Хакасия — регион с богатой историей и древней культурой. Здесь сохранилось более 30 тыс. памятников прежних эпох. Курганы, каменные изваяния, древние крепости, скальные и пещерные святилища с петроглифами — каждый из этих объектов представляет значительную историческую ценность. Хакасию по праву называют музеем под открытым небом, заповедником древнего мира и сакральным центром.
Окуневские стелы
К наиболее ярким воспоминаниям о моих поездках в Хакасию относятся фантастические образы окуневских стел и петроглифов возрастом около 4 тыс. лет, а также бесконечные поля плиточных курганов, сопровождавших любое путешествие по хакасской степи.
Среди камней, отдельно стоящих или установленных в оградах курганов, выделяются своеобразные стелы с выбитыми на их поверхности загадочными изображениями. Их возраст — около 4 тыс. лет. Они относятся к одной из самых загадочных культур древности — южносибирской археологической культуре кочевников-скотоводов бронзового века. Имя ей дала хакасская деревня Окунев-улус на юге республики, где в начале XX века был раскопан первый могильник. Окуневские стелы представляют собой вертикально вкопанные каменные плиты или столбы, часто саблевидной формы, с выбитыми на них антропоморфными, зооморфными и другими изображениями. Они найдены не только на территории Хакасии, но и по всей Минусинской котловине, включая юго-запад Красноярского края.
Всего к настоящему времени известно около 500 стел и изваяний окуневской культуры. Интересно, что многие из них в последующие эпохи были "переиспользованы" — установлены в оградах курганов татарской культуры и на могильниках эпохи раннего Средневековья (чаатасах). За пределами Минусинской котловины подобные мегалиты неизвестны.
Сегодня окуневские стелы хранятся по большей части в музеях, в степи их остались единицы. Самая крупная коллекция окуневских стел находится в Хакасском национальном музее им. Л. Р. Кызласова в Абакане.
Данные археологических раскопок показывают, что стелы представляли собой древние божества и были частью святилищ. Установка и использование стел подчинялись строго регламентированным ритуалам.
Изначально они были ориентированы лицевой стороной на восход. Прежде чем установить стелу, на дно подготовленной ямы клали части принесённых в жертву животных. Обычно это была шкура с головой молодого барашка или кости лошади, лося, медведя. После установки основание стелы укреплялось камнями. С южной стороны стелы располагался жертвенник — яма с частями животных, заполненная камнями.
Стелы, выполненные из песчаника или гранита, высотой 3–4 м и весом несколько тонн, поражают необычностью форм и фантастическими образами, выбитыми на их поверхности. Наиболее простые стелы — каменные плиты с нанесёнными на широкой стороне изображениями. У более сложных стел в виде столбов и изваяний основные изображения и композиционная ось расположены на узкой торцевой грани. Обычно в центральной части изображена голова человека, разделённая поперечными линиями на ярусы (как правило, их три). Три больших круга на месте глаз, рога и уши быка, а также другие элементы придают голове фантастический вид. На многих стелах присутствуют сложные знаки в виде круга и квадрата с лучами.
Все известные окуневские стелы индивидуальны, но их объединяет одно — скульптура в целом олицетворяет взаимодействие трёх миров: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного). И для каждого мира характерны свои мифические зооморфные существа.
Каменные лекари
Некоторые из оставшихся на территории Хакасии мегалитов окуневской культуры (как, впрочем, и более поздних культур) продолжают сохранять своё культовое значение и в наши дни. Отдельные окуневские стелы, по глубокому убеждению местных жителей, обладают лечебными свойствами и могущественны в тех случаях, где современная медицина оказывается бессильной.
Одна из самых почитаемых хакасами святынь — каменная стела окуневской культуры Улуг-Хуртуях-тас, или Большая Каменная Старуха. Она расположена в центре Хакасии, южнее города Аскиз, у автотрассы Абакан — Тоштыл, в Анхаковском муниципальном музее под открытым небом. Почти 4 тыс. лет стела возвышалась в Аскизской степи, на месте древнего святилища, и изначально была связана с культом плодородия. В 1954 году её перевезли в Абакан и установили у здания Хакасского краеведческого музея, однако в 2003 году по просьбе местных жителей вернули на прежнее место. Для защиты от неблагоприятных погодных условий вокруг стелы выстроили стеклянный павильон в виде шестиугольной юрты. В настоящее время стела — один из самых почитаемых культовых и популярных туристических объектов Хакасии, и к ней буквально "не зарастает народная тропа".
Стела, также известная как "мать матерей", высечена из серовато-коричневого песчаника. Её высота — 3,02 м, ширина — 0,6 м, толщина — 0,5 м, вес — 2,6 тонны. На вершине изваяния высечена реалистично выполненная человеческая голова в конусовидной шапке, в средней части — округлый выступ с плохо различимым изображением сложного антропоморфного лика. Форма округлого выступа, на котором выбит лик, напоминает выпуклый живот беременной женщины.
Большая Каменная Старуха считалась повелительницей душ людей и животных: женщины просили её о рождении детей, мужчины — об удаче на охоте. В одном из старинных русских источников приводится описание обряда почитания стелы: "Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, инородцы подходят к каменной старухе с поклонами, обливают её молоком и аракою (вином, перегоняемым из молока), а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаною или салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя". На сохранившейся фотографии начала XX века хорошо видны следы совершения ритуала: лицо на вершине камня обмазано сметаной, ниже рта заметны жирные подтёки от "кормления".
В наши дни к Улуг-Хуртуях-тас идут с просьбами и местные жители, и гости Хакасии. До сих пор к ней обращаются женщины, испрашивая для себя счастье материнства. Считается, что Каменной Старухе нужно поднести гостинец и обойти её три раза по часовой стрелке (по ходу солнца). Местные жители связывают с возвращением Улуг-Хуртуях-тас в Аскизский район зафиксированный здесь в последние годы рост рождаемости.
В центральной части Хакасии, в окрестностях села Казановка, в живописной долине реки Аскиз, в урочище Кюг, на территории музея-заповедника "Казановка" возвышается одинокая каменная стела из светло-серого гранита — Ах-тас (Белый Камень). Возраст стелы высотой около 2 м составляет примерно 4 тыс. лет. По археологическим и фольклорным данным, последние 1,5 тыс. лет этот камень используется местным населением для исцеления от болезней и оберегает детей от злых духов.
При посещении стелы необходимо оставить любой транспорт, включая коня, за 100 м от камня и подойти к ней пешком. Затем нужно обойти вокруг неё три раза по часовой стрелке и принести жертву, положив с восточной стороны кусочки пищи, мелкие монетки или раскрошенный табак. А затем прижаться всем телом к камню, обхватив его крепко руками, и просидеть так в течение 15–20 секунд. После лечебного сеанса следует сразу покинуть это место — задерживаться категорически запрещено: по местным поверьям, камень находится на тропе горных духов, которая выходит из лога и идёт мимо стелы к реке, и нечаянная встреча человека с духами может иметь весьма плачевные последствия.
По хакасским поверьям, если ребёнок слабый и болезненный, то это значит, что его одолевают злые духи. Самый действенный способ защиты больного ребёнка — наречение его вторым именем. Ребёнка подводят к Ах-тасу и ставят спиной к камню, лицом на восток. В конце совершения специального обряда шаман шепчет на ухо ребёнку его новое имя. Во время обряда священный камень оберегает ребёнка от злых духов.
На территории музея-заповедника "Казановка" сохранилось ещё одно археологическое чудо окуневской культуры — так называемая Личина, изображение на скале из песчаника человеческого лица с щелевидным ртом.
Ворота на земном разломе
На востоке Хакасии, в Салбыкской долине, известной своими "царскими" курганами, расположен древний сакральный памятник — Салбыкские Ворота, относящийся к тагарской культуре (середина I тыс. до н. э.) Ворота образуют два менгира, представляющие собой вертикально вкопанные каменные плиты, первоначально строго ориентированные по сторонам.
У южной плиты из серого кремнистого песчаника форма прямоугольная; её наземная высота составляет 2,3 м, ширина — 1,3 м, толщина — около 0,4 м. Верхний край плиты скошен так, что высокий угол ориентирован на восток, а низкий — на запад. Такая же форма и ориентация наблюдаются у большинства плит тагарских курганов этой эпохи.
Вторая плита — из красновато-коричневого песчаника — установлена на расстоянии 3,6 м к северу от южной. В конце 1940-х эта плита в результате неосторожного подкопа упала и долго лежала на земле, что позволило определить её полный размер: высота — 3 м, наибольшая ширина — 1,9 м, толщина в нижней и верхней частях — около 0,2 м, в средней — около 0,45 м. В отличие от южной, северная плита имеет округлую форму. Плита была вновь установлена в 1997 году.
Магнитная съёмка показала наличие в этом месте глубинного тектонического разлома. Кроме того, южная прямоугольная плита ("мужской камень") обладает положительным зарядом, а северная округлая ("женский камень") — отрицательным. Анализ всех выявленных факторов свидетельствует о том, что выбор места для Ворот более двух тысячелетий назад был не случайным. Каменные плиты входили в состав огромного и сложного комплекса погребальных сооружений — Долины царей, выполняя ритуальную, лечебную, астрономическую и, возможно, другие функции.
К менее известным камням-лекарям в Хакасии относятся: священный камень у подножия кургана Белая Волчица в Аскизском районе у автодороги Абакан — Ак-Довурак, окуневская стела Умай (Белая Мать) в Ширинском районе, недалеко от автодороги Шира — Копъево, отдельно установленная в Долине ширинских царей каменная плита у Царского тагарского кургана недалеко от села Целинное Ширинского района. Несмотря на меньшую "раскрученнность", каждый из этих объектов неповторим и буквально притягивает к себе внимание.
Вообще, камни-боги окуневской культуры бронзового периода — одно из самых поразительных явлений, с которыми меня свела судьба во время путешествий по нашей стране. Глядя на причудливое изваяние или загадочный петроглиф, возникают невольные ассоциации с современным изобразительным искусством. А ведь их авторы — кочевники-скотоводы далёкого бронзового века. То ли они опередили своё время, то ли само время сделало какую-то немыслимую петлю…
Владимир Горбатовский