Постройку модели пинка "Вологда" 1749 года завершил череповецкий судомоделист Сергей Лушкин. Копия судна, участвовавшего в Семилетней войне, выполнена в масштабе 1:72 и имеет полное парусное вооружение. Основной материал — дерево. Из металлов — медь, латунь и сталь. Паруса — из тонированной бязи. Для имитации стёкол в окнах — слюда.
— Я занимаюсь точной реконструкцией, поэтому и информацию собираю по крупинкам. В российских архивах практически невозможно найти подробные и достоверные данные о тех судах, которые я делаю. Сотрудничаю с госархивом флота, военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Для того чтобы найти чертежи пинка "Вологда", я направлял запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, — рассказал собеседник в одном из интервью, когда приступал к постройке модели пинка "Вологда".
По его словам, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов.
А вот череповецкий эксперт по миниатюрам отдаёт своё предпочтение моделям русских парусных кораблей, причём Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда — военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки…
Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра Первого наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск и Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.
В начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и имена местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины — пинки "Вологда" и "Великий Устюг", фрегат "Феодосий Тотемский", три галеры "Шексна", галеры "Чагодоща" и "Устюжна", галиоты "Вологда" и "Тотьма".
Работы череповчанина выставлялись в музеях Череповца, Вологды, Тотьмы, Кириллова, Переславля-Залесского.
Сергей Лушкин — пенсионер, морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его дед Александр Лушкин был старшим судовым механиком в пароходстве И.А. Милютина, поэтому к Мариинской водной системе у его внука любовь на генетическом уровне.
Екатерина Старостина