Привлечь к изучению родной земли
и людей, её обитающих, все лучшие силы
русской земли.
Семёнов-Тян-Шанский
Записки ОИАК (Владивостокского отделения Приамурского отдела РГО). – Том XV. – Петроград: Тип. М. Стасюлевича, 1916. – 480 с.
Том XV представляет первую часть научных результатов экспедиции Виттенбурга и посвящен геологическому описанию п-ова Муравьёва-Амурского: Виттенбург П.В. Геологическое описание полуострова Муравьёва-Амурского и архипелага Императрицы Евгении.
Автор посвящает свой труд Николаю Матвеевичу Соловьёву, выражает благодарность ОИАК, которое снарядило его в экспедицию, и всем, кто оказывал ему помощь и поддержку. В предисловии он пишет: «Предлагаемые материалы являются лишь основой, как бы канвой, которую дальнейшим исследователям предстоит заполнить вполне законченным описанием геологии залива Петра Великого с физико-географическим его очерком». Начинается книга с краткого исторического очерка по исследованию залива Петра Великого с доисторического периода до посещения наследника цесаревича. Второй раздел представляет собой аннотированный список литературы по геологии Уссурийского края, расположенной в хронологическом порядке с 1859 по 1915 гг. В третьем – шестом разделах автор излагает фактический материал, в котором представлены данные о географическом положении и очертании описываемых объектов, типе берегов, характеристике пород и отложений, тектонике и полезных ископаемых. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом: карты, среди которых и редкие китайские, фотографии, схемы, планы, рисунки. Виттенбурга интересует, как изменяются материки и моря «в смене времён». Изучив полуостров Муравьёва-Амурского и архипелаг Императрицы Евгении, он пришёл к выводу, что они вышли из стадии «молодости», но «не вступили ещё в стадию «зрелости», характеризующуюся однообразным рельефом морского дна». Но «сообразно с общим мировым течением», в их жизни «наступит стадия «старости» с уничтожением всех неровностей дна залива и поверхности суши», потому что «таков есть и вечно будет естественный ход событий в природе».
Записки ОИАК (Владивостокского отделения Приамурского отдела РГО). – Том XVI. - Петроград: фототипия и тип. А.Ф. Дресслера, 1917. – 65 с.; 6 табл.
Вторая часть научных результатов экспедиции Виттенбурга вошла в XVI том Записок и включает палеонтологические материалы, которые обработал и описал палеоботаник Африкан Николаевич Криштофович: Криштофович А.Н. Материалы к познанию юрской флоры Уссурийского края.
Отмечая значительный вклад П.В. Виттенбурга в познание юрской флоры, автор статьи рассматривает только растительные отпечатки, собранные Виттенбургом в бухте Бражникова и на р. Песчанке. Изучив материал, Криштофович пришёл к выводу, что «флоры Песчанки и бухты Бражникова имеют сравнительно мало общих элементов, что особенно поразительно, если принять во внимание близость расстояния между ними», и в то же время каждая из них по отдельности имеет сходство с флорами других районов Дальнего Востока. Автор говорит о трудности определения точного возраста слоёв, сохранивших растительные остатки, так как в Сибири нет «надёжного опорного пункта для установления юрского летосчисления». Завершают работу список литературы и таблицы с рисунками.
Записки ОИАК (Владивостокского отделения Приамурского отдела Русского географического общества). – Том XVII. – Владивосток: Тип. Управл. внутр. дел, 1922. – 370 с.
Том XVII содержит капитальный труд этнографа И.А. Лопатина, посвящённый гольдам: Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: опыт этнографического исследования.
Эта работа - результат десятилетнего изучения гольдов. Скрупулёзность в сборе сведений, их полнота и объективность придают книге энциклопедический характер. Все стороны быта, материальной культуры, семейного и общественного уклада подробно описаны и дополнены многочисленными иллюстрациями. С большой симпатией и сочувствием рассказывает этнограф о жизни ставшего ему близким народа. Перечисляя положительные и отрицательные черты гольдов, автор делает вывод о том, что в целом положительные перевешивают. Природа наградила гольдов умом и сообразительностью, это «способный и высокоодарённый народ», но тяжелые условия жизни и угнетение со стороны колонизаторов – русских и китайцев – вызывает у них «глубокое психическое страдание», и «вместе с удручённым пессимистическим состоянием совершается нравственное падение». Отмечая факт вымирания гольдов, Лопатин называет внутренние и внешние причины этого. Если внутренние причины не позволяли «только увеличиваться в числе гольдскому населению, они задерживали прирост населения», то «вымирание в полном смысле началось у гольдов лишь с приходом русских и китайцев». В заключение, по пунктам перечисляя свои выводы, Лопатин высказывает надежду, «что печальный факт вымирания гольдов будет удалён заботами русских культурных организаций и мероприятиями государственной власти».
Продолжение следует
Материал подготовлен библиотекарем ПКО РГО - ОИАК Л.Ф. Юриновой