Махров Александр: о поездке в Петропавловск-Камчатский

02-09 июня 2024 года: Петропавловск-Камчатский

Летом этого года мне наконец-то удалось осуществить свою давнюю мечту – побывать на Камчатке. Поездка была запланирована на начало июня. Я знал, что этот период считается не самым удачным, так как в июне на Камчатке, по сути, еще весна, а не лето. Но скажу заранее, что с погодой нам очень повезло. В поездку мы отправились вдвоем с моим товарищем Дмитрием, с которым у нас был уже приличный опыт совместных путешествий по России.

Расскажу немного о длительности перелета и особенностях акклиматизации. Перелеты из Екатеринбурга в Петропавловск-Камчатский и обратно у нас были с недолгими пересадками во Владивостоке и занимали общее время около 11 часов туда и 12 часов обратно. И если обратно при перелете с Дальнего Востока на Урал у нас просто получился очень длинный день, то при перелете туда у нас практически выпала одна ночь. Все эти географические нюансы надо учитывать и стараться правильно спланировать свой режим сна и отдыха, чтобы не испортить свое путешествие ощущением сильной усталости. Прилетая на Дальний Восток, в особенности на Камчатку, где на 7 часов больше времени, чем на Урале, вы поневоле становитесь там «совами», а возвращаясь обратно, наоборот, «жаворонками». По моему опыту организм нормально перестраивается на новый режим сна и отдыха примерно за 3 дня.

Мы прилетели в аэропорт г. Елизово (в 30 км от Петропавловска-Камчатского) 2 июня, состояние после перелета было даже хуже, чем просто после бессонной ночи (а глаз сомкнуть в самолете мне так и не удалось), поэтому ни на какие «подвиги» в первый день мы были не способны. Все же обязательным мы посчитали посетить по пути из Елизово в Петропавловск-Камчатский известный памятник «Камчатка. Здесь начинается Россия». Советую всем, кто собирается на Камчатку, обязательно после прилета заехать в это место. Сам памятник с изображением одного из главных символов полуострова – медведей – весьма интересен, но главное, что он расположен так, что сзади него открывается потрясающий вид на самый большой вулкан в окрестностях Петропавловска – Корякскую сопку. Надеюсь, что вам с погодой повезет больше, и когда вы ее впервые увидите, она не будет частично скрыта облаками.

Фото: Александр Махров

По прибытию в Петропавловск-Камчатский мы заселились в заранее забронированную двухкомнатную квартиру (цены на аренду жилья в городе довольно высокие, но в целом приемлемые) и были приятно удивлены отличным видом из окон на вулканы.

На фотографии выше в левой части Корякская сопка (высота 3456 м.), в правой части – Авачинский вулкан (высота 2741 м.). Уже после мы узнали, что отличный вид на вулканы (Корякский, Авачинский, а также Козельский) открывается из многих районов города.

В первый день мы немного прогулялись по городу и были удивлены двум вещем: во-первых, его «многоуровневостью», то есть очень большим разбросом тех высот, на которых находятся здания и постройки, во-вторых, тем, что, несмотря на 2 июня, природа выглядела так, как будто сейчас начало мая, или даже конец апреля (на деревьях только распускались листья, трава только начинала зеленеть). Также в первый день нам конечно же хотелось побывать на местном рынке, чтобы купить настоящей камчатской рыбы и морепродуктов, что мы и сделали, и в дальнейшем с удовольствием в течение недели питались дарами Тихого океана. Забегая вперед, скажу, что гастрономическое впечатление от Камчатки осталось самое хорошее.

На следующий день по плану у нас была ознакомительная прогулка по Петропавловску-Камчатскому, в том числе подъем на две сопки в черте города (Мишенную и Никольскую), а также по набережной Авачинской бухты. Вначале мы поднялись на высокую Мишенную сопку, чтобы как следует осмотреть окрестности города. Находится она практически в центре города, дорога на нее по типу серпантина проложена практически до ее вершины и имеет по пути несколько смотровых площадок с потрясающими видами на вулканы и Авачинскую бухту. Также можно смело сказать, что с Мишенной сопки весь город и залив «как на ладони». Путь у нас занял не более часа.

Фото: Александр Махров

На фотографии вулканы слева направо: Корякский, Авачинский, Козельский.

На второй фотографии в правой части виден вулкан Вилючинский, а примерно в центре левой части на берегу Авачинской бухты находится Никольская сопка, которая стала следующим пунктом нашей прогулки по городу. Возле Никольской сопки располагается центральная площадь города с множеством памятников, также здесь располагается центральный пляж. Подняться на самую высокую часть сопки можно только по тропинке с довольно крутым уклоном, в то время как задняя ее часть благоустроена пешеходными дорожками и лестницами. Также в дальней части сопки можно увидеть оборудованную смотровую площадку, памятники, посвященные ближайшим к Петропавловску вулканам, а также героической обороне Петропавловска во время Крымской войны в 1854 г. Но самым главным безусловно являются прекрасные виды с Никольской сопки на Авачинскую бухту.

В большинстве мест на Никольской сопке очень обрывистый берег, что еще и добавляет адреналина ко всем этим потрясающим видам. Внизу же находится каменистый пляж, по которому можно пройти вдоль сопки по набережной Авачинской губы (бухты).
Авачинская бухта представляет собой крупный залив общей площадью 215 км² и длиной около 25 км с узким входом шириной всего 3 км. По берегам бухты находятся города Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Бухта является основным местом базирования Тихоокеанского флота России на Камчатке.

Фото: Александр Махров

Не могу не поделиться фотографией одного из морских обитателей, найденных мной во время прогулки по пляжу вдоль Никольской сопки.

Вот таких морских звезд иногда выносит волнами.

Кстати, во время прогулки мы увидели, что прямо в городе на берегу залива местные рыбаки довольно часто ловят приличного размера камбалу.

На следующий день у нас была запланирована поездка на открытый океан, а именно знаменитый Халактырский пляж. Как мы уже знали заранее, знаменит он в первую очередь своим черным песком, что связано с его вулканическим происхождением. Халактырский пляж в 2024 году единственный из всех российских пляжей вошёл в ТОП-100 лучших пляжей мира (92 место) по версии рейтинга Golden Beach Award. Несмотря на всю свою уникальность, на момент нашей поездки пляж все еще оставался труднодоступным. Он находится примерно в 15 км от Петропавловска-Камчатского и в 4-5 км от поселков Долиновка и Заозерный, но дороги от поселков плохие, автобусы туда не ходят, а таксисты, как правило, ездить отказываются. Мы выбрали доехать до Заозерного и идти из него, так как там местность в основном открытая, и мы решили, что там меньше шансов встретить медведей, чем на пешем пути из Долиновки, где местность лесная. Местные, кстати, как выяснилось позже, ездят на машинах на пляж именно через Долиновку.

Доехав до поселка Заозерный на автобусе, мы отправились в путь, рассчитывая приблизительно через час впервые в жизни увидеть самый большой в мире океан – Тихий. По пути мы увидели, что дорога от Заозерного до пляжа активно ремонтируется. Уже позже мы узнали информацию, что по плану в 2025 году эта дорога должна стать современной асфальтированной, что, безусловно, сильно упростит для туристов задачу добраться до Халактырского пляжа. Кстати, добраться туда в рамках экскурсии в составе организованной группы не проблема и сейчас в 2024 году, но мы решили добраться самостоятельно.

Путь по итогам оказался немного сложнее, чем я думал: по дороге, которую ремонтируют, идти было не так уж комфортно. Все же примерно через час, как и планировалось, мы вышли на берег Тихого океана. Оказалось, что он окутан густейшим туманом, хотя еще за сто-двести метров до него никакого тумана даже близко не было, да и вообще, погода на удалении от берега была заметно суше и теплее.

Фото: Александр Махров

Вот таким мы впервые увидели Тихий океан... Горизонта из-за тумана и низкой облачности видно не было совсем. Зато именно в такую погоду вулканический песок выглядит по-настоящему черным. Через несколько дней мы ездили на Халактырский пляж еще раз, в дальнейшем расскажу и об этой поездке. Здесь лишь скажу о том, что в разную погоду пляж по-своему очень красив.
Мы какое-то время полюбовались красотой волн, послушали шум прибоя и решили пойти по пляжу вправо в сторону устья реки Халактырка. Кстати, попробовав пройтись по песку босиком, мы были очень удивлены тому, насколько он теплый, ведь температура воздуха была не выше +12, пасмурно, дул очень сырой и прохладный ветер. По всей видимости то, что песок черный, положительно влияет и на поглощение им тепла от солнечных лучей.

Несмотря на погоду, мы не удержались от соблазна хотя бы немного искупаться в океане. Честно говоря, вода была очень холодной, точно не знаю, но по статистике средних температур этого времени года — это примерно +5 градусов. Поэтому как следует окунуться без специальной закалки в это время года сложно. Но все же мы по очереди ненадолго забежали в воду. Честно скажу, что ощущения были отличные, хотя в воде очень сильно мерзли и буквально немели стопы ног.

Постепенно туман стал рассеиваться, и горизонт океана мы в этот день все-таки увидели.

Фото: Александр Махров

Во второй половине дня, как следует нагулявшись по пляжу, мы собрались также пешком обратно в поселок Заозерный. Немного сбившись с пути, мы не сразу вышли на окончание новой насыпанной дороги, а прошли метров 100-200 по неширокой полосе леса, тянущейся вдоль пляжа на некотором удалении от него. Как только мы вышли на дорогу, которая ремонтировалась, к нам подошел один из рабочих и сказал такую фразу: «Вы бы здесь поосторожней ходили, тут недавно медведь дорогу переходил...». Я спросил: «Взрослый?». «Да», - ответил он, и показал рукой примерную высоту медведя в холке. Судя по жесту, медведь был действительно крупным... На этом мы разговор закончили и немного озадаченные пошли дальше. Только тогда я осознал, насколько серьезно мы рисковали встретить косолапых, отправившись на Халактырский пляж пешком. И в этот день, и через несколько дней, когда мы еще раз ездили на пляж таким же маршрутом, мы практически не видели других людей, добиравшихся туда пешком. Как я уже упоминал ранее, местные в основном ездят на пляж на машинах через поселок Долиновка.

Подводя итог своему походу на Халактырский пляж из поселка Заозерного, в первую очередь хочется сказать о том, как же все-таки хорошо, что на пляж строится и в 2025 году должна будет открыться новая дорога. Это уникальное место станет для туристов намного доступнее. Не нужно будет платить большие деньги за заброску туда-обратно, тем более рисковать встречей с медведями, добираясь пешком. О втором походе на пляж расскажу в дальнейшем, а пока обо всем по порядку.

На следующий день у нас была запланирована морская прогулка с рыбалкой в район острова Старичков (ударение на первый слог). Этот остров находится недалеко от входа в Авачинскую бухту и является одним из самых популярных направлений для морских экскурсий. Остров назван в честь птицы «Старик» (также ударение на первый слог), так как на нем гнездится очень большая колония этих птиц. Экскурсия планировалась на небольшом катере примерно на 15 человек. Стоимость писать не буду, скажу только, что заранее она нам показалась высокой, но после экскурсии этих денег жалко совсем не было, впечатления перевесили.

Утром мы долго не могли выйти из порта, как нам объяснили, никого не выпускали в связи с заходом в бухту атомной подводной лодки. Часа через полтора мы все-таки выплыли. Бухта была окутана густым туманом, и чем дальше мы выплывали, тем сильнее туман становился похожим на низкую облачность. Фотография ниже хотя бы немного передаст атмосферу.

Фото: Александр Махров

Когда мы вышли из бухты в открытый океан, заметно усилился ветер и влажность воздуха. Все, кто были на экскурсии, стали укутываться и временами даже ходили в каюты погреться. Но большинство людей все же, несмотря на все непогоды, стояли на палубе и наслаждались атмосферой сурового северного Тихого океана. Первым интересным объектом на нашем пути стал так называемый Шаманский камень (не путайте с другими известными скалами с таким же названием в других частях России). Я не запомнил со слов гидов почему, но по традиции в него принято кидать монетки. Привожу наиболее удачную фотографию скалы.

Приглядевшись, можно увидеть, что на вершине скалы сидит какая-то птица.  Через какое-то время мы достигли того самого острова Старичков, который был основной целью нашего плаванья.

Мы неторопливо обплыли остров вокруг. Больше всего мне запомнились причудливые формы его высоченных скал и огромное, просто неимоверное количество всевозможных птиц, сидящих на скалах и летающих вокруг. Также нам удалось увидеть морских млекопитающих – каланов, или «морских бобров».

Фото: Александр Махров

Далее по плану у нас была рыбалка. Мне, как большому любителю этого занятия, честно говоря, давно уже не терпелось. Нам раздали удочки и коротко объяснили особенности ловли в условиях довольно большой глубины. Рыбачить предстояло на обыкновенные донные снасти с крепкими короткими удилищами, большими грузилами и крючками. В качестве приманки использовались кусочки какой-то красной рыбы. В первые пару забросов мне и моему товарищу Дмитрию не везло: поклевок не было. При этом вокруг некоторые туристы уже поймали по одному минтаю или камбале. Но через какое-то время и у нас друг за другом случились поклевки. Дмитрий поймал камбалу, я – минтая, при этом обе рыбы были приличного размера. Минут через пять ситуация повторилась, и у нас было уже две крупных камбалы и два минтая.

Вскоре капитан решил отплыть на место с большей глубиной, где видовое разнообразие пойманной рыбы должно было стать пошире. Здесь мне практически сходу удалось поймать крупного окуня.

Надо сказать, что сопротивляется он сильно и вытащить с большой глубины такое существо было не так уж просто.

Некоторым другим туристам также попадались окуни, некоторым и вовсе какие-то довольно экзотические рыбы, название которых я не знал. Дмитрий через некоторое время тоже сумел выловить своего окуня. Мне же под конец рыбалки немного повезло, и я единственный из всех на судне в этот день сумел поймать терпуга.

Фото: Александр Махров

По итогам рыбалки ощущения у меня были потрясающие, у нас на Среднем Урале поймать за короткий период несколько крупных рыб – это что-то из области фантастики. А когда ловишь живую рыбу, которую видел только в магазинах – тем более.

После рыбалки мы стали отплывать в обратном направлении, по пути должны были еще зайти на знаменитые скалы «Три брата». Часть пойманной нами и другими туристами рыбы, а именно камбалы, гиды нам пожарили на обратном пути в качестве ужина. Такой вкусной камбалы я не ел никогда в жизни. Впоследствии дома, то есть на арендованной квартире, куда мы забрали с собой часть нашего улова, мы узнали, что даже минтай является очень вкусной рыбой. По всей видимости, до европейской части России он попросту свежим никогда не доезжает. А самым вкусным по нашему общему мнению оказался окунь.

Кстати, питание во время экскурсии было отличным. Был и вкусный завтрак еще в порту, была уха из красной рыбы на обед, нас угостили даже свежими крабами (в начале экскурсии мы на палубе фотографировались с ними еще живыми), они оказались даже значительно вкуснее тех, которых за очень приличные деньги продают на местном рынке.

Скалы «Три брата» на обратном пути предстали перед нами окутанными туманом, но все же, несмотря на неидеальный обзор, очень приятно было увидеть вживую один из символов Камчатки.

Фото: Александр Махров

По итогам впечатление от экскурсии осталось прекрасное. Название турфирмы, возившей нас на морскую прогулку, писать не буду, чтобы это не выглядело рекламой. Знаю точно, что таких турфирм в Петропавловске далеко не одна. Всем, кто собирается на Камчатку в отпуск, морскую прогулку очень рекомендую. Нам, кстати, не повезло так, чтоб мы во время прогулки увидели косаток, а там это вполне возможно. Может быть, вам повезет больше.

За первые три полных дня на Камчатке у нас не случилось никаких заминок из-за погоды или других причин, и свой план-минимум на поездку мы уже выполнили. На следующий день решено было отдохнуть более спокойно, без сильных физических нагрузок, и мы отправились в район села Паратунка с целью искупаться в бассейне на термальных источниках. Окрестности села Паратунка и поселка Термальный, находящихся на другой стороне Авачинской бухты, знамениты большим количеством термальных источников. Там построено множество гостиничных комплексов и прочей туристической инфраструктуры с термальными бассейнами на любой кошелек. Кстати, многие туристы, приезжая на Камчатку, останавливаются именно в Паратунке, а не в Петропавловске. Нам удалось найти место, где можно за скромные деньги отдохнуть в бассейнах с термальной водой неограниченное количество времени. Название места писать не буду опять же по причине, которую уже указывал, подводя итоги морской прогулки. В целом, поездку на термальные источники я бы тоже рекомендовал всем, особенно, если в какой-то из дней у вас накопится сильная физическая усталость. Помогает восстановиться отлично.

Еще один день у нас ушел на посещение различных интересующих мест в самом Петропавловске-Камчатском. В отношении городской индустрии у всех туристов предпочтения разные, поэтому рекомендовать что-то в самом городе другим я не буду.

В последний наш полный день на Камчатке мы решили вновь отправиться на Халактырский пляж, так как погоду обещали по-настоящему летнюю, и нам хотелось увидеть это место во всей его красоте. В первую поездку на пляже в связи с туманом трудно было в полной мере оценить красоту места.

Мы также доехали на автобусе до Заозерного и остаток пути дошли пешком. Никаких медведей, на наше счастье, дорогу не переходило.
На этот раз намного лучше были видны очертания берега, а сзади отлично просматривались вулканы. Песок в солнечную погоду выглядел скорее серо-коричневым, чем черным, и только мокрый, омытый волнами, он был практически черным. Кроме того, это была суббота, и людей на пляже было в разы больше, чем в наш прошлый приход. В этот день, пойдя по пляжу в другом направлении, мы увидели, что на нем есть немало глэмпингов, палаточный лагерь серферов (кстати серфинг на Халактырском пляже очень популярен). Нам удалось увидеть нескольких серферов, катающихся на досках с парашютами по волнам. Что же касается глэмпингов, было видно, что их еще только готовят к открытию, поскольку еще не сезон.

Купаться в этот раз мы не стали, только побродили по пляжу, поснимали фото и видео. Запомнилось ощущение, что ужасно жаль было оттуда уходить. Я не знал, смогу ли когда-нибудь еще в жизни увидеть Тихий океан и, когда уходил, убеждал себя, что обязательно увижу. Обратно в поселок Заозерный мы добрались благополучно.

На следующий день мы улетели обратно домой в Екатеринбург.

Фото: Александр Махров

Подводя итоги, хочется сказать всем, кто еще не был на Камчатке, что, даже не располагая большими средствами, поехать туда и нормально отдохнуть, получив массу приятных впечатлений, вполне возможно. Поэтому... Решайтесь!

Я, как человек, который бывал на Байкале, Кавказе, Горном Алтае, в Карелии и многих других местах, могу сказать вам с полной уверенностью, что Камчатка – одно из самых красивых мест в нашей стране.