Пожалуй, самым тиражируемым снимком конкурса "Самая красивая страна" стала работа Юрия Смитюка "Волшебный туман". Фотография была признана лучшей в номинации "Пейзаж" и по-своему меняет представление о нём. Снимок завораживает, заставляет рассматривать его как картину. Каждый зритель находит какие-то свои смыслы в парящих над вечерним Владивостоком пилонах моста через пролив Босфор Восточный. Мы поговорили с Юрием о том, как получаются интересные фотографии, почему удачу можно организовать и что чувствует человек, оказавшийся в полуметре от гренландского кита.
Юрий Смитюк, 32 года, фотокор ТАСС по Дальнему Востоку. В детстве учился рисовать в школе искусств, чуть позже увлёкся фотографией. Поступил учиться на нефтяника, но хобби перевесило и вскоре стало профессией.
Погоня за туманом
— Юрий, как была сделана фотография, которая принесла вам победу в нынешнем конкурсе?
— Во Владивостоке очень живописные туманы. Это своего рода визитная карточка нашего города. Особенно интересны весной — они низкие и плотные, приходят с моря. Случаются нечасто и длятся недолго. Идея фотоснимка появилась у меня давно. Дело в ракурсе. Самое высокое место в округе — на горе Попова в районе форта императрицы Екатерины Великой (форт №3) Владивостокской крепости. Отсюда открывается вид на город и мост на остров Русский с его высоченными пилонами (324 метра) — новый символ Владивостока. "Секретик" этой фотографии в том, что между домами и мостом — значительное расстояние, около семи километров. А глядя на фотографию, кажется, что мост нависает прямо над городом.
- Иными словами, вы его слегка "передвинули" - фокус прямо в духе Копперфильда!
- Получается так. Добиться эффекта мне помог длиннофокусный 400-миллиметровый объектив. Ну и удачное стечение внешних обстоятельства, конечно, сам туман, погода, вечер, уличный свет, благодаря которому облака переливаются цветами и оттенками…
— Главное, что вы смогли оказаться в нужном месте в нужное время.
— За приближением тумана я наблюдал по городским веб-камерам. И когда понял, что всё складывается благоприятным для меня образом, запрыгнул в машину и поехал на место съёмки, которое мне было уже известно. Дорога была сложной — ухабистая, да ещё в тумане. Заняла 40 минут. А дальше — дело техники. Главное, чтобы камера на штативе была абсолютно неподвижной.
Надежда есть
— Каково соотношение удачи и мастерства в работе фотографа?
— Всё-таки удача, наверное, главнее. Но удачу нужно себе, так сказать, организовать. Если очень хочешь, она тебе улыбнётся. Надо лишь осознанно стремиться к ней и быть готовым к тому, чтобы сделать тот единственный и желанный кадр. А технически — я всегда "заряжен", постоянно держу свою оптику и камеру в полной готовности, чтобы не случилось досадной осечки.
— Вы ведь не впервые участвуете в конкурсе "Самая красивая страна" и однажды уже становились победителем…
— Да, в 2017 году моя работа "Надежды нет" была признана лучшей в номинации "Мир в наших руках".
— Более того, тогда члены жюри единогласно выставили вам максимальные пять баллов. Действительно, пронзительная фотография.
— Этот кадр я сделал в Уссурийске после мощного тайфуна "Гони", который обрушился на Приморье в 2015 году. В городе был очень плохой зоопарк, таких сейчас в России уже нет — закрыли после выхода закона о жестоком обращении с животными. Уссурийск сильно затопило. Люди эвакуировались, а животные остались. Мы с сотрудниками МЧС поехали на осмотр и увидели жуткую картину. В обшарпанной клетке по пояс в воде стоит медведь. Неестественная для животного поза, но он вынужден был встать на задние лапы, иначе оказался бы с головой в воде. И взгляд — у этого медведя были очень грустные глаза…
Но история закончилась хорошо. Медведей, оставшихся в зоопарке, спасатели вывезли на лодках и вертолётах.
"Мне очень повезло"
— Эти две работы разные. В первом случае — пейзаж, во втором — репортажное фото. Что для вас интереснее?
— Снимать репортажи для ТАСС — моя основная работа. Главная задача здесь — постоянно искать интересные темы. Здесь успех определяется собственной организованностью. Надо мной нет начальника, который показывает, что и как надо фотографировать. Нужно самому найти, что снимать, и понять, как это сделать. Очень динамичная работа.
А пейзажи и — шире — природная фотография — это для души. Кстати, у меня в конкурсе "Самая красивая страна" участвовало ещё несколько моих работ — пейзажи, сделанные на Курилах, сценки из жизни дальневосточных горалов. Мне очень повезло, что удалось снять этих копытных животных. Они такие же редкие, как, например, дальневосточные леопарды. Несколько лет назад я увлёкся подводной съёмкой. В финал нынешнего конкурса попала одна фотография, сделанная как раз в ходе погружения. Это ларга, животное, известное также как дальневосточная нерпа.
В природной фотографии важна насмотренность. В этом смысле очень полезны фотоконкурсы. Знаменитые авторы, гении нашей профессии показывают всему миру, как надо работать. И после их снимков начинаешь думать над каждым своим кадром. Ну и сомневаться: а стоит ли его посылать на конкурс и достоин ли он победы?
— А гении не задавят своим авторитетом собственный взгляд и творческий почерк?
— Напротив! Мы смотрим на шедевры — фотографии, сделанные в далёких странах и экзотических местах, но работаем на своём материале. Совершенствуясь в профессии, мы формируем мысль: из того места, где ты живёшь, можно сделать достойные снимки и показать их миру.
— Кого вы считаете своими учителями?
— У меня их два. В репортажной фотографии — Виталий Аньков. Уникальный человек и очень известный фоторепортёр. Полковник в отставке, в своё время служил на Тихоокеанском флоте. Снимал на военную тему. Летал над аварийным Чернобыльским реактором. Скажу просто: хорошо, что у нас во Владивостоке есть такой человек, как Виталий Евгеньевич. Он достался мне как мой главный учитель в профессии, с миллионом историй, которых не переслушать.
А в природную фотографию меня буквально затащил мой московский товарищ Михаил Коростелёв, его работы в этом году также вышли в финал конкурса "Самая красивая страна". Миша — главный оценщик моих кадров. Благодаря ему я увидел китов и косаток, о чём я долго мечтал, побывал на Камчатке, на Шантарских островах, где надеюсь побывать и в этом году.
— Чем вам как зрителю интересен конкурс "Самая красивая страна"?
— Тут не поспоришь с названием: страна у нас и вправду самая красивая. Хорошо, что в конкурсе много разных номинаций. Они отражают все аспекты жизни России: как живут люди разных национальностей, какие у нас пейзажи, что происходит под водой и в воздухе. Это очень ёмкий конкурс. Рассматривая галерею работ этого года, можно увидеть всю страну.
"Попросить" кита сфотографироваться
— Юрий, в вашей жизни наверняка случалась масса приключений. Расскажите о самом интересном случае.
— Такие случаи происходят постоянно. Наверное, самый интересный был на Шантарах. Мы с Михаилом Коростелёвым решили стать первопроходцами и снять гренландских китов под водой. Таких фотографий в России никто не делал. Шантарские острова — уникальное место. Столько гренландских китов, как здесь, нигде в мире не собирается.
Сначала мы плыли на катамаране, потом перебрались на надувные сапы (доски для сёрфинга). Китов они не пугают, их невозможно повредить. Есть хорошая возможность подкрасться, обозначить себя и "попросить" животное его сфотографировать.
Гренландский кит весит около ста тонн. И вот когда кит проходит под доской, на которой ты сидишь, а вода прозрачная настолько, что видишь структуру его кожи и хвост, который больше сапа, — это незабываемое впечатление.
— Но у вас-то задача — снять кита под водой!
— Именно. Смотрю, Михаил уже ныряет, фотографирует. А я побаиваюсь слезть с этого сапа. Наступает момент, когда Михаил просто сталкивает меня в воду, я ныряю и оказываюсь прямо перед головой этого огромного кита. Камера со мной. Позабыв обо всём на свете, я выставляю руки вперед и судорожно жму на спуск. В этот момент кит проплывает от меня буквально в полуметре. Весь кадр — это его глаз! Интересно, что когда плавник этой многотонной глыбы, проплывающей рядом, казалось, должен был неминуемо меня задеть, кит плавно поджал его и деликатно увернулся…
Когда я вынырнул из воды, у меня был невероятный выброс адреналина, помню, я начал просто орать, иначе невозможно было передать эмоции.
Увы, фотографии глаза кита у меня нет. Он был так близко, что автофокус "не зацепился". Но кита под водой я всё-таки снял, наше знакомство состоялось!..
Айвар Валеев
А вот как выглядят весенние туманы во Владивостоке на видео, снятом Юрием Смитюком. Они приходят с моря, стелятся по земле и в считанные минуты окутывают город. А потом столь же быстро уходят.