head-bg-picture

Кругосветка РГО прибыла к берегам Фиджи

Флаги России и РГО над Тихим океаном. Фото участников экспедиции

Флаги России и РГО над Тихим океаном. Фото участников экспедиции

Кругосветка РГО прибыла к берегам Фиджи Кругосветка РГО прибыла к берегам Фиджи

Катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества продолжает своё плавание по бескрайним просторам Тихого океана. Отважная команда начала новый этап путешествия в конце апреля, покинув берег гостеприимного острова Пасхи. За кормой уже остались Туамоту, Таити и Самоа. Вечером 29 июля судно достигло Вануа-Леву — второго по величине острова в архипелаге Фиджи.

Фиджи является восточной окраиной Меланезии — уникальной совокупности островных групп в Тихом океане, чернокожее население которых не говорит на полинезийских и микронезийских языках. Архипелаг включает около 300 клочков суши разной величины. Примерно треть из них остаётся необитаемой. Большинство островов имеют вулканическое происхождение, хотя здесь встречаются и коралловые атоллы.

На Фиджи. Фото участников экспедиции

На Фиджи. Фото участников экспедиции

Путь к Фиджи был не самым лёгким. Тихий океан продолжает испытывать на прочность и катамаран, и его команду частыми штормами, внезапно налетающими шквалами, резкой сменой направлений ветров, затяжными дождями.

Евгений Ковалевский, Станислав Берёзкин и временный член экипажа француз Винсент вышли с Самоа 24 июля. Расстояние до острова Вануа-Леву в 520 миль намеревались преодолеть за пять дней. Несмотря на капризы погоды, график удалось выдержать. Изначально было принято решение идти не на крупнейший остров архипелага Вити-Леву, где находится столица Фиджи — Сува, а на Вануа-Леву, который на 200 миль ближе. У капитана катамарана Станислава Берёзкина были опасения, что экспедицию в пути может застать непогода. Прогноз был не очень благоприятным.

Пока океан спокоен, можно перекусить. Фото участников экспедиции

Пока океан спокоен, можно перекусить. Фото участников экспедиции

Поначалу шли по спокойному океану при отсутствии больших волн. Обстановка располагала к мечтаниям.

— Заступаю на вахту в 21:00 в полной темноте. Лунный свет подсвечивает пространство, делая всё вокруг сказочным. Звёзды мерцают и подмигивают, Луна призывно бросает серебряную дорожку катамарану. "Иди ко мне, надувное чудо, — словно зовёт ночное светило, — поиграем в гляделки".

Катамаран играет всеми своими надувными секциями, балками, стрингерами, виляет рулями и машет передним парусом-стакселем, отвечая: "Не могу я угнаться за тобой, о моя небесная красотка. Без грота никак". "Так подними грот, дружок, и обретёшь счастье", — настаивает Луна. "Нет, парни на ночь грот поднимать не хотят, а вдруг шквал налетит или ещё напасть какая", — грустно ответствует катамаран.

Пока я слушаю их ночную беседу, меня постоянно тошнит — волна болтает катамаран во все стороны, влево-вправо и вверх-вниз. Еле высидел четыре часа ночной вахты, — признаётся Евгений Ковалевский.

Направление ветра всё время меняется, выравнивать курс приходится постоянно. За несколько часов вахты путешественники так устают, что валятся спать одетыми, но продвижение вперёд всё равно медленное.

Спать приходится одетым. Фото участников экспедиции

Спать приходится одетым. Фото участников экспедиции

— Через час я мокрый, через два — продрог. Волна уже под два метра. Ветер до 25 узлов, порывы до 30 узлов. Ванты свистят. Шквалы один за другим. Страшновато. Рулить очень тяжело, — рассказывает Ковалевский.

Волна накатывает слева спереди. Хорошо, что не сбоку, не сзади и не в лоб. Если вал идёт сзади, катамаран может срываться на сёрфинг, при этом ломаются сразу оба руля. Если волна сбоку, то возможен переворот. Если спереди — катамаран прыгает с волны в яму, ломаются элементы конструкции, пояснил Евгений.

Поспать в эту ночь не удаётся. На волне высотой до 3 м катамаран подпрыгивает и падает в ямы так, что по ощущениям вот-вот развалится. Команда одевается "по-боевому", распихивает ценные вещи по сундукам, проверяет крепления на случай переворота. Палубу заливает водой. В трудных условиях, в полной темноте не обошлось и без ошибок. Экипаж запутался в парусах, неубранные полотнища начинает рвать штормовым ветром.

— Шум ветра, рёв волн, идёт дождь. Мы пытаемся поставить катамаран правильно и заставить его двигаться так, чтобы избежать переворота. По курсу идти не удаётся. С великим трудом убираем геную — и то не до конца. Снова ставим стаксель. Грот работает. Катамаран начинает уходить на запад вместо юго-запада. Но, по словам Стаса, главное — не встать боком к волне, — рассказывает Ковалевский.

Шторм выдался серьёзный. Ветер дул примерно шесть часов со скоростью до 30 узлов, идёт проливной дождь. Заснуть до утра так и не удаётся.

— Катамаран прыгает, ухает, трещит, стонет, выживает. Я тоже выживаю. Парни в палатке. Курс совсем неправильный. Стас предлагает завести мотор. До ближайших островов архипелага Фиджи около 80 миль. Ситуация продолжает оставаться опасной и непредсказуемой. Больше сухой одежды нет. Совсем убираем паруса — они просто мешают. Катамаран из-за них дёргает в разные стороны, — поясняет Ковалевский.

Экипаж катамарана: Станислав, Винсент и Евгений. Флаги России и РГО над Тихим океаном. Фото участников экспедиции

Экипаж катамарана: Станислав, Винсент и Евгений. Флаги России и РГО над Тихим океаном. Фото участников экспедиции

Ночная вахта на 29 июля наконец проходит без происшествий. Лишь несколько раз недолго лил дождь, но не было шквалов. Катамаран уже входит в архипелаг Фиджи.

— Видны острова в темноте. Выглядят таинственно. Что там, кто там? Какие опасности и неожиданности нас ожидают? Неизвестность — постоянный спутник первопроходцев. Вот и порт Саву-Саву. Идём мимо рифов, сбрасываем паруса, Стас заводит мотор, и... мотор не заводится. О, небеса! Стас снимает крышку, колдует. Заводит, но двигатель работает с перебоями. Качаем грушей бензин, это помогает. Видимо, попала солёная вода или мусор при последнем заливании бензина в бак. Идём к берегу. Видны холмы, бунгало, яхты на якорях. Невысокие горы, — рассказал Евгений Ковалевский.

Теперь кругосветчикам предстоят таможенные процедуры. Пока катамаран бросил якорь на рейде посередине залива острова Вануа-Леву.

В заливе острова Вануа-Леву. Фото участников экспедиции

В заливе острова Вануа-Леву. Фото участников экспедиции

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов

Материалы по теме
Все
Видеогалерея
Новости
Статьи и репортажи
Фотогалерея
24 апреля 2024
Памятный знак установлен в высочайшей точке Ставропольского края
Изучением горы Университетская занимались активисты РГО
Подробнее
23 апреля 2024
Мимо пиратов и хуситов: кругосветка РГО благополучно прошла Аденский залив
Парусник экспедиции бросил якорь в порту Джибути
Подробнее
17 апреля 2024
Путеводитель по долине Западного Маныча в формате VR 360° представили на фестивале «Воспетая степь»
Он создан по итогам экспедиции ЮНЦ РАН при грантовой поддержке РГО
Подробнее
16 апреля 2024
Позади остались три океана: кругосветка РГО достигла Сокотры
На помощь россиянам пришел японский военный корабль
Подробнее
11 апреля 2024
В Кызыле прошло первое заседание Попечительского совета Тувинского республиканского отделения РГО
На нем приняты важные решения и намечены планы на будущее
Подробнее
04 апреля 2024
«Урок из океана» объединил три континента и тысячи зрителей по всему миру
Новое занятие проекта посвятили Антарктиде
Подробнее
04 апреля 2024
Кругосветка РГО покинула Мальдивы и взяла курс на Сокотру
Впереди у экипажа один из самых опасных этапов маршрута
Подробнее
12 марта 2024
Течение в Индийском океане изменило маршрут кругосветки РГО
Парусник экспедиции бросил якорь в гавани Мале на Мальдивах
Подробнее
Показать еще Загрузка