В Коровницкой слободе, близ храма Иоанна Златоуста XVII века, где, по преданиям, зародился народный художественный промысел — ярославский изразец, в 2020 году Союз мастеров открыл craft-пространство "АртЕль". Его участники занимаются возрождением ремесленных традиций изразцового искусства, создают новые продукты на стыке разных техник и материалов и обучают этому всех желающих.
Проект "Путешествие на родину ярославского изразца" стал одним из победителей всероссийского конкурса "Мастера гостеприимства" в номинации "Этнокультурный туризм". Автор проекта Людмила Ворожцова рассказала, откуда пошли изразцы и как с их помощью можно создать интерьер в традиционном русском стиле.
— Людмила, у многих слово "изразец" вызывает ассоциации с богатой облицовкой русской печи. Откуда произошёл этот термин и что он обозначает?
— Это правда, многие считают, что изразец — это керамическая печная плитка, которую Пётр I привёз из Голландии в XVIII веке. Но в этом главная ошибка: изначально изразец — это элемент не внутреннего пространства, а фасадного, в Ярославле он представлен в декоре храмов и церквей ещё с XVII века. Вокруг происхождения самого слова до сих пор идут споры. На своих мастер-классах я всегда сравниваю изразец с пряником. Глина здесь отминается вручную в таких же вырезанных, изрезанных из дерева формах, как и для пряников, отсюда и название. Ещё одна версия возникновения: изразец — образец — образ. В русской культуре изразец всегда нёс свою определённую символику: каждая такая квадратная плиточка — целое произведение искусства. И за любым растительным орнаментом, мифическим животным или узором до сих пор стоит какой-то точный образ, символ, поэтому изразцы считались своего рода оберегами.
— В чём вы видите существенное отличие русских изразцов от разных видов арабской и европейской майолики, в частности — азулежу?
— В западных странах, а до этого — на Востоке фасады украшали большими панно, написанными уже на готовых облицовочных плитках. То есть плитку изначально массово штамповали под роспись, покрывали белой глазурью, а уже затем наносили рисунок. У нас же каждая плиточка самостоятельна, она может быть сама выполнена в виде отдельного панно, независимого элемента декора. И самое главное — это рельеф. Каждый изразец обладает индивидуальным объёмным узором до двух сантиметров глубиной, который потом также расписывается глазурями.
— То есть у нас это именно штучный продукт?
— Совершенно верно. Я занимаюсь изразцами уже несколько лет и очень хочу, чтобы наше искусство стало таким же узнаваемым, как хохлома или гжель. И у нас получается: мы со своим Союзом мастеров "АртЕль" — творческой лабораторией исконно русского искусства — очень много ездим по выставкам и ярмаркам — от Калининграда до Перми, и мне очень приятно наблюдать, как люди в потоке бросают взгляд на наши изразцы и узнают: "Ярославль!"
— А как можно распознать ярославский изразец? Есть ли какие-то отличия в фасадном декоре соседних городов?
— Нашему городу, наверное, очень повезло: золотая эпоха ярославского изразца пришлась на XVII век, у нас сохранилось очень много церквей, на фасадах которых есть изразцовое убранство. Дело в том, что после Смутного времени Ярославль был вторым городом после Москвы и здесь особые преференции имели люди купеческие и посадские. Именно они строили церкви, и чем богаче был декор, тем выше значился статус заказчика. У каждого сохранившегося храма известен основатель, в некоторых остались богатые гробницы, также украшенные изразцами. Тенденции в строительстве совпали с ещё одним печальным событием: в 1658 году в городе был очень сильный пожар, и основная масса деревянной застройки выгорела, после чего началось масштабное строительство новых каменных церквей. Ярославль на тот момент был богат глиняными месторождениями и мастерами керамического искусства, поэтому спрос на изразцы и фигурный кирпич здесь полностью удовлетворялся. На Владимиро-Суздальской земле, к примеру, в это же время была популярна белокаменная резьба: у них было меньше керамистов, но больше резчиков по камню.
Характерной особенностью церковных ярославских изразцов того времени были цветочные мотивы. Прежде всего, это розетки — шести- и восьмилепестковые, которые устанавливали не просто как деталь мозаики, как это было, например, в Португалии, а отдельными элементами фасадного убранства, причём плитки могли стоять как горизонтально, так и углом, ромбиком. У нас появилась так называемая "ярославская строчка", когда розетки выставлены уголками по одной стороне здания.
— Какие классические сюжетные композиции и орнаменталистика свойственны ярославским изразцам?
— В сюжетах ярославских мастеров часто использовались изображения птиц и мифических животных: птица Сирин, Алконост, Гамаюн, единороги, которые также пришли из славянской мифологии, и другие сказочные создания перешли на фасады церковных и светских зданий.
Колористика ярославского изразца тоже определённо узнаваема. Изначально в XV веке изразцы были неглазурованными, их просто вымешивали и обжигали, сохраняя естественный терракотовый цвет глины. С таких монохромных красно-коричневых изделий и началось повсеместное русское изразцовое искусство. Первая глазурь, которая появилась на Руси, называлась "мурава" — от слова "трава-мурава" — изумрудно-зелёная краска на основе свинца и цинка. К муравленым изразцам часто прибегали ярославские мастера, в городе сохранилось несколько церквей с зелёными плитками. А уже после появились полихромные изразцы. По одним данным, они пришли из Европы, со стороны Белоруссии, по другим — из арабских стран. Однако если вспомнить тот же азулежу, гжельскую роспись или петровские изразцы, привезённые из Голландии, — у них у всех ведущими выступают два цвета — белая глазурь и синий кобальт. У нас же совершенно другая цветовая палитра: изумрудно-муравленый цвет остался в качестве фона, его стали разбавлять белым, потом появился бирюзово-голубой и разные оттенки охры.
"Тему изразцов могут воспроизводить текстильщики, например, на варежках или шарфах, расписывать ткань в технике батика. Одна из наших мастериц уже плетёт кружевные изразцы".
— А кто занимался изготовлением изразцов?
— Мастера-керамисты — их называли "записными кирпищиками". Плитка требует обжига в специальных печах, поэтому даже сейчас это требует оборудованных мастерских. В 1777 году был составлен план Ярославля, который хранится у нас в музее-заповеднике. На нём обозначены керамические заводы, которые непосредственно занимались производством плитки, в том числе на вывозной рынок, — это были достаточно серьёзные мастеровые цеха. И мы сейчас находимся именно в том месте, где по этому плану из 19 керамических заводов было 18.
— Расскажите подробнее про ваш Союз мастеров "АртЕль" — с чего он начинался? Как зародилась идея сохранить и возродить исконно русское искусство?
— Сам союз начинался с общения между мастерами со схожими интересами и общих поездок. Мы решили организовать себе общее пространство, где мы смогли бы работать и реализовывать свои изделия. Так в прошлом году, в пандемию, появилось наше крафт-пространство "АртЕль", которое находится в историческом месте — Коровницкой слободе, где сохранился храмовый комплекс с рекордным изразцовым наличником XVII века размерами пять на восемь метров.
Мы сотрудничаем с туроператорами, которые привозят к нам туристов, специально для них мы организовываем мастер-классы, главный из которых — роспись ярославского изразца. У нас есть много свежих идей — мы хотим перевести классическое изразцовое искусство на другие промыслы, используя узнаваемые сюжетные линии и цветовое решение. Среди нас есть не только керамисты, но и мастера по валянию из шерсти, кружевоплетению, бисероплетению — тоже историческим ярославским ремёслам. Тему изразцов могут воспроизводить текстильщики, например, на варежках или шарфах, расписывать ткань в технике батика. Одна из наших мастериц уже плетёт кружевные изразцы. Основа, по сути, может быть любой — в нашей стилистике можно изготавливать и традиционные пряники, и сувенирный шоколад. Мы работаем в формате открытой творческой лаборатории и хотим, чтобы орнаменталистика ярославского изразца пошла в массы.
"Сложность в росписи изразцов состоит в том, что глазури по керамике при обжиге меняют цвет, например, бледно-сиреневый цвет после обжига получается охристым".
— Сохранились ли у вас традиционные технологии обработки?
— Конечно, все процессы изготовления по большей части остались в своём первозданном виде. Правда, с некоторыми усовершенствованиями: сейчас для изготовления плитки мы используем не деревянные формы, а силиконовые, а затем — гипсовые. Так керамика лучше сохнет и её проще доставать. Глину мы по-прежнему отминаем вручную, сами наносим глазури, особенно на полихромные изразцы, — никакой автоматики. В отличие от той же майолики, изразцы предполагают восприятие издалека: изначально это фасадные изделия, и детальной росписи там не требуется. Но всё равно каждый элемент рельефа должен быть покрыт глазурями вручную. Сложность тут состоит в том, что глазури по керамике при обжиге меняют цвет. Поэтому мастера, которые расписывают изразцы, должны изначально представлять, какой в итоге получится колористика готового изделия: например, бледно-сиреневый цвет после обжига получается охристым. Здесь нужно иметь определённый намётанный глаз. Конечно, есть специальные таблицы, в которых все краски пронумерованы, но всё равно некоторое видение готового изделия должно быть сложено у мастера изначально.
— Ярославский изразец прошёл длинный путь от церковного декора до бытовой облицовки. Какое современное применение можно найти изразцам?
— Изразец в Ярославле — это, прежде всего, самый продаваемый сувенир. Мы модифицировали традиционную плитку так, чтобы её можно было повесить на стену. У каждого изделия своя глубокая символика, которую мы обязательно прописываем на ярлычке, и как маленькое панно-оберег предлагаем туристам в качестве подарков.
Мы очень плотно работаем с дизайнерами интерьеров и всё-таки возвращаемся к изразцам для печи. В оригинальной конструкции на лицевую сторону наносится объёмное изображение, а на задней поверхности изделие имеет специальную румпу — глиняный выступ, с помощью которого монтируется плитка. Печные изразцы сегодня очень востребованы как в качестве полноценной облицовки, так и в виде простых элементов декора. Также мы делаем потрясающие зеркала в рамах из изразцов. По сути, в любой интерьер в русском стиле изразцы можно добавить как угодно — выложить ими кухонный фартук, например, или поверхность стола, закрытую стеклом. У нас в производстве есть разделочные доски с изразцами и другие подарочные изделия. Ценность изразцов в том, что они долговечны, столетиями живут на фасадах зданий, а современные технологии позволяют сделать их полноценным материалом для отделки мокрых зон в квартире.
— Людмила, в контексте развития внутреннего туризма ваш проект выглядит очень вдохновляющим. Расскажите нам о своих планах.
— В ближайшее время мы обязательно подадим заявку на оформление ярославского изразца как региональный бренд. Кроме того, мы стремимся развивать свою территорию, в планах — регулярный приём организованных туристских групп и индивидуалов, проведение экскурсий и мастер-классов. Сейчас мы в два раза расширяем площадь нашего крафт-пространства, делаем отдельный этаж для мастер-классов и торгово-выставочную зону. Уже в этом году на майские праздники мы принимали по 80 человек в день. Планируем, чтобы 100–120 человек посещало нас ежедневно, независимо от выходных.
Сейчас мы запустили в серию наборы для творчества "Роспись ярославского изразца", с которым мы заняли первое место на окружном этапе Федерального конкурса "Турсувенир". Ну и конечно же, наша основная задача — популяризация тематики изразцов, синтез с другими художественными направлениями и возрождение утраченных народных промыслов Ярославии.
Юлия Гопиус