом из Черниговского княжества, куда входил и Брянск. По преданию, с поединка Пересвета с Челубеем началось Куликовское сражение. И Пересвет, и Баян погибли в бою, — напоминает председатель комиссии по образованию и просветительской деятельности Брянского областного отделения РГО Наталья Корягина.
Одним из наиболее ходких сувениров, покупаемых на память о Тамбове, является волк.
— Сувениры с символикой тамбовского волка выпускаются в виде глиняных и стеклянных игрушек, магнитов, брелоков, различной посуды, текстиля и многого другого. Есть даже конфеты "Тамбовский волк", — рассказывает председатель Тамбовского областного отделения РГО Елена Инякина.
Персонаж, ставший для тамбовчан земляком, "вырос" из реплики "Тамбовский волк тебе товарищ". Эта фраза, прозвучавшая в киноленте "Дело Румянцева", отчего-то стала расхожей в Советском Союзе. Хотя ничего приятного адресату не сулила: так следователь жёстко оборвал героя Алексея Баталова, по привычке обратившегося к правоохранителю "товарищ следователь…".
В Чувашии в качестве сувенирного образа популярен Василий Чапаев, уроженец города Чебоксары. Правды ради нужно заметить, что красных командиров у нас было много, но по-настоящему фольклорным персонажем Василия Ивановича сделал сначала знаменитый фильм с Борисом Бабочкиным в главной роли, а затем целый корпус анекдотов.
Заключительную группу сувениров можно было бы обозначить как творческие находки.
И начать стоит с куклы-неваляшки. Легендарная советская игрушка массово производилась, как ни странно, на пороховом заводе в городе Котовске Тамбовской области. Материалом для необычной куклы был целлулоид, побочный продукт основного производства. Советские мальчишки знали, что он отлично горит и хорошо дымит.
Неваляшка удивительным образом совмещала в себе какую-то фольклорную образность (матрёшка на вид) с идеологическим посылом (стойкий оловянный солдатик внутри). Между прочим, неваляшка выпускается до сих пор. На замену огнеопасному целлулоиду пришла нейтральная пластмасса. А ассортимент пополнился непреклонными утятами, поросятами, крокодильчиками и зайчатами.
Скульптура "Чижик-Пыжик" в Санкт-Петербурге — пожалуй, самый удачный пример современного городского памятника. Миниатюрная (высота всего 11 см) скульптура на 1-м инженерном мосту через Фонтанку стала одним из новых символов Северной столицы. Идея установить такой шутливый памятник принадлежит писателю Андрею Битову. Её воплотили скульптор Резо Габриадзе и архитектор Вячеслав Бухаев. Председатель Комиссии географического образования Санкт-Петербургского городского отделения РГО Людмила Тарасова отмечает, что вокруг медного чижика сразу возникла новая городская мифология, а сам образ вскоре перекочевал на прилавки сувенирных магазинов.
Тем временем в Чувашии соединили вышивку — традиционный народный промысел — с большим стилем, в итоге получилась вышитая карта республики. Над ней работали лучшие вышивальщицы каждого района республики, воедино карту собрала фирма художественных промыслов «Паха тĕрĕ». Презентация вышитой карты Чувашии состоялась в День чувашской вышивки. Она полностью вышита вручную и содержит более 1,5 млн стежков. Фрагмент каждого муниципального округа республики уникален, отличается от других цветом, орнаментом и является самостоятельным произведением искусства вышивки.
Позже по мотивам карты Чувашии (и по инициативе властей республики) появилась вышитая карта Российской Федерации. Над вышивкой трудились более 200 человек со всех уголков страны — от Калининграда до Камчатки. Каждая мастерица или мастер (мужчины тоже брались за нитку с иголкой) использовали уникальные техники.
Эти предметы искусства вполне заслуженно стали музейными экспонатами. А на основе обеих вышитых карт возникла целая серия разнообразной сувенирной продукции: открытки, брелоки, магниты и т. д.
В этом материале мы рассказали лишь о малой части предметов, лаконично, но ярко рассказывающих о богатстве и своеобразии регионов России. Сувениры хранят память, передают настроение и заставляют задуматься. Несмотря на мнимую простоту, это очень важный канал коммуникации, эффективный способ продвижения регионов, а также элемент воспитания.
Айвар Валеев