Отнять у пучины "Персея": экспедиция Северного флота и РГО нашла судно-легенду

Научно-исследовательское судно "Персей". Фото: архив ВНИРО
Научно-исследовательское судно "Персей". Фото: архив ВНИРО

В канун Дня Победы участники комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического флота "Помни войну" обнаружили на дне Баренцева моря останки первого отечественного научно-исследовательского судна. "Персей" за свою недолгую жизнь сделал удивительно много для изучения Арктики и погиб в ходе налёта фашистской авиации в первые недели Великой Отечественной войны.

В судьбе "Персея" отразилась драматическая история российской науки. Он стал символом самоотдачи наших учёных и героизма защитников Родины. Неудивительно, что его поиск стал одним из центральных сюжетов третьего сезона экспедиции "Помни войну".

В 2023 году поиски планируется провести впервые в акватории всех трёх морей Российской Арктики, в которых в годы Великой Отечественной войны проходили боевые столкновения между Северным флотом и фашистским кригсмарине.

stranica_244.jpg

В нынешнем сезоне у экспедиции "Помни войну" грандиозные планы. Фото: пресс-служба Северного флота
В нынешнем сезоне у экспедиции "Помни войну" грандиозные планы. Фото: пресс-служба Северного флота

Работа распланирована на 13 этапов. Ожидается, что в нынешнем сезоне в экспедиции примет участие рекордное количество кораблей и судов флота, а также гражданских организаций, поддерживающих проект.

Особенность этой экспедиции состоит в том, что параллельно выполняются учебно-боевые задачи Северного флота и собственно поисковая работа. Для военных моряков обнаружение исторических артефактов становится своего рода практическим экзаменом на профессионализм в реальных поисково-спасательных операциях.

Как сообщил нам научный руководитель экспедиции, начальник отдела гидрографической службы Северного флота, капитан первого ранга Алексей Корнис, в настоящее время проходит сразу несколько этапов: "Кольский залив", "Ура-Ара", "Подходы к Кольскому заливу" и "Эйна". Последний наиболее близок к завершению, в ходе него и были обнаружены останки "Персея".

Губа Эйна — залив на южном берегу полуострова Рыбачий (Мурманская область), являющийся северной частью Мотовского залива Баренцева моря. В начале 40-х годов ХХ века на полуострове разместился советский гарнизон. Залив Эйна стал активно использоваться для снабжения военной базы. А в начале Великой Отечественной, после того как гитлеровцы отрезали перешеек, соединяющий Рыбачий с Большой землёй, губа Эйна оказалась единственным морским путём, соединившим Мурманскую область и соединения Красной армии на полуострове.

Одним из судов, поставлявших нашим бойцам продовольствие и медикаменты, стал "Персей". Здесь он и погиб 10 июля 1941 года. Но даже после гибели судно продолжало помогать в борьбе с гитлеровцами. Часть его останков превратилась в основание для причала, где разгружали всё новые грузы, приходившие из Мурманска.

prichal_-_kopiya.jpg

Часть судна "Персей", ставшая причалом. Фото: архив ВНИРО
Часть судна "Персей", ставшая причалом. Фото: архив ВНИРО

"Персей" никогда не являлся военным кораблём. Названный в честь древнегреческого героя, победившего зловещую медузу Горгону, он был призван исследовать высокие широты.

В 2021 году отмечалось 100 лет с момента организации Плавучего морского научного института. Плавморнин создали по декрету Ленина для изучения морей Северного Ледовитого океана и арктического побережья. Страна отчаянно нуждалась в ресурсах, найти их должны были учёные.

Читайте также: Как советские учёные на утлом судёнышке покорили Арктику

Через год после организации плавучего института ему передали недостроенную зверобойную шхуну. Её дооснастили за счёт "доноров": например, паровую машину и котёл взяли с затонувшего буксира, рулевой механизм — со списанного миноносца, а динамо-машину — с броненосца "Чесма", участвовавшего ещё в русско-японской войне. Корпус усилили ледовым поясом, а сама форма судна позволяла ему избежать сдавливания льдами — наподобие знаменитого нансеновского "Фрама" и старинных поморских кочей. 

Для работы учёных оборудовали семь лабораторий — две на корме и пять в носовой части корабля, большую часть научных приборов изготовили архангельские мастера по чертежам, взятым из книг. Запас питьевой воды позволял находиться в рейсе до 15–17 суток, а угля — до 30–32 суток. Экипаж состоял из 24 человек, научная группа — из 16.

Первый рейс начался 19 августа 1923 года. Экспедицию возглавил директор Плавморнина Иван Месяцев. Так началась история первого отечественного научно-исследовательского судна "Персей".

pers_2.jpg

В 20-е годы ХХ века "Персей" был одним из лучших научных судов в мире. Фото: архив ВНИРО
В 20-е годы ХХ века "Персей" был одним из лучших научных судов в мире. Фото: архив ВНИРО

1 февраля 1923 года на его гафеле появился собственный флаг — знаменитый синий вымпел с изображением семи звёзд созвездия Персея, ставший впоследствии эмблемой Всероссийского научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии, включая, разумеется, его полярный филиал — ПИНРО.

За 16 лет "Персей" совершил 84 научные экспедиции, проделал путь в 100 тыс. морских миль, пробыв в море в общей сложности почти шесть лет. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля — вот основные направления экспедиций "Персея". В 1928 году судно участвовало в операции по спасению членов команды Умберто Нобиле, чей дирижабль потерпел катастрофу во время возвращения с Северного полюса. "Персей" обеспечивал наши суда радиосвязью.

vniro.jpg

Созвездие Персея перекочевало с флага одноимённого судна на эмблему ВНИРО. Фото: архив ВНИРО
Созвездие Персея перекочевало с флага одноимённого судна на эмблему ВНИРО. Фото: архив ВНИРО

В 1932 году "Персей" вместе с ещё одним научно-исследовательским судном "Николай Книпович" изучал район мыс Нордкап (Норвегия) — остров Медвежий — мыс Южный на Шпицбергене. Тогда СССР оказался единственной страной, выполнившей все взятые на себя обязательства в рамках Второго международного полярного года. Но куда важнее, что экспедиции на "Персее" 1920–1930-х годов в принципе заложили основу научных знаний человечества о Баренцевом море.

"Персей" был не только плавсредством, но символом всех самых светлых и романтических надежд, верой в светлое будущее и возможности человека, которыми был напитан воздух тех лет. Выдающийся геолог и писатель Владимир Обручев даже сочинил гимн "Персея", исполнявшийся на мотив песни "Мы кузнецы". Завершали его такие слова:

И вымпел гордый пусть "Персея",

Рой звёзд и неба синева,

Над всем полярным миром реет

Сегодня, завтра и всегда. 

А ещё знаменитое судно оказалось великолепной школой для нескольких поколений советских учёных различных научных направлений — физики, биологии, химии, морской геологии, метеорологии. Образно говоря, на борт "Персея" поднимались студенты и аспиранты, а спускались с него будущие профессора и академики.

uchastniki_pervoy_sovetskoy_arkticheskoy_ekspedicii_na_ledokole_malygin.jpg

Учёные и члены экипажа на борту "Персея". Фото из архива Всеволода Васнецова
Учёные и члены экипажа на борту "Персея". Фото из архива Всеволода Васнецова

Нападение гитлеровской Германии на СССР скомкало все планы. Научную работу пришлось свернуть. "Персей" был мобилизован и стал рядовым морским трудягой. Шхуна, вооружённая всего лишь одним пулемётом "Максим", оказалась безоружной перед штурмовиками люфтваффе, в начале войны имевшей господство в небе над Арктикой.

В результате одной из атак фашистской авиации 10 июля 1941 года на "Персее" возник пожар. Вскоре судно затонуло, однако экипажу удалось спастись.

— К сожалению, подробностей самого налёта мы пока не нашли, — рассказывает Алексей Корнис. — Но, судя по всему, как я теперь понимаю, судно раскололось на две части, одна из которых затонула, а вторая оказалась на осушке, став впоследствии своеобразным причалом для перебрасываемых на полуостров Рыбачий грузов. Затонувшая часть после войны была обследована водолазами Северного флота, они и вынесли вердикт: судно уже не восстановить. О том, что это когда-то был "Персей", с тех пор на картах обезличенно напоминал только значок "Затонувшее судно с частями над водой".

izobrazhenie_png_4.png

Кромка берега полуострова Рыбачий в районе губы Эйна с остатками причала. Фото предоставлено участниками экспедиции
Кромка берега полуострова Рыбачий в районе губы Эйна с остатками причала. Фото предоставлено участниками экспедиции

Научный руководитель экспедиции вспоминает, что уже в 2010 году эти самые части над водой уже никто не видел. А с учётом того, что в конце прошлого столетия большое число находящихся на осушке и на небольших глубинах судов было распилено так называемыми "металлистами" и "чёрными поисковиками", моряки, подготовившие в гидрографическую службу Северного флота навигационное донесение, предложили снять с карт затонувшее судно. Что и было сделано. Возможно, благодаря этому, как считает Алексей Корнис, остатки "Персея" и сохранились до наших дней.

— После выполнения в этом году съёмки рельефа дна и обнаружения в архивных материалах координат затонувшего судна картина сложилась — "Персей" был найден, — говорит он. И добавляет: — Опять найден.

persey.png

Изображение останков судна "Персей", полученное в результате сканирования морского дна. Фото предоставлено участниками экспедиции
Изображение останков судна "Персей", полученное в результате сканирования морского дна. Фото предоставлено участниками экспедиции

Два слова о технологии поиска. Для такой работы используются, как правило, гидроакустические средства, позволяющие "сканировать" дно с высокой разрешающей способностью, — гидролокаторы и многолучевые эхолоты. Галс за галсом, обязательно с перекрышем полосы обзора, чтобы ни в коем случае не пропустить любой объект, представляющий опасность для мореплавателя.

— Работа немного однообразная, но в момент обнаружения затонувшего судна всегда очень эмоциональная, — признаётся Алексей Корнис.

2028.jpg

Научный руководитель экспедиции "Помни войну" Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков
Научный руководитель экспедиции "Помни войну" Алексей Корнис. Фото: Виталий Новиков

Во время войны наиболее ценное оборудование с судна было снято, тем более что глубины это позволяли. В 60-х годах его обследовали любители подводного плавания, обнаружившие штурвал. Он передан в дар историко-морскому клубу "Персей", созданному при Красногорской гимназии №7.

— Есть ли там что-либо ещё, имеющее историческую ценность? — продолжает Алексей Корнис. — Думаю, что нет. Та часть, которая стала волею судеб причалом, почти не сохранилась. Это очень контрастно видно на фоне послевоенных фотографий. Судя по гидролокационному изображению оставшейся подводной части, она тоже сильно разрушена. Наверняка и время оставило там свой след. О подъёме на поверхность не может быть и речи. Но в любом случае, нынешним летом мы дообследуем останки судна, такая задача поставлена командованием флота.

А в День памяти и скорби 22 июня представители Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии планируют установить полноценный памятник "Персею" в районе губы Эйна.

izobrazhenie_png_23.png

Так выглядят сегодня остатки причала, который когда-то был частью судна "Персей". Фото предоставлено участниками экспедиции
Так выглядят сегодня остатки причала, который когда-то был частью судна "Персей". Фото предоставлено участниками экспедиции

Обнаружение "Персея" — не единственный результат нового сезона экспедиции. Исследователи, изучив документы архива Военно-морского флота в Гатчине, установили, что в заливе Эйна в годы Великой Отечественной войны погибло несколько вспомогательных судов Северного флота. Часть после войны подняли, в ряде случаев подъём был признан нецелесообразным, а другие и вовсе не были найдены. Их поиск и было решено осуществить в 2023 году.

Воды Баренцева моря хранят немало следов былой войны. Исследователи, к примеру, уже уточнили координаты сторожевого корабля "Штиль", провели уникальную операцию по подъёму самолёта "Аэрокобра" с глубины более 100 м, обнаружили останки предположительно парусника "Весна" и мотобота "ПМБ-67", также потопленных фашистской авиацией. Их также обследуют в летний период.

— В этом году наряду с проведением учения гидрографы выполнили и съёмку рельефа дна губы Эйна в интересах картосоставления, — говорит Алексей Корнис. — Это не менее важная часть нашей работы. Мы стараемся делать так, чтобы результаты поиска были максимально эффективно использованы в дальнейшем, современные технологии это позволяют.

Марина Круглякова

Айвар Валеев