Комплексы традиционной культуры как объекты сакральной географии Белоруссии

Стебряки
Стебряки

В настоящее время, одним из актуальных вопросов, стоящих перед человечеством, является охрана нематериальной культуры. Особое место среди объектов нематериального наследия занимают урочища и прочие пространства, ценность которых обусловлена не их природной составляющей как таковой, а отношением к ним коллективной фольклорной памяти. Иногда такие объекты называют объектами сакральной топографии или святыми местами, однако целесообразно назвать их комплексами традиционной культуры, ведь некоторые из них не несут сакрального смысла. Комплексный или даже дуалистический характер данных объектов объясняется наличием двух составляющих: природной или антропогенной основы – урочища, материального объекта, а также ассоциируемой с ним легенды – фольклорной привязки, объясняющей его важность для местного сообщества, а иногда – и обрядовой системы, связанной с посещением данного объекта представителями местного сообщества. При этом комплексами народной традиционной культуры могут быть локусы как природного, так и антропогенного происхождения. Комплексы традиционной культуры называют также деревенскими или сельскими святынями, что объясняется их концентрацией в сельской местности.

mstislavl._devichya_gora.jpg

Мстиславьль. Девичья Гора
Мстиславьль. Девичья Гора

В Восточной Европе особенно велика концентрация комплексов традиционной культуры в Восточной Беларуси и сопредельных областях России (Псковской, Смоленской, Брянской), а также на севере России. Такая концентрация связана с приграничным, фронтирным характером данной территории. Многочисленные войны и конфликты неоднократно приводили к разрушению здесь культовых объектов, храмов. И данная ниша частично была занята комплексами традиционной культуры.

proshcha.png

Проща
Проща

Включение новых объектов в социокультурное пространство происходит по мере его освоения в процессе интерпретации этих объектов общностью людей. Абстрактный лес, парк, другой объект не является частью социокультурного пространства до тех пор, пока не возникает устойчивой информационной привязки к нему, которая делает данный объект значимым для общности людей. Обладание данной информацией об объекте становится маркером принадлежности человека к общности.

Начало семинара в 17-15 в ГЗ МГУ. Ауд. 1801 (18 этаж Главного здания МГУ).

По поводу пропусков (нужно сообщить ФИО полностью и место работы или учебы) пишите не позже вечера 8 марта по адресу seminarklatyandex.ru