В известняке крымских столовых гор выдолблены хозяйственные помещения, могильники, храмы, где местами ещё сохранились средневековые фрески. Здесь встречаются призраки, растёт "священная бузина", а в селе неподалёку живут потомки древних викингов. "Чёрные" копатели ищут тут сокровища, любители мистики считают местом силы, тем временем серьёзные исследователи нащупывают следы загадочной страны Дори.
Под плоскими вершинами столовых гор Внутренней гряды в несколько этажей выдолблены в мягком ноздреватом известняке прямоугольные помещения, порой с колоннами, иногда с полочками, сделанными из того же известняка. Сейчас пещеры уже не строят, но и не забывают об их существовании. В пещерных монастырях Чилтер-Мармара и Шулдан, а также в Южном (Благовещенском) монастыре на Мангупе живут монахи, продолжая традиции священнослужителей древней Византии. Археологические раскопы на территории Эски-Кермена и Тепе-Кермена подкидывают задачки учёным. Искусственные пещеры Мангупа притягивают любителей мистики и добавляют головной боли крымским спасателям.
Квест для археологов
Уже несколько столетий назад пещерные города Крыма манили исследователей. Первое подробное их описание сделал ещё в 1578 году польский посол к татарскому хану Мартин Броневский в послании к своему сюзерену. Много внимания уделил им и знаменитый турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби. Первое же исследование научного характера сделал русский академик Пётр Паллас. В начале ХХ века за дело взялись археологи. Раскопки на Эски-Кермене, Мангуп-Кале, Тепе-Кермене, Бакле и в прочих пещерных городах вели именитые учёные — Николай Эрнст, Николай Репников, Фёдор Шмидт, Евгений Веймарн и другие известные археологи. Работы идут уже больше века, но секретов у пещерных городов меньше не становится. Взять, например, Эски-Кермен.
— Он не самый большой — его площадь всего 8,5 га, тогда как, скажем, у Мангуп-Кале — 90 га, — рассказывает автор книг, посвящённых пещерным городам Крыма, Сергей Харитонов[i]. — Но если на Мангупе, согласно "Атласу пещерных городов Крыма" Анатолия Гуськова, всего 77 искусственных пещер, на Эски-Кермене их только визуально определяется 406. А по данным, включающим эхолокацию, там 606 пещер, просто остальные с течением времени оказались погребены под землёй. Уже сам этот факт указывает, какую роль город играл в древние времена.
Одна из любопытных находок — так называемые вторичные погребения, при которых покойного сначала хоронили в гробнице, а через несколько лет вынимали оставшиеся кости и помещали их в особой усыпальнице — оссуарии. Зачем так делали, доподлинно никто не знает. Британская исследовательница, профессор Мэри Бойс предположила, что, возможно, скелеты хоронили в костницах в ожидании Судного Дня, чтобы при воскресении тела усопших могли восстановиться.
Конечно, древние пещеры хранят в себе не только кости, но и предметы быта, и другие памятники культуры, но вот беда — далеко не все из них попадают в руки учёных. Ещё в 90-е годы в Крыму был разгул так называемых "чёрных" копателей, которые практически уничтожили многие захоронения.
— Зачастую археологам оставались лишь пустые стены, — вспоминает преподаватель истории, спасатель с 42-летним стажем Сергей Семенюк. — В 1999 году я участвовал в раскопках средневекового могильника под Тепе-Керменом. Всё, что мы смогли сделать, — обмерить склепы и зарисовать их расположение.
Когда данных раскопок не хватает, на помощь приходят старинные документы. Последние, правда, порой порождают больше вопросов, чем ответов. Так, византийский историк V–VI веков Прокопий Кесарийский в труде "Война с готами" упомянул некие "длинные стены", возведённые при императоре Юстиниане I, — они ограждали область Дори от набегов кочевников. Где были эти стены — загадка для учёных, и многие из них с увлечением приводят аргументы в пользу той или иной гипотезы.
Одни предполагают, что стены находились у перевала главной гряды, другие — что такое название носила сама цепочка крымских пещерных городов. Валерий Сидоренко, который вёл в 1984 году раскопки под Мангупом, обнаружил остатки стены, перегораживавшей долину. Следы присутствия аналогичных построек с той же датировкой (середина-конец VI века) нашлись также в Бельбекской и Качинской долинах. Так появилась ещё одна теория.
"Поэтому, длинными стенами проходы кругом преградив там, где только эта местность — как ему (императору Юстиниану I. — Прим. ред.) показалось — была легко проходимой, он избавил готов от беспокойств о нападении. Таковы были его дела здесь".
Прокопий из Кесарии "Война с готами"
"Из текста ясно: возведение «длинных стен» не представляло сплошную линию стены, а затрагивало только проходы, причём везде, где только императору эта местность показалась легко проходимой. Здесь угадывается гористый ландшафт..."
Валерий Сидоренко "«Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму"
— Есть версия, что "длинные стены" просто перегораживали речные долины, — поясняет Сергей Семенюк. — Если смотреть с Главной гряды Крымских гор, Внутренняя гряда напоминает забор, который прорезают речные долины. Стоит перегородить их, и Юго-Западный Крым становится неприступным.
Готы древние и современные
Где именно находилась столица крымской Дори — на Эски-Кермене, Мангупе или где-то ещё, — однозначно сказать нельзя. А вот то, что в её защите активное участие принимали некогда прибывшие со стороны Скандинавии готы, сомнению не подлежит. Документы свидетельствуют, что примерно в середине-конце III века буйные воины из Прибалтики прошли всю Северную Европу и добрались до Черноморского побережья. Свидетельств того, что в III–IV веках они доминировали в Юго-Западном Крыму, предостаточно, но в течение довольно долгого времени этот факт старательно замалчивался.
— Готской версией воспользовались немцы во время Второй мировой войны, — рассказывает Сергей Семенюк. — До неё даже издавался специальный готский альманах, настолько явственно следы этого народа присутствовали в Крыму. Большую часть тиража в итоге изъяли из библиотек, а учёным дали команду обратить более пристальное внимание на свидетельства славянских корней на этой территории.
Шила в мешке не утаишь, и сейчас исследователи вновь изучают наследие готской культуры, включая обнаруженные сравнительно недавно тексты. В частности, на колоннах мангупской базилики встречаются надписи руническими символами.
Есть и свидетельства современников. Сергей Харитонов в своём путеводителе "Пещерные города Крыма" упоминает Ожье Гислена де Бусбека, "посла императора Священной Римской империи (то есть Австрии) при дворе турецкого султана Сулеймана I Великолепного. Ожье де Бусбек[ii] встретил около 1560 года в Стамбуле двух мужчин из Крыма, один из которых выглядел как фламандец или голландец, но говорил только по-гречески, а другой выглядел как грек и был греком по происхождению и языку, но мог говорить на готском языке". Любознательный посол даже записал порядка 80 слов, составив словарик готского языка. Некоторые из них прочно вошли в наш обиход, и сейчас никому в голову не придёт, что слова "виноград" и "стул" — готского происхождения. Бусбек также с большим интересом расспрашивал новых знакомых об их народе.
"Он (крымский гот. — Прим. ред.) утверждал, что эта народность воинственная, что она населяет и поныне многочисленные селения, из которых царёк татар, когда выступает в поход, записывает 800 пехотинцев как главнейшее подкрепление своих войск. Он говорил, что из первейших их городов один называется Манкуп (Mancup)…"
Из письма Ожье Гислена де Бусбека
Потомки бывших союзников Византийской империи и по сей день живут в крымских сёлах, например в Большом Садовом.
— Их происхождение заметно даже по внешнему виду, — делится Сергей Харитонов. — Длинные шеи, длинные ноги, атлетическое сложение — я когда впервые их увидел, принял за выходцев из Германии. За прошедшие века готы исламизировались, ведь они служили пехотинцами и пушкарями в составе татарского войска. Но до сих пор бережно хранят память о своём прошлом — знают, что некогда их предки спустились на ладьях с севера, а потом стали своего рода янычарами татарского войска. Прекрасно работают руками — пушкарь должен был в случае поломки починить орудие. Есть и забавные моменты. Например, древние готы никогда не ездили верхом, а современные недолюбливают автомобили.
Призраки древней столицы
Готы были одним из народов, населяющих средневековое княжество Феодоро, столица которого находилась на Мангупе. Пещерный город на этой горе, пожалуй, пользуется самой мистической славой из всех. Им был заворожён и один из основателей Географического общества Пётр Кёппен, и другие учёные прошлых веков.
"Что же такое Мангуп? Отчаяние моё! Выезжать отсюда скорее, ибо нет ничего досаднее, как неудовлетворённое любопытство".
Писатель и дипломат Иван Муравьёв-Апостол
"Положение Мангупа необыкновенно. Находясь, так сказать, между небом и землёй, он мог бы, кажется, противостоять всем превратностям мира".
Академик Петербургской академии наук Пётр Кёппен
"Ничто в какой бы то ни было части Европы не может сравниться с грозной величественностью этого места".
Профессор Кембриджского университета Эдвард Кларк
Начиная с 80-х годов ХХ века гора как магнит стала притягивать любителей эзотерики, мистики, просто вольного образа жизни. Мангуп — самый большой из пещерных городов по площади, кроме того, на нём есть несколько родников. Да и рукотворных пещер достаточно, чтобы приютить желающих, которых в конце прошлого — начале нынешнего века тут были прямо-таки полчища. Некоторые из них, так называемые "индейцы", жили на Мангупе постоянно.
— Одно время они причиняли нам немало хлопот, — сетует Сергей Семенюк. — Баловались алкоголем и наркотиками, а потом падали с обрывов и разбивались. Правда, подобное случается и с обычными туристами, надумавшими без соблюдения техники безопасности осваивать пещеры. Мангуп в этом отношении самая печально известная гора.
"Священная бузина"
"Она растёт у большого грота рядом с главными воротами Мангупа. Выше находится пещерка, в которой любят ночевать «дикие» туристы. На моей памяти как минимум четыре человека, напившись, упали вниз и попали на эту бузину. Она спасла им жизнь".
Сергей Семенюк, спасатель с 42-летним стажем
Местные жители утверждают, что по горе бродят призраки. Самый прославленный из них — "мангупский мальчик". Якобы, когда в XV веке крепость пала под натиском турков, восьмилетний сын князя спрыгнул с обрыва, чтобы не попасть в руки захватчиков, и так и блуждает с тех пор по горе. Впрочем, серьёзные исследователи уверены, что эта легенда появилась только в 90-х годах, когда Мангуп получил славу места силы и сюда хлынули любители мистики.
— Говорили, что "мангупский мальчик" освободится, когда на горе родится младенец мужского пола, — вспоминает корреспондент местной газеты "Слава труду" Светлана Никитина. — Возможно, это поверье сами "индейцы" и придумали. Но я знаю пару, которая действительно одно время жила и родила ребёнка на Мангупе. Они оборудовали несколько пещер, развели коз и летом предпочитали ходить без одежды — у них была философия растворения в природе.
Сергей Семенюк же отмечает, что на горе родился уже далеко не один ребёнок — несколько раз спасателям приходилось срочно выезжать, чтобы спустить вниз и передать скорой помощи находящихся на грани смерти рожениц. Светлана же как-то попробовала взять интервью у ребёнка, которого в двухлетнем возрасте родители оставили жить со знакомым "индейцем".
— Он восхищался этим мальчиком — тот водил его по Мангупу и рассказывал о местах, где происходили сражения, и о том, как в целом шла жизнь в средневековом городе. Об этом ребёнке говорили как о реинкарнации одного из жителей Феодоро. Но когда я стала с ним разговаривать, услышала речь обычного малыша. И вдруг ровно в тот момент, когда я подумала: "Ничего не выходит", он поднял на меня глаза и с совершенно взрослой интонацией спросил: "Что, не выходит ничего?" Мне аж жутко стало.
Серьёзные исследователи весьма скептически относятся к историям о "мангупском мальчике", предпочитая уделять внимание документально зафиксированным древним легендам. Здесь тоже богатое поле для построения всевозможных гипотез. Так, есть легенда о женщинах, которые во времена войн скрывались именно на Мангупе и возвращались в сёла, лишь когда беда минует.
— Существует гипотеза О. Н. Трубачева об очень древнем индоарийском, таврском происхождении топонима "Мангуп", что в переводе означает "материнская гора", — рассказывает Сергей Харитонов. — В современной крымской топонимике (среди географических названий), действительно, есть слова, восходящие к санскриту. А легенды о прятавшихся на горе женщинах делают это предположение особенно убедительным.
История последнего князя Феодоро, потерявшего свои владения и саму жизнь в битве с турками, также известна по архивным документам. Однако Мангуп любит сплетать воедино историю и мистику. Местные старожилы говорят, что призрак древнего владыки по-прежнему каждое полнолуние обходит дозором территорию своей столицы.
Княжеский дозор
"В школьные годы мы с друзьями чуть ли не каждые выходные выбирались на Мангуп с ночёвкой. Как-то раз все одновременно проснулись и увидели в свете полной луны человека в плаще с длинными волосами, идущего по тропинке к цитадели. Один из моих приятелей бросил в его сторону маленький камешек, и тот пролетел сквозь силуэт. Спать мы после этого, конечно, уже не смогли — развели костёр, поставили чай… Наутро местный смотритель дядя Гриша Бондарь рассказал, что нам явился последний князь Феодоро. Этот силуэт видели мы все — пять человек. Объяснения у меня до сих пор нет".
Спасатель и историк Сергей Семенюк
Впору вслед за Муравьёвым-Апостолом досадовать на неудовлетворённое любопытство и воздевать руки в отчаянии. Пещерные города любят играть в загадки со всеми, кто решил их посетить. И, пожалуй, их ребусов хватит ещё не на один век.
Ольга Ладыгина
[i] Харитонов С. В. Древний город Эски-Кермен: Археология, история, гипотезы. СПб, 2004.
Харитонов С. В. Пещерные города Крыма: Путеводитель. — Санкт-Петербург — Одесса — Симферополь. 2005.
[ii] Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. Гл. 18: Свидетельство Бюзбека о германцах вокруг Мангупа и запись их языка… [и др.]. С. 244–267.
Ганина Н. А. Крымско-готский язык. СПб., 2011. Гл. 3. Ожье Гислен де Бюсбек и его информанты. С. 88–99.