Ко Дню Победы ПКО РГО – ОИАК планировало провести мероприятие «Память поколений», на котором любой желающий мог поделиться воспоминаниями о своих родных и близких, принимавших участие в Великой Отечественной Войне. По объективным причинам мероприятие было отменено, а подготовленные материалы мы разместим на нашем сайте.
Продолжает серию публикаций рассказ члена ПКО РГО – ОИАК Натальи Кургузовой об отце – участнике Великой Отечественной Войны Александре Александровиче Запевалове.
«Сын полка» – мой папа Запевалов Александр Александрович
Свой рассказ я хочу начать со стихотворения «Сыны полков»
Вольт Суслов
Горнили «К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг,
На левый фланг, в солдатский строй
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все-равно в боях они умели
Не отставать, не отступать и побеждать.
Тянули связь военные мальчишки
Катили в бой на танковой броне
Валились с ног в минуту передышки
И в час ночной неслись домой в коротком сне.
Мой папа – Александр Александрович Запевалов – Саша Запевалов, а было ему всего-то 12 лет, убежал с другом на фронт. Отчаянные ребята!
Как же – все воюют, а он играет на трубе в детском духовом оркестре на Урале в городе Кургане.
Он рассказывал отрывочно, сейчас я вспоминаю его рассказы: как их с другом Валей Пушкаревым ловили на военных постах, сажали на поезд, отправляли обратно, они говорили, что родных нет (соврали) так хотелось на фронт! И снова убегали.
И вот которая по счету попытка увенчалась успехом. Им удалось каким-то образом пройти через военные посты, двигались на поездах, цепляясь на медленном ходу за вагоны. Ехали на машинах, лесом, бродами…
К утру они с другом оказались в боевом летном полку. Что делать с детьми? Решали там. Отправлять их обратно одних было опасно, а сопровождающих не нашлось – на войне каждый человек на вес золота.
И тут хочется вспомнить художественный фильм «В бой идут одни старики». Помните? Как провожали и встречали боевые самолеты с музыкой. Как играли траурные марши, когда кто-то из летчиков не возвращался с боевого задания...
Когда узнали, что Саша и его друг играют на музыкальных инструментах (а Саша играл на баяне, на трубе, потом на баритоне – это уже теноровая труба, играет роль ведущего тенорового голоса в военных и духовых оркестрах), это и определило их судьбу – решено было временно оставить ребят в полку, поставили на довольствие. И стали мальчишки нести свою «службу».
В минуты отдыха и передышки от боев они играли летчикам. Саша очень любил играть на баяне вальсы: «Осенний сон», «На сопках Манчжурии», «Амурские волны».
Рассказывал бойцам, как он видел живую легенду Клавдию Шульженко – она приезжала в город Курган (а там был танковый завод) и выступала с концертом вместе с детским духовым оркестром.
Откуда были в боевом полку музыкальные инструменты? Саша не рассказывал.
В этом полковом оркестре было несколько взрослых человек и вот они 12-летние мальчишки.
Как-то, по воспоминаниям моего отца, они с другом Валей Пушкаревым играли в футбол в минуту затишья. И только грохот орудий и буханье где-то далеко за горизонтом напоминали, что линия фронта рядом. А мяч был самодельный: сделан из тряпок и обвязан веревками.
И вот в этот боевой полк прибыл генерал после ранения, он ходил с палочкой, сильно прихрамывая. Увидев играющих в тряпичный мяч мальчишек удивился, что тут делают дети?
Ему доложили: «сыны полка», так тогда ласково называли мальчиков летчики.
«Так почему эти «сыны полка» одеты в какое-то тряпье?! Сшить им форму и сапоги!»
Генерал уехал, а через некоторое время прислали военную форму: гимнастерки и брюки-галифе, но самое главное – настоящие ремни – мечта каждого мальчишки! Ну а шинели в полку уже подшили, но все-равно они болтались на худых мальчишеских фигурах.
И самое большое счастье Саша и его друг Валентин испытали, когда в полк прислали самый настоящий футбольный мяч.
После переправили мальчиков на большую Землю – Саша ведь сказал, что родителей у него нет, мол, сирота он. Решили его отправить в суворовское училище в город Киев. Он вспоминает, что часто они суворовцами открывали парады на Крещатике впереди колонны – сначала в роте барабанщиков, потом в роте горнистов. Закончив суворовское училище Саша поступил в Высшее военное училище связи им.Кирова. Закончил его, на последнем курсе женился и отправился служить, как все русские офицеры, сначала на Кавказ. В городе Орджоникидзе родилась я (ныне город Владикавказ).
Потом были еще 28 лет безупречной службы.
И если бы он сейчас был жив, он написал бы мемуары и назвал: «В гимнастерке с 12 лет».
А за то, что папа служил в боевом летном полку, хоть и 12-летним мальчиком, его причислили к участникам Великой Отечественной войны, и он имел «Свидетельство Участника ВОВ»
В последние годы жизни он жил на Украине в городе Запорожье…
Наталья Кургузова, член ПКО РГО – ОИАК
Также Наталья Кургузова с рассказом об отце приняла участие в совместном проекте Приморской государственной картинной галереи и клуба волонтеров «Живые строки о войне»