Весенняя пора, пробуждающая мир, открывает множество возможностей для изучения нашего родного края. Под лучами весеннего солнца команда исследователей нижегородского отделения РГО отправилась на территорию памятника природы «Дубрава у г. Городец», ставшую, в свете последних событий, едва ли не ключевым фактором, решающим судьбу последнего проточного участка Волги.
Дело в том, что в последние месяцы активизировалось обсуждение перспектив постройки низконапорного гидроузла и создание плотины на Волге у с. Большое Козино. Одним из препятствий на пути создания плотины является памятник природы «Дубрава у г. Городец». С целью установления ландшафтных особенностей этой территории нижегородские географы и выехали на территорию памятника природы.
В состав научно-исследовательской группы вошли: к.г.н., доцент А.Е. Асташин; научный сотрудник ботанического сада, ботанико-географ И.Л. Мининзон; выпускник Мининского университета Е.В. Рыжов; студенты-географы 3 курса Мининского университета (в рамках учебно-полевой практики); школьницы: К. Кузнецова (школа №125), С. Гречкина (школа №75), С. Суркова (школа №19 г. Заволжье).
Работы велись в 3 направлениях: одна группа вела батиметрическую съёмку на озерах Княжье, Рыботино, Приходное; вторая группа под руководством И.Л. Мининзона описывала растительность дубравы; третья группа во главе с А.Е. Асташиным проводила ландшафтные описания с заложением почвенных прикопок, полуям и геологических разрезов.
Территория памятника природы «Дубрава у г. Городец» расположена на пойме Волги и, частично, на первой надпойменной террасе, ввиду чего очень богата старичными озерами, на которых и проводилась батиметрическая съемка. Озера и соединяющие их протоки являются гидрологическим каркасом ландшафтов Дубравы, определяя гидрологический режим, интенсивность и направленность геоморфологических процессов и характер органического мира.
Работа была осложнена наличием рыболовных сетей, в которых запутывались весла, а в прибережной части помехи создавали поваленные деревья. Все же было сделано 3000 промеров глубин, на основе этих данных построены батиметрические карты трёх обследованных озёр. Максимальные глубины зафиксированы в озере Приходное – 6,7 метров, в озерах Рыботино и Княжье средние покаатели глубин составили около 2 метров. По берегам этих озёр видны обильные следы деятельности бобров в виде поваленных деревьев и плотины в заводи озера Рыботино.
Несмотря на то, что вегетационный период только начался, ботанические работы дали первые скромные результаты: в восточном сегменте памятника природы на границе первой надпойменной террасы и поймы было обнаружено растение, ранее не зафиксированное в данном ботанико-географическом районе – ветреница дубравная.
В ходе проведения ландшафтных работ были выполнены комплексные описания на 14 ключевых точках. Определён литологический состав горных пород, характер микрорельефа, режим увлажнения, тип почв (на первой надпойменной террасе дерново-подзолистые супесчаные сильнооподзоленные иллювиально-железистые почвы, на пойме – аллювиально-дерновые супесчаные), растительные сообщества. Этих материалов, конечно, недостаточно для создания ландшафтной карты памятника природы, но начало положено, в течение полевого сезона мы планируем завершить эту работу.
Кроме того, был определён расход воды в одном из ручьёв, составивший на момент наблюдения (28 апреля) 240 л/сек.
В заключение хочется отметить, что Дубрава неслучайно получила статус ООПТ – территория имеет выраженное ландшафтное разнообразие и исключительно богатый животный мир: повсеместно встречаются следы пребывания лосей, кабанов, зайцев, бобров и других животных. В ходе проведения полевых описаний в объектив нашего фотоаппарата попал чибис и вид, занесённый в Красную книгу Нижегородской области – фифи (спасибо за определение Н.Ю. Киселёвой!).
Антропогенное вмешательство заметно только в непосредственной близости дорог, в сущности – только у д. Матрёнино, большая же часть ООПТ находится в прекрасной сохранности.
Текст: А.Е. Асташин, Е.С. Макарова
Карты озёр: С.С. Гречкина, Е.С. Макарова, О.Н. Пашкин
Фото: С. Суркова, А.Е. Асташин