Лауреат премии «Хрустальный компас» Владимир Калуцков: «Литература обладает географическим измерением»

На церемонии награждения в Московском международном доме музыки. Фото: пресс-служба РГО

Литературная география изучает взаимное влияние географического пространства и литературы. В нашей стране это направление исследований было забыто почти на полвека, но в конце ХХ века интерес к нему возродился. Подтверждение тому – выход первого атласа-справочника «Литературная география России». Он выпущен Комиссией по культурной географии Московского городского отделения РГО в издательстве Московского государственного университета. Это издание экспертный совет национальной премии «Хрустальный компас» признал лучшим по итогам 2023 года. Что такое литературная география и чем она интересна, рассказал руководитель проекта - председатель Комиссии, доктор географических наук, профессор Владимир Калуцков.

Уникальное издание содержит подробные характеристики десяти литературных регионов России. Для каждого составлена литературная карта и подготовлен справочник, включающий имена писателей и поэтов и связанные с ними места. В отдельном разделе книги рассмотрены литературные путешествия Александра Пушкина, Антона Чехова, Владимира Немировича-Данченко, Сергея Максимова, Константина Случевского, Александра Твардовского, Джона Стейнбека. Специальный раздел посвящен литературному ландшафту Пушкиногорья.

В атласе представлены более 600 статей, включая 365 статей о литературных местах и 255 – о поэтах и писателях, и 26 литературных карт. Из них можно узнать, что, например, что после Москвы и Петербурга третьей литературной столицей считается Орёл. С ним связано творчество более 20 крупных классиков: Ивана Тургенева, Николая Лескова, Афанасия Фета, Ивана Бунина и других.

«Мы оценили вклад литераторов в развитие русской литературы»

– В атласе-справочнике рассматриваются творившие на русском языке писатели и поэты национального уровня. Критерием отбора стала не этничнеская принадлежность, а вклад в развитие русской литературы. Включая и тех литераторов, которые жили на территории России и творили на других языках, но их имена, благодаря талантливым переводам, вошли в золотой фонд русской литературы. В издании представлен и связанный с Калининградом известный немецкий писатель Эрнст Гофман и классик татарской литературы Габдулла Тукай, и уроженец Дагестана Расул Гамзатов. Выбор временных рамок исследования – XVIII – XXI века – связан с намерением охватить наиболее продуктивный период развития русской литературы, – рассказывает Владимир Калуцков.

snimok_ekrana_1092.png

Атлас-справочник. Фото: МГУ

В создании первого литературного атласа России участвовала большая и сплоченная команда единомышленников. Концепцию атласа разработали профессор Юрий Веденин, который стоял у истоков возрождения культурной и литературной географии в России, и профессор Владимир Калуцков – автор первого в стране учебного пособия «Литературная география» (2024). Сотрудница геологического факультета МГУ, уроженка Петербурга Светлана Бричева написала раздел по литературной географии Петербургского региона. Доцент Пермского университета Анастасия Фирсова блестяще справилась с трудной задачей по исследованию литературных мест Поволжья и Урала. Выпускница факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Милена Морозова изучила литературную географию Южной России и предложила свою версию интерпретации знаменитого путевого очерка  Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Доцент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Кирилл Игнатов изучил литературные места Русского Запада, систематизировал травелоги иностранцев по России, описал травелог Джона Стейнбека. Сотрудница Российской национальной библиотека Ольга Коломейцева исследовала литературные места Крыма, Кавказа и Поволжья. Доцент Высшей школы экономики Виктор Матасов и Олег Железный составили разномасштабные литературные карты.

Первый раздел атласа-справочника посвящен крупным литературно-географическим регионам России, включая Московский регион, окружающую его «Срединную Россию», Петербургский регион, Русский Север, Русский Юг, Русский Запад, Поволжье, Урал, Крымско-Кавказский регион и Сибирь. Второй раздел отражает важнейшие литературные путешествия. Исследователи описали и картографировали маршруты, соотнесли их с историческими путями и дорогами, выполнили пространственно-временную периодизацию.

2-uchastniki-proekta.jpg

Авторы проекта. Фото: МГУ

 

 «Литература необычайно географична»

Опыт составления «прообразов» литературных карт прослеживается ещё в XV в., когда Сандро Боттичелли была создана карта «Божественной комедии» Данте. Первым в России этот метод применил Сергей Золотарёв. Он проанализировал процесс формирования и развития литературного пространства России и назвал свои разработки «антропогеографией даровитости».  В 1916 году им была составлена первая литературная карта России, на которой были показаны места рождения почти 900 литераторов с XVII по начало XX вв.

Что можно увидеть на литературных картах?  Места, связанные с жизнью писателей и поэтов – где родились и жили, маршруты литературных путешествий или пространство литературного произведения, например, дом Раскольникова и «Нехорошая квартира». По ним можно выстроить свое собственное путешествие, которое будет включать литературные музеи или музеи-заповедники.

snimok_ekrana_1093.png

Литературный ландшафт Пушкиногорья: центральная часть

– Российская география уже сто лет, как «перекошена» в сторону физической и в меньшей степени социально-экономической географии. Вопросы культурной географии – очень важные для многонациональной и поликонфессиональной России – все еще остаются на периферии общественного внимания. Наш проект представляет собой один из шагов по решению этой многолетней проблемы. Тем более что в России с ее богатейшей литературой до сих пор не было создано ни одного литературно-географического атласа.  Российская география в большом долгу перед великой русской литературой. О тесной связи литературы и географии сто лет назад писал выдающийся Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский в работе «Район и страна»: «В землеведении и страноведении огромную роль играет описательный элемент, представляемый словом. Вид искусства, воплощаемый в слове, не менее близок к географической науке, чем живопись, ибо при его посредстве получается описание красивыми словами географического стиля местности в прямое дополнение и разъяснение к картинам, рисуемым кистью художника. Особенно близка к чисто научному описанию художественная проза». Однако эта очевидная связь была почти забыта... Наше издание частично восполнило этот пробел, – отмечает Владимир Калуцков.

По следам «Колумба русской поэзии» и не только

Литературу XIX-XX веков называют великой литературой-путешественницей. Ее представители исколесили Россию, наполнив свои произведения запоминающимися образами больших и малых городов, сел и деревень, природных объектов. А читатели получили знания о пространстве страны. В таком контексте труд литератора сродни экспедиционной поездке географа. С другой стороны, по мнению основоположника гуманитарной географии Дмитрия Замятина, классические путевые описания русских путешественников и географов (Пржевальского, Грумм-Гржимайло, Потанина, Певцова, Козлова и других) в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток стали очевидным фактом русской литературы.

snimok_ekrana_1094.png

Литературная карта Срединной России

В атласе можно найти отражение маршрутов и событий пушкинского «Путешествия в Арзрум», очерков Антона Чехова «Из Сибири», «Русского дневника» американского писателя Джона Стейнбека. Кроме того, в издании собраны литературные маршруты Василия Немировича-Данченко, Александра Твардовского, Константина Случевского и этнографа Сергея Максимова. Не обошли стороной и путешествия иностранцев по нашей стране. В книге представлены маршруты Астольфа де Кюстина, Сомерсета Моэма, Лиона Фейхтвангера, Габриэля Гарсиа Маркеса и других.

– Академик Дмитрий Лихачев назвал Александра Сергеевича по сути географом –  «Колумбом русской поэзии». Поэт в среднем проезжал 1000 километров в год, и эти поездки были литературно новаторскими и продуктивными. И в географическом измерении наш национальный гений оказался первым среди литераторов. Многие литераторы «пуповиной» связаны со своей родиной: Есенин – с Рязанской землей, Рубцов и Белов – с Вологодчиной,  Лесков – истинно орловский писатель. Читая их произведения, мы видим, как ландшафт проявляется в прочувствованных с детских лет исторических и культурных образах, в ярких сезонных картинах природы, в языке – местных словечках, топонимах, именах.

Наиболее значимые для автора места чаще упоминаются в его произведениях. Например, одна из авторов атласа Милена Морозова выяснила, что 37% из 188 топонимов Николая Рубцова относятся к Русскому Северу (Вологда, Тотьма, Устюг). Так что мы по праву можем назвать его певцом Русского Севера. А вот пространство Ивана Тургенева полицентрично – Москва и Петербург упоминаются почти в равной степени, а центр второго порядка - Орловская губерния и граничащие с ней Тульская, Калужская и Тамбовская губернии. То есть, поэтическое творчество обладает географическим измерением, а литературная география может рассматриваться в качестве еще одного бытия автора, –  объясняет Владимир Калуцков.

10_okna_vo_dvor.jpg

Стихотворение А. Блока «Окна во двор» на оконном стекле музея-квартиры Александра Блока в Петербурге. Фото: Владимир Калуцков

 

Стали первыми и готовы к новым проектным «подвигам»

Тираж атласа небольшой – 200 экземпляров. В Петербурге с «Литературной географией России» можно ознакомиться в библиотеке Русского географического общества, в других центральных библиотеках города.

– Работа была инновационной, то есть не было образцов реализации подобных проектов.  Мы сформировали междисциплинарную команду, состоящую из географов, картографов, культурологов и литературоведов и за небольшой срок создали первый литературный атлас. Проект существенно продвинул меня в области литературной географии: написаны новые статьи, разработаны новые учебные курсы, создано первое в стране учебное пособие по литературной географии. И, главное, сформирована команда единомышленников, готовых к новых проектным «подвигам».  Самой большой радостью стало чувство внутреннего удовлетворения у всех членов коллектива и признание работы со стороны географического сообщества, – признался  руководитель проекта.

Награду победителям вручил французский писатель и путешественник, тоже обладатель национальной премии «Хрустальный компас» Жан-Луи Гуро.

p5309785.jpg

Церемония награждения. Фото: Феликс Геллер

– Честно говоря, уверенности, что экспертный проект премии присудит победу именно нашему изданию, не было.  Так что радость была неожиданная. И от самой церемонии ее участники были в полном восторге, –  добавил Владимир Калуцков.

Национальная премия «Хрустальный компас» вручается с 2012 года под эгидой Русского географического общества. В этом году она проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Партнерами премии выступили банк «Кубань Кредит», крупнейший инвестор в портово-промышленную инфраструктуру Юга России компания ОТЭКО, концерн «Отечественные технологии», компании «Тегас Электрик» и «Терра Экология», Научно-образовательный консорциум «Устойчивый туризм», Краснодарский компрессорный завод, Винный дом «Шато де Талю» и партнеру по стилю — Indever.

За 12 лет на соискание премии поступило более 4300 проектов и достижений из 48 стран мира. В специальной номинации «Признание общественности», где лауреатов определяют путем интернет-голосования, свои предпочтения выразили почти 2,8 млн. человек. Среди лауреатов премии и обладателей заветной хрустальной статуэтки прошлых лет — российский путешественник Федор Конюхов и шведский исследователь Фредерик Паулсен, французский писатель Жан-Луи Гуро и австралийский фотограф Рэй Коллинз. Московский государственный университет имени Ломоносова и Институт гляциологии и экогеографии Университета Ланьчжоу, Институт географии РАН и Швейцарский полярный институт, ПАО «КамАЗ», концерн «Росэнергоатом» и National Geographic Society, а также многие другие.

Елена РЫЖКОВА