Карты памяти. Часть третья: как у братьев Лаптевых появилось "собственное" море

Арктика. Фото: Леонид Круглов
Арктика. Фото: Леонид Круглов

Окрестности Лены встретили отряды Великой Северной экспедиции неласково. Один корабль погиб, экипажу другого пришлось пробивать себе проход во льдах. Люди гибли от цинги и чертили новые карты, почти ничего не видя из-за снежной слепоты. А позже на этих картах появлялись новые названия: имена этих людей.

Ленско-Хатангский отряд экспедиции исследовал территории к западу от дельты Лены. Во главе стоял Василий Прончищев, которого в путешествии сопровождала любимая жена Татьяна. Она стала первой женщиной, участвовавшей в арктической экспедиции. Берега к востоку от Лены и далее на юг, до Камчатки, должен был описать экипаж бота "Иркутск" под командованием Петра Ласиниуса, которого позже сменил Дмитрий Лаптев. 30 июня 1735 года оба корабля вышли из Якутска в низовье Лены и разошлись у острова Столб в дельте реки.

img_3076.jpg

Таймыр. Залив Прончищевой. Фото: Леонид Круглов
Таймыр. Залив Прончищевой. Фото: Леонид Круглов

25 августа "Якутск" добрался до устья реки Оленёк, но идти дальше не смог — корабль дал течь. Отряду пришлось остановиться на зимовку, чтобы починить судно. Тогда же была составлена карта Лены от Якутска до моря — первая из известных карт этой реки, выполненная на основе инструментальной съёмки. 21 июня Оленёк вскрылся, но плавучий лёд не позволял кораблю выйти в море вплоть до 2 августа. 14 августа корабль пристал к восточному берегу Хатангского залива и пошёл на север вдоль восточного берега Таймырского полуострова, через три дня выйдя в залив Фаддея. От мыса, который сейчас носит имя Прончищева, экипажу пришлось повернуть назад.

"За препятствием великих льдов для того, что в путь нам к Енисейскому устью не пропустило, понеже льды в море лежат далече к северу и от севера к востоку и льды плотные и густые и обойтить их и между ими пройтить невозможно, того ради, сделав консилиум, господин лейтенант Прончищев со всеми команды своея ундер-офицеры и поклялся он, господин лейтенант, и все ундер-офицеры, что за препятствием льдов не пройти к Енисейскому устью, того ради возвратились назад к реке Хатанге или где пристойнее будет зимовать".

Из судового журнала "Якутска"

Обратный путь дался тяжело — стоял штиль, идти приходилось на вёслах, которые постоянно обмерзали. Люди страдали от цинги. 29 августа умер командир корабля, через несколько дней — его жена, в Якутск судно привёл штурман Семён Челюскин. Ждать дальнейших указаний Коллегии пришлось не один год. Наконец, 9 мая 1739 года прибыл Харитон Лаптев, чтобы принять командование экспедицией. Корабль вновь отправился в путь к заливу Фаддея, где подошёл к островам Самуила и миновал пролив, впоследствии названный в честь Лаптева. Сплошные льды заставили отряд повернуть обратно. На следующий год "Якутск" вновь вышел в плавание, как только вскрылся лёд, но далеко уйти ему не удалось. Судно попало в ледовый плен и 15 августа затонуло. Экипаж Лаптева чуть не погиб от голода, добираясь до зимовки.

Неудачи не остановили капитана. Он разделил людей на три группы, чтобы подробно исследовать Таймыр: Никифор Чекин пошёл к устью Хатанги, чтобы описать восточное побережье полуострова, Семён Челюскин отправился к устью Пясины, сам Лаптев — к устью Таймыры. Полярникам мешали туман и вьюги, они страдали от снежной слепоты, но продвинулись с описью новых земель куда дальше, чем в предыдущие годы. Челюскину удалось дойти до самой северной точки Таймыра — мыса, названного впоследствии его именем. В конце 1742 года весь отряд собрался в Туруханске, чтобы выехать в Петербург с картами реки Лены от Якутска до её устья и "части Ледовитого моря от устья реки Лены к западу до устья р. Таймыра с промером возле берега".

dji-0539.jpg

Арктика. Фото: Леонид Круглов
Арктика. Фото: Леонид Круглов

"Иркутск", отправившийся в сторону Колымы, попал в тяжёлые ледовые условия в губе Буор-Хая. 12 августа 1735 года капитан Ласиниус поставил корабль на зимовку на реке Хара-Улах. Решение стало роковым: отряд оказался отрезан от продовольственных баз. Сам капитан и ещё 37 человек умерли от цинги, остальных с трудом удалось спасти.

Новым руководителем отряда стал Дмитрий Лаптев, двоюродный брат Харитона Лаптева. 11 августа 1736 года "Иркутск" снялся с якоря, а через два дня упёрся в непроходимые льды у Святого Носа. Не прислушавшийся к мнению ленских старожилов, Дмитрий пришёл к выводу, что в местном море лёд летом не тает, а значит, на корабле пройти невозможно. Лаптев поехал в Петербург, чтобы убедить Коллегию в бессмысленности дальнейших изысканий.

"Суда по Северному морю от Лены подле берегов выходили, то правда, но хотя б одно из них имело счастливое возвращение, или пришло в желаемый путь, тому по видимым обстоятельствам, статся неможно, и по берегу, у реки Яны и у реки Индигирки от устья к востоку и западу суда выброшенные из моря с давних лет, и якоря и снасти и поныне есть, что видели высланные из бота служители, и следует, что они пропали".

Из рапорта Дмитрия Лаптева Адмиралтейств-коллегии 

Между тем правительство было крайне заинтересовано в морском пути на Камчатку, о чём настойчиво сообщили Лаптеву. По возвращении он взялся за тщательную подготовку к походу. 6 июня 1739 года "Иркутск" вновь отправился в плавание. Дойдя до льдов в бухте Буор-Хая, капитан на этот раз не сдался, а дал команду ломать проход в ледяной перемычке. Судно вышло к Янской протоке и 14 августа добралось до Восточно-Сибирского моря, что прежде считалось невозможным. На зимовку экипаж встал в Индигирке. Работа продолжалась — в чертежи заносились подробности окрестностей рек Яны и Хромы. Летом 1740 года бот вышел в дельту Колымы. Добраться до Камчатки Лаптеву так и не удалось, но он успешно выполнил другое поручение: подробно описал реку Анадырь вплоть до её впадения в море. На этом задачи Восточно-Ленского отряда были выполнены.

chukotka_andrey_parshin_kosmos_svoimi_glazami-510975.jpg

Чукотка. Фото: Андрей Паршин
Чукотка. Фото: Андрей Паршин
  • Имя Василия Прончищева носит часть восточного побережья Таймыра — берег Прончищева, а также озеро, мыс и горный кряж между устьями рек Оленёк и Анабар.
  • Татьяна Прончищева на карте превратилась в Марию. Изначально её именем назвали мыс, пометив его на карте как М. Прончищевой. В начале ХХ века картографы расшифровали эту надпись как бухта Марии Прончищевой.
  • Юго-западное побережье полуострова Таймыр стало берегом Харитона Лаптева, а пролив между островом Большой Ляховский и материком Евразия, соединяющий море Лаптевых с Восточно-Сибирским морем, носит имя Дмитрия Лаптева.
  • Мыс Челюскина — самая северная точка материка Евразия. В честь полярника также назвали северную часть Таймырского полуострова и остров в устье Таймырской губы Карского моря.

Читать первую часть: Выжить, умереть и стать морем

Читать вторую часть: В поисках Северного морского пути

Ольга Ладыгина