Больше десяти лет специалисты Центра восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе делают всё, чтобы вернуть в природу хищника, занесённого в Красную книгу. Количество котят, рождающихся здесь, выше, чем где-либо в мире. Их тщательно готовят к "выходу в свет" — учат охотиться, распознавать запахи, избегать человека. На днях прошло тестирование, которое подтвердило: очередные пять молодых леопардов готовы к самостоятельной жизни. Об их воспитании в Центре реинтродукции нам рассказал его руководитель, заместитель директора Сочинского национального парка Умар Семёнов, который руководит его работой уже более 10 лет.
Котят выпускают в природу, когда им исполняется два года — к этому моменту они уже достаточно самостоятельны. Хотя, конечно, для них это стресс: незнакомая территория, необходимость обеспечивать себя добычей. У нас даже были некоторые споры по этому поводу: я настаивал, чтобы самок выпускали через три года, а не через два. Они слабее самцов, больше зависят от матерей, которые после отделения ещё какое-то время служат для них своего рода страховкой: если молодые леопарды не могут добыть себе пищу, они приходят на добычу матери.
К тому же в этом возрасте они ещё подростки — конфликтные, уязвимые. Не умеют избегать опасностей, могут выйти в поисках добычи к людям. Мы, конечно, серьёзно их тренируем, чтобы не допустить такого, но даже дикие леопарды, никогда не видевшие человека, могут прийти в селение, ведь там лёгкая добыча. Как правило, это делают либо молодые, либо старые особи.
Чтобы не возникло таких ситуаций, мы готовим котят по особой методике: учим их избегать человека. Наш основной принцип — искусственная стимуляция естественных инстинктов. В каждом хищнике генетически заложен страх перед людьми, и наша задача — его постоянно стимулировать, чтобы не притупился. Мы по возможности исключаем любые контакты котят с человеком, но полностью их избежать невозможно — животных нужно прививать. Когда наступает очередной этап вакцинирования, мы используем его для воздействия на котят, создаём им стрессовую ситуацию. В раннем возрасте ловим за шкирку – вреда нет, но им это неприятно. Когда становятся постарше — стреляем в них шприцом, это тоже ощутимое воздействие. Потом приходит время установить на наших котят метки: мы ловим их, прижимаем к земле, прокалываем уши. В совокупности всё это вырабатывает в котёнке устойчивый рефлекс, он понимает: к человеку лучше не подходить. Если у леопарда сформировалась стойкая реакция — избегать людей и всего, что с ними связано, — можно не опасаться конфликтов между леопардом и местным населением в будущем.
Увы, от браконьеров это не поможет. Леопарды очень уязвимы и легко попадаются в браконьерские ловушки. Поэтому их очень быстро истребили. При этом охотиться могут совсем на другого зверя — капканы, как правило, ставят на копытных животных. В 2016 году мы выпустили на территорию Кавказского государственного заповедника молодого самца Килли, и он успешно адаптировался в естественной среде обитания. В 2019 году он погиб в Абхазии из-за браконьера — попал в капкан. Натренировать леопардов избегать петель и ловушек, к сожалению, невозможно.
Прежде чем выпустить леопарда в дикие условия, мы проверяем, насколько он способен там выжить. Он должен пройти своего рода экзамен, который проводят для наших котят специалисты из Академии наук. Проверка состоит из нескольких тестов, проверяющих реакции леопардов. В частности, мы заводим животных в вольеры и отслеживаем, что они делают, когда слышат человека, когда мимо ведут козу, когда едет машина. Кошка должна уходить в самый дальний вольер и не приближаться. Кроме того, проверяются охотничьи навыки молодого леопарда: он должен добыть довольно крупную и сложную добычу — оленя или кабана.
"Мы должны были приехать в центр в апреле, но из-за карантина тестирование котят перенесли. Нам прислали видео для анализа, по нему мы провели первую часть оценки леопардов — самый длительный этап оценки. Прежде всего нас интересовала их норма поведения: какой темперамент у каждого леопарда, как он принимает решения, насколько спокоен или импульсивен. Такой анализ — долгая и кропотливая работа: на протяжении шести часов мы наблюдаем за поведением животного на видео, разбирая его буквально по секундам. Кроме характера нас интересует, нет ли у зверя последствий травм, физических недостатков, которые помешали бы ему выжить в природе. Ещё один важный момент — то, как леопарды общаются друг другом. От того, насколько они адекватны в социальном поведении, напрямую зависит их шанс встретить пару, установить отношения с партнёром и принести котят.
После нормы проводим анализ поведения зверей во время охоты. Охота — это поток спонтанных ситуаций, которые зависят в том числе от поведения жертвы, её способности убегать и обороняться. Это ситуации, в которых хищник должен молниеносно принимать решения. Нам надо было оценить, подходит ли он к задаче стратегически или просто бросается на добычу в лоб, какие тактические приёмы использует — подкрадывается, атакует, рассчитывает место броска и т.п. Ярко проявляются и характеристики зверя, в частности эмоциональность или осторожность, — охота показывает всё, что было скрыто в спокойном состоянии.
В июле мы приехали на заключительный этап оценки, который необходим, чтобы проверить, как хищники реагируют на человека и домашний скот. Оба теста построены на принципе провокации. В первом случае на территории леопарда появляется человек, который имитирует разговор с попутчиком, разговор по телефону. Поначалу ситуация для зверя крайне дискомфортная — человек ярко одет, движется, издаёт громкие звуки. Дальше мы ослабляем это беспокоящее воздействие: человек замолкает, поворачивается спиной, наклоняется, становясь менее заметным. И здесь леопард должен принять решение – среагировать ли ему на провокацию, пойти ли на сближение. Правильное поведение дикого зверя — ни в коем случае этого не делать. Мало того, период расслабления после окончания теста должен быть достаточно длительным — леопард не должен приближаться к месту, где был человек, около часа, чтобы тот успел уйти на недосягаемое расстояние и больше не представлять опасности. Именно этот тест не прошла одна из самочек — она оказалась слишком бесстрашной и любопытной, поэтому поддалась на провокацию.
Что интересно, с тестом на домашнее животное эта самочка условно справилась, хотя для зверя, особенно голодного, он теоретически гораздо сложнее. Однако у нас нет достоверного подтверждения того, что она разорвала дистанцию с интересующим её объектом, и кроме того, она единственная из всех тестируемых леопардов сразу вышла к месту присутствия домашнего животного. При тестировании вблизи вольера с леопардом человек приводит козу и оставляет её в зоне видимости леопарда. Он неё пахнет человеком, на ней висит колокольчик, рядом присутствует какое-нибудь железное ведро или старая куртка… Но самого человека нет, а коза теоретически представляет интерес. На эту провокацию леопард тоже не должен реагировать — ни один дикий зверь в течение часа не примет решение нападать на то, что сопровождается атрибутами присутствия человека.
Четыре леопарда центра успешно прошли все тесты и готовы к самостоятельной жизни в природных условиях".
Анна Ячменникова, к.б.н., старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН
В этом году мы выпускаем котят на территории Кавказского заповедника и Турмонского заказника. Одно из них, правда, вызывает сомнения — оно неподготовленное. Природные условия там таковы, что круглый год леопард вряд ли продержится. Будем следить.
Для этого мы надеваем на котят спутниковые ошейники. Делаем это за месяц до того, как их выпустить, чтобы проверить, насколько леопардам будет комфортно. Надо провести с котёнком хотя бы одну охоту и посмотреть, не мешает ли ему ошейник: если его хоть чуть-чуть перетянуть, будет натирать шею. В этом случае ошейник нужно снять, подождать, пока вылечится натёртое место, и после этого надеть новый, исправив ошибку.
Конечно, мы привязываемся к нашим леопардам, и нам жаль с ними расставаться. Но мы же хотим вернуть их на Кавказ в естественный ареал обитания. Будем наблюдать за теми, кто начал жить самостоятельно, и готовить следующую смену. С этим тоже работы много: приходится формировать постоянные пары, но для кошек это ненормально, противоречит их экологии. В июне и июле нам пришлось потрудиться, чтобы между охладевшими друг к другу самцом Алоусом и самкой Чери вновь вспыхнули чувства. Именно их потомство успешно адаптировалось в дикой природе, и мы надеемся, что они порадуют нас новым поколением котят. Так что будем работать дальше.
20 августа двух переднеазиатских леопардов выпустили в Кавказском заповеднике.
Переднеазиатский (кавказский) леопард — один из крупнейших подвидов леопардов в мире; самая крупная из кошек, лазающих по деревьям. Длина тела может достигать 183 см, длина хвоста — до 116 см. Высота в холке — до 76 см, вес самца может превышать 90 кг. Обитает в лиственных лесах и густых зарослях кустарников, предпочитает держаться у выходов скал и россыпей камней. Основу рациона составляют копытные животные среднего размера, такие как олени, кавказские горные козлы и дикие кабаны. У всех переднеазиатских леопардов на чёрном фоне задней стороны уха есть овальное пятно светлых волос. Вид занесён в Красную книгу РФ как исчезающий на территории России. Он также включён в Красный список Международного союза охраны природы как находящийся в критическом состоянии.
Рассказ Умара Семёнова записала Ольга Ладыгина