Известный путешественник М.И. Венюков, живший во Франции, о создании ОИАК узнал от Фёдора Фёдоровича Буссе, пославшего путешественнику первые издания Общества – доклады Ивана Павловича Надарова и др.
Михаил Иванович тут же рассказал об этом на заседании Географического общества в Париже, а в подарок владивостокским исследователям отправил часть своей библиотеки. В мае 1887 г. газета «Владивосток» писала: «На пароходе «Париж» прибыли три больших ящика книг, всего 205 названий, в 407 томов и 47 карт, пожертвованных генералом Венюковым Обществу изучения Амурского края».
Распорядительный комитет Общества на своем заседании постановил поместить эти книги в особом шкафу с надписью: «Библиотека М.И. Венюкова» и сообщил об этом в Париж. В ответном письме старый путешественник написал: «Вы сделали слишком большую честь бывшим моим книгам, отделив их в особое собрание, но в каком бы месте они ни помещались, лишь бы приносили пользу».
Забегая вперед, надо сказать, что, несмотря на бурное время, книги Венюкова пережили все потрясения 20 века. Правда, теперь их не хранят в особом шкафу. Меньше повезло Хабаровску, где находилась основная часть венюковского собрания книг. По распоряжению Москвы часть этой уникальной коллекции была отправлена в столицу, а часть списали «за ненадобностью».
Конечно, теперь стоит вернуться к этой идее основателей Общества и поставить дар М.И. Венюкова в отдельный шкаф.
… Бисерные буквы ложились на лист бумаги ровными строчками, почти не оставляя свободного пространства. Этот экономный почерк выработался за многие годы экспедиций и путешествий, когда приходилось дрожать над каждым клочком чистой бумаги, исписывая его буквально вдоль и поперек результатами исследований и наблюдений. Теперь, когда жизнь подходила к концу, знаменитый путешественник Михаил Иванович Венюков, за спиной которого были десятки тысяч километров первопроходца, торопился доверить бумаге свою последнюю волю. Он был вполне здоров и полон сил, но привычка рассчитывать свою жизнь на несколько ходов вперед, привычка быть в любую минуту готовым ко всяческим неожиданностям заставила его взяться за перо.
«Обществу станицы Венюковой на реке Уссури в Приморской области завещаю также десять тысяч рублей или, точнее, пятьсот рублей (2000 франков) золотом годового дохода, на совершенно тех же условиях, что и селу Никитинскому. Войсковое и областное начальство никакого права распоряжаться этими деньгами не имеют...». На этих словах перо слегка дрогнуло, Венюков задумался. Это завещание или, как сам ученый его называл, «проект собственной ликвидации», уже доводилось до сведения местных властей, которые немало интриговали, видя, что нельзя изложить на завещанные деньги свою лапу. А старосты родного Венюкову сельца Никитинского, вернее, местные кулаки, в особом письме вообще выразили желание употребить эти деньги на основание ссудно-сберегательного товарищества, попросту банка, в котором сами бы они и хозяйничали.
Заведующая библиотекой Татьяна Васильевна Дёмина составила список даров М.И. Венюкова Обществу изучения Амурского края. Июнь 2021 г.
Автор: Амир Хисамутдинов,
председатель архивно-библиотечного совета ПКО РГО – ОИАК