Его стараниями появилась полярная станция в устье реки Лены. Чтобы собрать как можно больше материала, он остался в Арктике на год дольше, чем планировал. Его научная работа оказалась настолько значительной, что заслужила Золотую Константиновскую медаль Русского географического общества. При этом он ещё успевал делать зарисовки полярного сияния.
Николай Юргенс поступил в Морскую академию в 1874 году. К этому моменту он уже был опытным моряком: отучившись в штурманском училище, успел принять участие в кругосветном плавании на клипере "Всадник". Научная работа также была ему хорошо знакома — вернувшись из путешествия, Юргенс с 1871 года служил в Компасной обсерватории в Кронштадте вплоть до поступления в академию, туда же вернулся и по её окончании. И в дальнейшем продолжал как учиться, так и ходить в море — съездил на стажировку в США, служил старшим штурманским офицером на лодке "Ёрш", на крейсере "Азия" и на броненосном фрегате "Генерал-адмирал".
Сезон 1882–1883 годов был объявлен Международным полярным годом — такое масштабное событие случалось впервые. Россия взялась обустроить две полярные станции. Чтобы успеть всё к сроку, принялись за работу ещё в 1881 году.
"Русския полярныя станции — одна на Новой Земле, другая при устье р. Лены — были устроены Императорским Русским Географическим Обществом на Высочайше пожалованныя на то средства. <…> Мне выпала честь быть избранным руководить экспедициею к устью Лены. Помощниками мне были приглашены: доктор медицины А. А. Бунге и А. Г. Эйгнер, занимавшийся перед тем в продолжение нескольких лет метеорологическими наблюдениями на Дерптской обсерватории".
Николай Юргенс "Экспедиция к устью реки Лены с 1881 года по 1885 год"
Путешествие требовало серьёзной подготовки. Учёные проходили её в трёх обсерваториях: Пулковской астрономической, Павловской магнитно-метеорологической и Главной физической. Там же обкатывали метеорологические приборы, которым предстояло показать себя в жестоких условиях Арктики. Наконец, предварительный этап был позади, и 16 декабря 1881 года вместе с пятью солдатами и моряками, которых отрядили в помощь научным работникам, участники экспедиции тронулись в путь.
Ехали то по железной дороге, то на санях. Груз везти приходилось немалый — оборудование и провиант, прихваченные из Санкт-Петербурга, тянули на 56 пудов (порядка 900 к). Но и этого было недостаточно, так что путешественники дополнительно закупались в Томске и Иркутске.
"Почтовые дороги того времени сплошь и рядом состояли из ухабов и колдобин, поэтому ехать приходилось медленно и осторожно, чтобы не повредить инструменты. В Красноярске экспедиция задержалась, поскольку на почтовой дороге не было снега.
Своих лошадей у экспедиции не было, её участники пользовались услугами ямщиков-частников. Ямщики запрашивали непомерные цены, а средства, выделенные на экспедицию, были достаточно скромными. Юргенсу неоднократно приходилось обращаться к местным властям за помощью. Так, в Красноярске лишь с помощью местной полиции удалось достать лошадей и продолжить путь".
Мария Дукальская, Российский государственный музей Арктики и Антарктики
"Долгий путь на Сагастырь"
От Иркутска, дождавшись начала навигации, двинулись уже по Лене. Транспорт для переправки экспедиционного скарба предоставил золотопромышленник П. А. Сиверс — местные предприниматели с большим интересом относились к научным исследованиям региона и охотно становились меценатами полярных путешествий. К 4 июня добрались до Якутска, к этому моменту поклажи стало значительно больше.
"В Якутске был выстроен дом для станции, деревянная клетка для помещения термометров и будка для астрономических наблюдений; приобретены главнейшие запасы провизии: мука, солёное, копчёное и вяленое мясо, соль, масло и проч. по разсчёту на полтора года, — писал в отчёте Юргенс. — Для сплава всего груза, доходившаго до 8000 пудов, считая и дом, были куплены три паузка (паузок — барка с крышей) и 1 карбас (открытая барка)". 19 июня двинулись дальше.
Плаванье проходило крайне медленно: препятствовали штормы. Во время одного из них, случившегося 27 июля, путешественники лишились части продовольствия и приборов. Мешал и ветер: "Вследствие высокой надводной части паузки не могут двигаться (по течению) даже при слабом противном ветре, — отмечал начальник экспедиции. — При попутном ветре и небольшом волнении также приходится нередко приставать к берегу или становиться на якорь в закрытом месте, так как выше ватерлинии паузки почти не конопатятся и вода может свободно вливаться в широкия щели между досками обшивки".
Плюс ко всему Лена изобилует островами и мелями на всём протяжении от Якутска до Жиганска, находящегося примерно на полпути к устью. В результате суда нередко садились на мель, поскольку попросту не успевали вовремя развернуться, чтобы в точности следовать весьма извилистому фарватеру. Впору было прислушаться к легендам, рекомендовавшим обращаться за помощью к местным духам.
"Единственный скалистый остров, по имени Столб, встречается в 50 верстах выше Жиганска. С ним связана якутская легенда о трёх сёстрах колдуньях, некогда живших на нём и взимавших дань с плывших мимо острова. В случае отказа от уплаты ея, несчастие неумолимо постигало непокорных. До сих пор соблюдается обычай бросать деньги в воду около острова, или же спускается на воду маленькая лодочка из бересты, в которую насыпается крупа или сухари".
Николай Юргенс "Экспедиция к устью реки Лены с 1881 года по 1885 год"
Наконец, к утру 11 августа путешественники добрались до места назначения. Подходящую площадку на южном берегу острова Сагастырь подыскал профессор Бунге, и началось возведение станции. Якутские рабочие, выгрузив снаряжение, отправились восвояси — им нужно было успеть добраться назад до того, как грянут морозы и навигация прекратится.
Учёным пришлось нанимать помощников из местных жителей, которые оказались не слишком приспособлены к систематическому труду. Как вспоминал позже Юргенс, "они легко уставали и, проработав два-три дня, требовали несколько дней отдыха. Несмотря на довольно высокую для тех мест плату, больше трёх-четырёх человек никогда не являлось на работу. Между тем дожди, туманы и холода, при жизни почти под открытым небом, вызвали простудныя болезни и ревматизмы нижних чинов: четверых пришлось освободить от работ; вся тяжесть последних легла на остальных шесть человек". Тем не менее к 19 августа удалось подготовить всё для предварительной установки части метеорологических приборов и даже начать наблюдения.
Полностью закончить постройку помещений для научного оснащения удалось, однако, лишь к 1 октября. Взялись за полноценную установку и выяснили, что немалая часть приборов требует починки.
"Они значительно пострадали во время шторма 27 июля, так как ящик, в котором они были упакованы, не мог быть по его тяжести своевременно вынесен на берег и пробыл несколько часов под водою. Деревянныя части приборов отсырели, расклеились, покоробились и не приходились на свои места; магниты покрылись слоем ржавчины; у зеркал отвалилась амальгама; все нити зрительных труб порвались и тому подобное. Исправление повреждений, так сказать, домашними, средствами потребовало не мало времени. Кроме того, сильныя и почти непрерывныя магнитныя возмущения, бывшия в то время, так замедлили регулирование чувствительности приборов, что наблюдения ими могли быть начаты только 19 октября, а первыя определения абсолютной величины элементов земного магнетизма сделаны 9 ноября".
Николай Юргенс "Экспедиция к устью реки Лены с 1881 года по 1885 год"
К середине ноября все работы удалось наконец закончить, и учёные смогли полностью сосредоточиться на наблюдениях. Через полгода Русское географическое общество предложило им задержаться в Арктике ещё на год, чтобы продолжить исследования. Посовещавшись, участники экспедиции согласились. Всего они провели на станции 22 месяца, каждый час снимая показания по запланированной программе. Мало того, дважды в месяц показания снимали каждые пять минут круглосуточно, а в течение одного часа и вовсе каждые 20 секунд.
Потихоньку жизнь вошла в размеренную колею. Зимовщики общались с местными жителями, которые помогали им с топливом и заготовкой провизии — на одних только собак требовалось запасти 5 тыс. муксунов (вид местной рыбы). Со своей стороны, учёные снабжали якутов лекарствами, Бунге при необходимости оказывал медицинскую помощь. Раз в месяц зимой приходили письма и газеты из Верхоянска, в летний же период доставка почты прекращалась. Но читать было что — участники экспедиции привезли с собой недурную библиотеку. По субботам топили баню.
При этом на месте полярники не сидели. Они выезжали на различные острова, такие как Дугай, совершили экскурсию к устью реки Оленёк, организовали раскопки мамонта, обнаруженного якутами Усть-Янского улуса. К отчёту об экспедиции приложены результаты геодезических съёмок и карты, а также серия карандашных рисунков самого Николая Юргенса. 1 января 1885 года вернувшийся из экспедиции гидрограф был избран действительным членом ИРГО. В том же году он получил чин штабс-капитана и высшую награду Общества — Золотую Константиновскую медаль. Год спустя ему дали также орден Святого Владимира IV степени.
Позже Николай Юргенс вернулся в море. В 1888–1889 годах он ходил на броненосном фрегате "Адмирал Нахимов", потом служил флагманским штурманским офицером штаба начальника эскадры в Тихом океане, в 1890 году дослужившись до капитана.
Ольга Ладыгина