Лев Берг и его связи с ОИАК

Л.С. Берг. Май 1934 г. Научный архив РГО
Л.С. Берг. Май 1934 г. Научный архив РГО

 

Дальневосточные исследователи постоянно консультировались у столичных ученых. Вероятно, В.К. Арсеньев познакомился через краеведа Николая Александровича Пальчевского со Львом Семеновичем Бергом, который неоднократно обращался к нему за консультациями и просил определить его экспедиционные находки. Они сразу же стали обмениваться своими изданиями: Берг Л.С. Рыбы бассейна Амура. Санкт-Петербург: Тип. АН, 1909. 270 с., карт., табл. Зап. имп. АН по физ. мат. отд. Сер. 8; Т. 24, № 9). Б-ка ОИАК. № 17676. На титульном листе черными чернилами надпись: «Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву на добрую память от автора. СПб. 3 янв. 19...» (конец надписи срезан при переплете); Он же. Инструкция III для собирания и пересылки рыб, амфибий и рептилий / Сост. Л. Берг. Санкт-Петербург: Изд-во Зоол. музея имп. АН, 1908. 12 с. Наставления для собирания зоологических коллекций. Б-ка ОИАК. № 17073.

Среди других знакомых дальневосточников был консерватор Музея Общества изучения Амурского края Александр Иванович Черский. В течение лета 1909 г. он со своей женой Марией Николаевной Черской и препаратором А.А. Тарабаровым продолжили проведение работ, начатых в прошлом году на о. Ханка. Остановившись в с. Троицком, на западном берегу оз. Ханка они стали заниматься сбором. Вторая экспедиция в составе С.В., М.Н., Н.В. Дюкиных, поселившись в с. Владимир-Мономах стали собирать коллекции по долине р. Тетюхе. Они также совершили продолжительную поездку на юг до бухты Владимира, посетив Макрушинскую пещеру. «Консерватор музея А.И. Черский, - отмечалось в отчете, по возвращении разработал материалы обеих экспедиций, причем часть их выставлена в виде демонстративных препаратов, из которых следует отметить препараты по истории развития черепахи (Trionyx) и коллекция рыб и ракообразных озера Ханка; большая орнитологическая коллекция была передана орнитологу С.А. Бутурлину для обработки, результатом которой явились статьи его в журналах «Наша охота» и «Орнитологический вестник»; ботанический материал экспедиции г. Черского обработан профессором В.Л. Комаровым, а сборы братьев Дюкиных определены ботаником Б.А. Федченко. Этимологические коллекции были посланы для обработки энтомологу А.И. Яковлеву, а по смерти его переданы в Императорскую Академию наук». (Посещения музея // Отчет ОИАК за 1909-1910 год. Владивосток: Тип. Н.П. Матвеева, 1912. С. 8 – 9).

Для окончательной научной обработки и определения зоологических материалов, собранных в 1908, 1910 и 1911 годах, А.И. Черский решает поехать в Зоологический музей Академии наук в Санкт-Петербурге. Средства на трехмесячную командировку выделило ОИАК. Эта поездка была очень важной для Черского. Он смог не только решить дела, связанные с коллекциями музея Общества, но и близко познакомиться с ведущими учеными страны.

Тогда-то Черский близко познакомился с Л.С. Бергом, который после окончания Московского университета (1898) работал зоологом в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге (1904—1913). Они были почти ровесниками и быстро подружились. Черский поделился с Бергом дубликатами своих последних сборов. Лев Берг сделал определения и передал Черскому свою рукопись для публикации в Записках Общества изучения Амурского края (Берг Л.С. О коллекции пресноводных рыб, собранных А.И. Черским в окрестностях Владивостока и в бассейне оз. Ханки // Записки ОИАК. 1913. Т. 8. С. 11—21 и др.).

По рекомендации Берга А.И. Черского избрали действительным членом Биогеографической комиссии Императорского Русского географического общества.

В 1914 – 1918 гг. Лев Семенович Берг работал профессором ихтиологии Московского сельскохозяйственного института. Он встречался с Арсеньевым, когда тот приезжал в Санкт-Петербург / Ленинград. В записной книге В.К. Арсеньева имелся его адрес: «Берг Л.С. Государственный институт опытной агрономии (б. Сельскохозяйственный комитет). Отдел ихтиологии. Ленинград».

Государственный институт опытной агрономии (ГИОА), указанный Арсеньевым как адрес Берга, был создан Н.И. Вавиловым в 1922 г. на базе Сельскохозяйственного ученого комитета Наркомата земледелия РСФСР. Первоначально он включал все отделы (бюро) бывшего Ученого комитета: прикладной ботаники и селекции; энтомологии; микологии и фитопатологии; зоотехнии; прикладной ихтиологии и научно-промысловых исследований; машиноведения; лесного дела; сельскохозяйственной микробиологии; библиотеку. Вскоре началось выделение из ГИОА отделов в качестве самостоятельных институтов. Первым стал Институт прикладной ботаники и новых культур, организованный в 1924 г. Вавиловым на базе возглавляемого им отдела, в 1926 г. выделился Лесной отдел, ставший в 1926 г. Лесным филиалом Центральной лесной опытной станции.

По пути на III Тихоокеанский конгресс в Токио Берг вместе с В.Л. Комаровым и П.Ю. Шмидтом заехал в Харбин, где встретился с русскими учеными-эмигрантами.

oimk21okt26.jpg

Харбин. Групповой снимок по случаю посещения музея ОИМК советскими учеными (21 октября 1926 г.). Из собрания Музея русской культуры в Сан-Франциско (США)
Харбин. Групповой снимок по случаю посещения музея ОИМК советскими учеными (21 октября 1926 г.). Из собрания Музея русской культуры в Сан-Франциско (США)

После Харбина Л.С. Берг отправился во Владивосток, где обсуждал научные дела с Арсеньевым. В личном собрании путешественника имелись и другие книги Л.С. Берга, и он ссылался на некоторые в своих работах.

В 1929 г. после образования Академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) ГИОА ликвидировали, а на основе его отделов организовали ряд научно-исследовательских институтов ВАСХНИЛ. На базе отдела ихтиологии ГИОА, где работал Берг, и Московского института рыбного хозяйства возник Институт рыбного хозяйства и промысловых исследо­ваний. В 1946 г. Л.С. Берга избрали академиком АН СССР, он также являлся президентом Географического общества СССР. Вклад в его учение о ландшафтах и физико-географическое районирование СССР внесли и дальневосточные ученые.

Интерес Берга к истории и этнографии, зародившийся в молодости ("Уральцы на Сыр-Дарье", 1900), не утратился с годами. В этой области его работы посвящены открытиям русских в Азии, Антарктике, на Аляске ("Очерки по истории русских географических открытий", 1949), старинным картам, быту малых народов (гагаузы, лазы и др.), биографиям ученых. Благодаря Бергу было восстановлено множество забытых имен и фактов русского приоритета. Как этнограф Берг использовал в научной работе знание языков и зоологии (напр., "Названия рыб и этнические взаимоотношения славян", 1948).

mogilaberga.jpg

Л.С. Берг скончался 24 декабря 1950 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища (участок 3, ряд 45, могила 2). Надгробие (скульптор В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) создано в 1954 г.
Л.С. Берг скончался 24 декабря 1950 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища (участок 3, ряд 45, могила 2). Надгробие (скульптор В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) создано в 1954 г.