Пять причин посетить Донское Белогорье

Фото Алексей Оборотов, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

Фото Алексей Оборотов, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»

Пять причин посетить Донское Белогорье Пять причин посетить Донское Белогорье

Воронежская область — это край, где на смену могучим северным лесам приходит простор чернозёмной степи. Дальше, на юг, до морских берегов и предгорий Кавказа тянется пояс степных холмов и возделанных полей. Здесь при слиянии речки Тихая Сосна с Доном, на гряде меловых холмов высятся причудливые известняковые останцы. "Дивы" — с великой точностью называет их народная молва. В незапамятном прошлом здесь поселились искатели веры, паломники-пилигримы, основавшие подземные святыни, глубоко почитаемые и в наши дни. Здесь находится природный архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье" и одни из самых прославленных и посещаемых мест русского православного паломничества — Костомаровский Свято-Спасский пещерный монастырь и Свято-Успенский Дивногорский монастырь, которые нужно обязательно посетить, чтобы всей душой почувствовать это удивительное место. Туроператор "Магазин путешествий - партнер РГО по проекту "Путешествия с РГО" предлагает для этого тур "К истокам христианства".

  1. Увидеть красоту степной природы Придонья

Плавная череда зелёных холмов, глубокие балки, редкие перелески. Пьянящие запахи степных трав, серебристые ковыльные волны, пение жаворонка жарким летним днём. И над всем этим — ветровой простор голубого неба. Степь всегда манила человека вольностью открытого пространства, лёгким воздухом, покоем и радостью. А здесь, на Белогорье, природа создала особенное чудо — известняковые скалы — Дивы, похожие то ли на замерших великанов, то ли на неведомые храмы, то ли на гигантских животных. Они белеют над руслом реки, венчают вершины меловых холмов. Испокон веку Дивы поражали воображение путника. В XIV веке русский путешественник-паломник Игнатий Смолянин, сопровождавший  митрополита Пимена в дороге к Иерусалиму, увидев эти природные чудеса, записал в своем дневнике: "Приплыхом к Тихой Сосне и видехом столпы камень белы, дивно ж и красно стоят рядом, яко стози малы, белы и светлы зело, над рекой над Сосною".

И что совсем удивительно — подземные карстовые пустоты в некоторых местах на меловых холмах Дивногорья отзываются своеобразным гулом на шаги человека. Очарование пейзажа в сочетании с подземными тайнами создают совершенно особенную "ауру" этой местности. Неудивительно, что Дивногорье  остановило в VIII веке путь христиан-беглецов из Византии, вдохновлённых проповедями Андрея Первозванного. Подвижники поселились среди степных холмов. Многие историки склоняются к мысли, что, возможно, именно отсюда пошло крещение великой Руси. А "Дивы" стали источником творчества для зодчих, вырубивших в податливом известняке стены и своды храмов.

  1. Пройти по лабиринту подземных храмов

О том, когда и кем были выкопаны первые подземные святыни Дивногорья, сейчас существуют лишь гипотезы. Никаких письменных и иных свидетельств не оставили ни древние зодчие, ни иноки, ни паломники. Особенности устройства этих подземных коридоров указывают на первые века христианства. Многие отмечают сходство Донских пещерных монастырей с каменными городами Каппадокии. Христиане-подвижники, пришедшие на Дон, нашли в пещерных храмах убежище и место глубокого молитвенного сосредоточения, устремления к Богу.  

"Воронежская Палестина" — Костомаровский Свято-Спасский пещерный монастырь. Вход в главную святыню Костомаровского монастыря — двухпрестольный собор Спаса Нерукотворного — вырублен в двух естественных башнях-останцах с тонким помостом звонницы между ними. Лики образов над входом в обитель, врезанные прямо в грубый камень, строго смотрят на каждого. Входящего встречают своды залов, лабиринты коридоров, теснота древних келий. Здесь довольно холодно и влажно, запах ладана и свечного воска смешивается с особым духом подземелья. Спасская пещера — древнее место жительства и молитвенного подвига затворников. "Затворы" — кельи для монахов-отшельников — поражают теснотой и низкими сводами. Отшельники общались с внешним миром только через небольшие оконца — брали пищу и записки-требы с просьбой о молитве. В Спасском храме есть отдельный ход, где старцы слушали литургию, скрытые от глаз прихожан. В самом тесном затворе жил монах-столпник. Всё своё время он проводил в молитве стоя, и даже на ночь его привязывали к стене.

Главная святыня монастыря — Костомаровская икона Валаамской Божией Матери "Благодатное небо". На образе вокруг лика Богоматери видны следы от пуль, поэтому икону ещё называют "Расстрельная". Как рассказывают, некий комиссар расстреливал икону в упор, целясь в лики Богородицы и Христа, но так ни разу и не попал. Особое место монастыря — знаменитая Пещера Покаяния — длинный изогнутый коридор, в нишах которого врезаны иконы. Свод коридора опускается всё ниже, заставляя каждого склонять голову. Проходя по нему, кающийся особенно остро чувствовал смирение. В Пещере Покаяния жил последний Костомаровский отшельник, отец Пётр, расстрелянный в 1937 году прямо на том месте, где принимал исповедь.

В наши дни каждый, проходя по пещерным храмам, ощущает удивительную связь времён, особую благодать и чувство внутреннего покоя.

  1. Ощутить целебную силу святого места, набраться сил и испытать умиротворение

Одна из самых уединённых пещерных обителей Донского Белогорья — Свято-Успенский Дивногорский монастырь. Расположен он среди группы меловых столбов — между Малыми и Большими Дивами. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. По преданию, два греческих схимонаха — Ксенофонт и Иоасаф, выходцы из Сицилии, в VIII веке пришли сюда, в русские земли, спасаясь от гонений со стороны католиков.

В последующие века великим трудом монахов была создана система подземных лабиринтов монастыря. Главный пещерный храм Иоанна Предтечи стоит на шести массивных меловых колоннах, вырубленных прямо в скале, и завораживает своей абсолютной белизной и чистотой безупречных линий. Таинственные блики света на каменных стенах, тишина, прерываемая потрескиванием свечей и тихим монашеским пением, строгие лики икон-барельефов, вырезанные прямо в известняке, — красота, чистота и гармония ощущается здесь каждым приходящим.

Увидеть чудотворную икону, приносившую исцеление в эпидемии

Главная святыня Дивногорского монастыря — Сицилийская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ был явлен на Сицилии в 1092 году и был привезён в XVII веке основателями обители Ксенофонтом и Иоасафом. В Воронежской епархии образ Божией Матери Сицилийской пользуется особенным почитанием. Большие чудеса являла икона на протяжении веков, особенно во время эпидемий, а простые верующие называли эту икону "Исцелийская", ибо она действительно приносила верующим исцеление.

С иконой связано много удивительных историй — она была утрачена в конце XVIII века и вновь обретена спустя полвека в 1831 году во время эпидемии холеры. Икону обнаружили на меловом столпе в 3 км от монастыря. Верующие люди считают, что именно этот чудотворный образ помог прекращению эпидемии. В 30-е годы ХХ столетия Успенский монастырь был полностью разорён, но чудотворная икона была спасена верующими людьми, а в 1996 году вновь заняла своё место в храме.

  1. Полюбоваться пейзажем с холмов, где это делал Пётр I

Воронеж — колыбель русского флота. После поражения русской армии в первом Азовском походе Пётр I решил заложить верфь берегу реки Воронеж и построить флот там, где по Дону корабли могли бы отправиться в новый поход. Строительство началось зимой 1695 года, а спустя год были построены большая галера "Принципиум" и многопушечный корабль "Апостол Пётр".

В обителях Донского Белогорья царь гостил в 1699 году. Монахи гостеприимно принимали самодержца. Строгая и праведная жизнь братии произвела впечатление на царя и его свиту. Вице-адмирал Корнелий Крюйс описывал это так: "Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши". По преданию, Пётр I стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами и идущими по Дону своими первыми кораблями. В наши дни провести судно по обмелевшему речному фарватеру могут только самые опытные и бывалые капитаны речного флота.

Ознакомиться подробно с программой путешествия и при желании приобрести тур "К истокам христианства" можно в разделе "Путешествия с РГО".