В начале октября члены совместной экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны России обнаружили на Камчатке американский самолёт времён Второй мировой войны. Несмотря на жестокую непогоду, поисковики нашли достаточно деталей, чтобы машину можно было практически собрать заново. Участники экспедиции рассказали, как удалось выяснить судьбу разбитого самолёта и его экипажа.
Первые намётки
Обломки самолёта, информацию о котором предоставили камчатские поисковики, удалось заметить ещё летом при разведке с вертолёта в районе бухты Вестник. Но на скорости свыше 100 км/ч разглядеть детали среди густых зарослей кедрового стланика было попросту невозможно. "У нас было буквально несколько мгновений, когда мы заметили отблески металла, похожего на дюралюминий, — рассказывает руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков. — К сожалению, сильный боковой ветер и сложный горный рельеф — место падения обнаружилось в районе водораздела — не позволили совершить посадку, несмотря на высокий профессиональный уровень экипажа вертолёта. Высадить группу, достаточную для изучения обломков, не удалось, и мы отложили это на осень".
Вернувшись домой после летнего периода экспедиции, исследователи стали изучать документы, прежде всего архивные данные, которые нужно было запрашивать за границей. Если ленд-лизовские самолёты перегоняли с Аляски советские лётчики, о которых можно было найти информацию среди отечественных документов, на Камчатке ситуация была иная. Над ней в 1943–1945 годах пролетали американские экипажи, направлявшиеся в сторону японских Курил. Российские архивы здесь мало могли помочь — информации в них содержится самый минимум. Органы НКВД могли зафиксировать обстоятельства катастрофы, где упал иностранный самолёт и факт захоронения погибших пилотов, этим дело и ограничивалось.
"Здесь находится около 50 мест крушения и вынужденных посадок американских самолётов. Наша экспедиция была организована по инициативе международной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести с тем, чтобы их найти. На подготовку ушло несколько лет".
Сергей Катков, руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории
Чтобы поиск был результативным, группа Центра современной истории связалась с Национальным архивом США в Вашингтоне, запросив там документы по каждому самолёту, след которого оборвался на Камчатке. По всем лётным происшествиям хранится подборка документов с результатами расследований, в них входят доклады экипажей, которые были очевидцами несчастного случая. Лётчики с точностью до минуты указывали, когда возникла проблема и с чем она связана: был ли упавший самолёт подбит японскими истребителями, попал ли он под атаку зенитной артиллерии, или технические проблемы возникли из-за чего-то другого. Но нужно было понимать, где искать эту информацию.
"У нас уже есть серьёзный опыт работы с отечественными архивами, такими как Центральный архив Вооружённых сил в Подольске или военно-морской архив в Гатчине, — делится Сергей Катков. — Мы понимаем их логику организации фондов и хранения документов, поэтому найти необходимую информацию, как правило, не так сложно. С американскими источниками совсем другая история. Собрать нужные материалы оказалось непросто, но тем интереснее было решать задачи, поставленные перед нами руководством экспедиции, и общаться с зарубежными коллегами".
Изучив фотографии, полученные от камчатских поисковиков, учёные пришли к выводу, что скрытый под стлаником самолёт — это двухмоторный американский бомбардировщик "Локхид Вентура" того же типа, что они обследовали летом в районе залива Камбальный.
Подробнее узнать о машинах, обнаруженных в ходе летней экспедиции, можно здесь.
Разведка на местности
Исследователям нужно было не только найти обломки потерпевшего крушение самолёта, но и установить его идентификационный номер, который позволил бы с уверенностью определить экипаж машины и выяснить его дальнейшую судьбу. Хотя место падения было приблизительно известно, добраться до обломков оказалось непросто.
"Далеко не всегда поисковики указывают нам точные координаты, — объясняет Сергей Катков. — Зачастую это просто область на карте, где десять, двадцать или тридцать лет назад кто-то видел ту или иную деталь. Касательно самолёта в районе бухты Вестник мы получили информацию из двух источников. Оба дали нам одну и ту же фотографию, но при этом между указанными ими точками на карте была разница в 15 километров. Для горного рельефа, сплошь покрытого лесом, это очень много".
Сложности начались уже на этапе подготовки площадки для экспедиционного лагеря.
"Мы долго не могли вылететь на точку из-за погоды. Наконец удалось отправить первую группу, которая высаживалась прямо из парящего вертолёта, прихватив с собой необходимые вещи и оборудование. Из-за густого кедрового стланика сесть машина не могла, для этого членам группы пришлось подготовить площадку и только после этого получилось выгрузить из вертолёта всё имущество экспедиции — снаряжение, еду и даже воду. Конечно, в 600–800 метрах от лагеря был ручей, но добираться до него по непролазному стланику было слишком долго и тяжело, мы не могли позволить себе так тратить время. Изначально планировалось закончить работы за три дня, и поначалу всё шло по графику. Мы высадились, разбили лагерь и нашли самолёт".
Сергей Карпинский, технический директор экспедиции
Обнаружить необходимую точку среди укутанных лесом гор было большой удачей, помог высочайший профессионализм экипажа вертолёта ВМФ, с которым работали исследователи. Лагерь удалось разбить буквально в трёхстах с лишним метрах от упавшего самолёта. Тем не менее найти его было непросто — покров стланика надёжно прячет всё под собой, да и пройти по нему не так легко. Данных, в каком примерно секторе нужно искать, было недостаточно. Исследователи не могли точно определить даже сторону хребта, где упал самолёт. Чтобы получить более точные сведения, они послали на аэрофоторазведку квадрокоптер. Таким образом удалось увидеть первые обломки, к которым и оправились участники экспедиции.
"Рельеф на местности был сложный, площадку подготовили на самой вершине хребта, в верхней части водораздела среди диких зарослей, — вспоминает Сергей Катков. — Казалось бы, ну сколько времени можно идти 320 метров — одну минуту, три? На самом деле путь по растянувшимся над землёй стволам занимал не менее сорока минут, а ведь надо было ещё разглядеть под ними остатки самолёта. Наша первая группа разведки прошла буквально в семи метрах от обломков, так и не заметив семиметровый хвост машины".
После того как нашлись первые фрагменты, задача упростилась: стало понятно, куда двигаться вниз по склону от места падения. Там удалось обнаружить элементы капота, разбитый плексиглас кабины, крылья, стойки шасси, моторы. Дальше уже было дело техники — расчистить все найденные обломки и сделать фотографии для дальнейшего анализа.
"На момент Второй мировой войны это был современный самолёт с последним навигационным оборудованием, — рассказывает Сергей Катков. — Поэтому по ленд-лизу такую модель американцы нам не поставляли. Конечно, нам было очень интересно посмотреть на оборудование, которое было на нём установлено". Идентифицировать аппарат удалось буквально через три минуты после того, как был обнаружен первый обломок.
"Большой удачей оказалось то, что сохранился фрагмент хвоста с рулями управления и кормовой нижней кабиной воздушного стрелка. Именно на этой части мы увидели цифры 6470 — сокращённый заводской номер самолёта. По архивным данным мы предполагали, что это будет именно он, и вот получили подтверждение. Здесь нам повезло — обычно в таком месте номер не указывают, в частности, на самолёте "Вентура", который мы обследовали в июле на мысе Камбальный, его не было. Судя по всему, это была инициатива авиатехника, который вручную написал под горизонтальным оперением хвоста самолёта номер для своих технических задач".
Сергей Катков, руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории
Постепенно исследователи находили всё больше деталей: кислородные баллоны, приборы из кабины пилота, педали и рукоятки управления самолётом. Многие фрагменты оказались сильно оплавленными — после падения аппарат загорелся. Часть боекомплекта была израсходована — по всей видимости, экипаж стрелял по самолётам противника. На двух фрагментах капота номер 6470 дублировался, подтверждая идентификацию машины. "Я уже давно принимаю участие в поисковых экспедициях, но впервые увидел самолёт такой комплектности, — признаётся Сергей Карпинский. — Он совершенно уникальный".
Тем временем погода резко испортилась, видимость снизилась до нуля, заморосил дождь, поднялся ветер. Пришлось экономить воду на случай, если циклон задержит исследователей в лагере надолго.
"Я не раз бывал на Камчатке, понимал, что, если идёт тайфун, мы можем застрять и на неделю, и на десять дней. Одну бочку с водой опечатал и спрятал в своей палатке как неприкосновенный запас на крайний случай. Поднявшийся ветер начал срывать палатки и пригибать их к земле. Одну ночь нам пришлось по очереди дежурить: четыре человека спят, четыре держат палатку, чтобы не ложилась, через час сменяются. Плюс пришлось натянуть дополнительный слой внутри — верхний купол сорвало. Благодаря ливням проблема с водой отошла на второй план, мы просто собирали её во все подходящие ёмкости. Зато теперь надо было думать, как сушиться. К счастью, у нас была очень слаженная и профессиональная команда — ребята споро выкопали блиндаж и обложили камнями печку, устроив импровизированную сушилку. Так мы и ждали, пока ситуация не улучшится, ведь пока не установилась стабильная погода с нормальной ветровой обстановкой и хорошей видимостью, вертолёт не мог получить разрешение на полёт и забрать нас".
Сергей Карпинский, технический директор экспедиции
Судьба экипажа
Американские архивные данные позволяли предположить, что экипаж самолёта благополучно спасся. На месте падения участники экспедиции нашли кресло одного из пилотов с характерными для того времени широкими пристяжными ремнями, которые были расстёгнуты, что подтверждало эту версию. Кроме того, удалось обнаружить многочисленные парашютные пряжки, ни одна из которых не была защёлкнута, это тоже свидетельствовало, что лётчики выпрыгнули с парашютами, когда самолёт потерпел крушение.
"Мы предполагаем, что это самолёт с заводским номером 6470 из авиаэскадрильи VPB-131 Военно-морского флота США, который вылетел 20 февраля 1945 года с авиабазы Атту на бомбардировку японских островов. Он был повреждён осколками, шёл на свою базу на Командорские острова, но уже будучи над Камчаткой, стало понятно, что в лучшем случае сможет со своим подбитым двигателем дотянуть до Петропавловска. Однако экипажи, которые шли чуть впереди, сообщили ему, что погода над Петропавловском ухудшилась, видимость практически нулевая, облака опустились до отметки 60 метров, то есть взлётно-посадочную полосу увидеть невозможно. Получив эту информацию, командир экипажа лейтенант Джон Пауэрс принял решение покинуть самолёт с парашютами и дал экипажу соответствующую команду".
Сергей Катков, руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории
Пока признать версию окончательной нельзя. Дело в том, что все самолёты "Вентура", которые потенциально можно найти на территории Дальнего Востока, Курильских островов и Камчатки, относятся к авиации Военно-морского флота США. А ВМФ США присваивал самолётам собственные номера. Обнаруженный на обломках идентификатор 6470 — заводской, но в ВМФ самолёт был маркирован уже другим номером, пятизначным, и вот его найти пока так и не удалось. Сейчас исследователи отправили соответствующие запросы в архивы США и ждут документальное подтверждение своим предположениям.
Но по всей видимости, экипаж добрался до Петропавловска-Камчатского. Есть данные, свидетельствующие, что некоторые из американских лётчиков с благодарностью вспоминали тёплый приём, оказанный им на Камчатке. Тут были свои тонкости, поскольку Советский Союз заключил с Японией договор о ненападении. Из-за этого, хоть СССР и был союзником США, у него не было права возвращать американских военнослужащих на родину до окончания войны. Необходимо было задерживать их на территории Советского Союза, чтобы они не могли вновь принять участие в боевых действиях. "Несмотря на необходимость учитывать эти политические моменты, СССР находил возможность отправлять американских лётчиков в США, — комментирует Сергей Катков. — Это делалось через третьи страны: Иран или европейские государства. Мы предполагаем, что именно таким образом все шесть членов экипажа найденного нами самолёта "Вентура" и попали на родину ".
Ольга Ладыгина