Когда-то море Лаптевых называлось морем Норденшёльда. Сейчас его имя сохранилось в названиях архипелага на Карском море, залива в Шпицбергене, нескольких ледников в Гренландии и на Новой Земле, а также кратера на Марсе. Он был удостоен титула барона, дважды получал шведский орден Полярной звезды, трижды — орден Короны Италии, дважды — испанский орден Изабеллы Католической, дважды — прусские ордена, а также французский орден Почётного легиона, датский орден Даннеброг и российский орден Святого Владимира. Учёный и путешественник, всю свою жизнь он посвятил исследованиям Арктики.
Между Швецией и Россией
В 1832 году в семье известного минеролога, члена Российской академии наук Нильса Густава Норденшёльда родился сын. От отца Адольф унаследовал любовь к химии и минералогии, которые изучал "для себя", попутно получая математическое и геологическое образование в Императорском Александровском университете в Гельсингфорсе (ныне Хельсинский университет). В 1853 году студенческие годы остались позади, и Нильс Норденшёльд взял сына с собой в Уральские горы изучать железные и медные рудники Тагильска.
Двумя годами спустя начинающий учёный защитил магистерскую диссертацию и получил место хранителя университетского минералогического музея. Но вскоре его оттуда уволили по политическим причинам. Встреча студентов, из-за которой всё произошло, по замыслу была праздничной — в ресторане "Тёолё" отмечали день рождения. А вот разговоры велись опасные: обсуждали Крымскую войну, критиковали порядки в Великом княжестве Финляндском. Все участники ужина в "Тёолё" были наказаны, Норденшёльда на год отстранили от работы.
Он не терял времени зря и поехал в Берлин — изучать химию в университете под руководством профессора Генриха Розе. В назначенное время вернулся в alma mater, где ему дали уже новую должность — доцента минералогии и профессора геологии. Кроме того, университет выделил Норденшёльду стипендию на разведывательную экспедицию по Камчатке. Увы, и здесь политические взгляды молодого исследователя не дали его планам осуществиться.
В мае 1857 года он защитил диссертацию и отправился праздновать это событие на выпускной ужин, в котором принимала участие делегация шведских профессоров из Университета Уппсалы. Норденшёльд произнёс речь, из которой можно было сделать вывод, что будущее Финляндии в составе Швеции представлялось ему более перспективным, чем в составе Российской империи. Разразился скандал, грант на экспедицию учёный потерял, как и возможность работать в университете и в целом заниматься научной работой на родине.
Мятежный профессор уехал в Швецию, получил работу в национальной академии наук и в естественно-историческом музее, где заведовал коллекциями минералов. В 1860 году ему дали шведское подданство. Казалось бы, его связи с Россией были разорваны, но страсть к Арктике и упрямое стремление проложить новые пути там, где прежде это казалось невозможным, со временем их помирили.
Северные пути
Ещё в 1858 году Норденшёльд отправился на шлюпе "Фритьоф" в свою первую полярную экспедицию. Вместе с Отто Тореллем он проводил биологические и геологические наблюдения на побережье Шпицбергена. Опыт оказался успешным, и в 1861 году учёные вновь туда вернулись, на этот раз на шхуне "Эол". В план исследований входило изучение малоизвестной на тот момент местности в западной части архипелага вплоть до Земли Оскара II. Торелль с Норденшёльдом также начали работы по измерению дуги меридиана, но завершить задуманное им не удалось.
В 1864 году исследователь вновь отправился на Шпицберген, на этот раз он самолично руководил экспедицией. Норденшёльд занимался триангуляционной съёмкой местности и продолжал исследования, связанные с измерением дуги меридиана. И вновь работу не удалось довести до конца — корабль учёного "Аксель Тродсен" наткнулся на потерпевших крушение. На семи лодках дожидались спасения попавшие в беду китобои. Подобрав их, судно экспедиции немедленно повернуло к Норвегии, чтобы доставить туда моряков.
В 1868 году Адольф Норденшёльд опять упрямо вернулся на Шпицберген. К этому моменту он уже завоевал себе серьёзную репутацию. Не было недостатка в пожертвованиях, в экспедиции пожелали участвовать видные учёные разных направлений. Они собрали обширнейшие геологические, зоологические и ботанические коллекции, провели ряд метеорологических наблюдений. Пароход "София" добрался до 81°42ʹ северной широты — так далеко на тот момент не доходило ещё ни одно судно.
В 1870 году Норденшёльд решил проверить, кто больше подходит для путешествия через полярные льды — собаки или олени. Он поехал в Гренландию, где занялся изучением этого вопроса. Собаки его разочаровали, оказавшись подверженными заразной болезни. Поэтому через два года, планируя экспедицию к Северному полюсу, Норденшёльд сделал ставку на оленей. Но и они его подвели: погонщики-лапландцы недосмотрели за животными, и те попросту разбежались. Кроме того, три корабля экспедиции застряли во льдах у Шпицбергена, так что на зимовку остался не 21 человек, как планировал руководитель экспедиции, а все 67. Норденшёльд сделал всё же попытку пойти на север, но добраться до полюса не получилось — путь преградили торосы. Учёный сосредоточился на изучении второго по размерам острова архипелага — Северо-Восточной Земли. Провиант неумолимо иссякал, и, как только льды разошлись, путешественники немедленно отправились назад в Швецию.
К этому моменту Норденшёльд успел познакомиться с сибирским золотопромышленником и меценатом Михаилом Сидоровым, с которым у него завязалась оживлённая переписка. Полярник загорелся идеей пройти Северным морским путём из Европы в Азию. Сидоров всемерно способствовал организации соответствующих экспедиций.
"Спешу выразить мою обязательную благодарность за ваше письмо, а также и за интерес, с которым вы приняли моё предложение послать на Новую Землю учёную экспедицию. <…> Хорошо снаряжённая учёная экспедиция… никогда не останется без результата и покажет (я в том совершенно уверен), что Карское море всегда, вероятно, замкнуто в Карских воротах; но что оно ежегодно доступно или севернее — чрез Маточкин Шар, или южнее — чрез Югорский пролив".
Из письма Адольфа Норденшёльда Михаилу Сидорову от 5 апреля 1869 года
В 1875 году полярник на борту шлюпа "Превен" дошёл до Енисея, там отослал судно домой, сам же на лодке поднялся вверх по реке и нагнал пароход "Александр", совершавший регулярные рейсы. На нём и вернулся в Енисейск, а оттуда — в Швецию. На следующий год Норденшёльд снова прошёл к устью Енисея, на этот раз на пароходе "Имер". "Правильное морское сообщение, — писал он позже в отчёте о плавании, — в течение небольшой части года между Сибирью и Западной Европой не представляет риска и больше опасностей, чем те, каким подвергаются моряки на многих других путях, ежегодно посещаемых тысячами судов".
Звезда Норденшёльда
Идея пройти вдоль северных берегов от Европы до Азии не покидала исследователя. "Ведь дело шло о разрешении географической задачи, о том, чтобы северо-восточным путём проникнуть в Китай и Японию, что в течение более трёх столетий составляло предмет соревнования между первейшими на свете торговыми государствами и отважнейшими мореплавателями; разрешение этой задачи, если понимать её как объезд Стараго Света, уже в течение тысячелетий было предметом желания для географов", — признавался он позже в книге, посвящённой плаванию "Веги".
Именно так назывался барк, на котором полярник отправился в самую знаменитую свою экспедицию. Средства на неё дали шведское правительство, король Оскар, шведский меценат Оскар Диксон и русский золотопромышленник Александр Сибиряков. 4 июля 1878 года "Вега" вышла из Гётеборга, через Югорский Шар добралась до Карского моря и благополучно достигла мыса Челюскина. Казалось бы, всё идёт прекрасно — к 24 августа барк был уже у устья Лены. Но здесь удача изменила мореплавателям. Недалеко от Берингова пролива судно оказалось прочно затёрто льдами, и Норденшёльду пришлось встать на зимовку.
"Когда один день проходил за другим без благоприятной перемены в положении судна, я с ужасом узнал, что зимовка становится неизбежною на пороге к переходу в Великий океан. Этот удар тем труднее было хладнокровно переносить, что мы несомненно избегнули бы его, если бы успели прибыть несколькими часами раньше к восточному берегу Колючинскаго залива. Сколько было случаев, когда можно было сберечь эти часы! Вега не должна была так долго оставаться в Диксоновой гавани; мы могли на один день сократить остановку у острова Таймыра, не следовало терять драгоценное время на изучение морскаго дна к западу от Ново-Сибирских островов. Долгая остановка у мыса Иркайпия, в ожидании лучшаго расположения льдов, стала роковою ошибкою: мы потеряли три дня, не дождавшись никакой перемены к лучшему".
Из воспоминаний Адольфа Норденшёльда
Нет худа без добра — пусть не удалось пройти Северным морским путём в одну навигацию, зато учёные получили прекрасную возможность заняться подробными исследованиями. Поскольку они задержались в тех местах, которые прежде никто не изучал, собранные ими материалы имели немалую ценность. Тем временем Александр Сибиряков снарядил спасательную экспедицию и даже лично её возглавил. Увы, его корабли вмёрзли в лёд у берегов Ямала и добраться до "Веги" не смогли. 18 июля 1879 года барк Норденшёльда освободился сам и продолжил плавание, обогнув Восточный мыс и войдя в Берингов пролив.
Читать также: "Сибириада" Александра Сибирякова: как русский золотопромышленник расширял границы России
"Русское географическое общество с живейшим вниманием следило за путешествием А. Норденшёльда на «Веге» и увенчало его присуждением ему главнейшей награды Общества — Константиновской медали, в январе 1879 года, в то время, когда вся Европа ещё безпокоилась об его участи. В декабре 1880 года профессор Норденшёльд был заявлен к избранию в почётные члены Общества и избран общим собранием. Совет Общества признал необходимым принять участие в встрече знаменитаго путешественника на станции железной дороги и назначил для чествования его чрезвычайное торжественное заседание 27 декабря".
Фёдор Студитский "История открытия морского пути из Европы в сибирские реки и до Берингова пролива" (1883)
Несмотря на многочисленные почести и дождём посыпавшиеся от разных стран ордена, почивать на лаврах учёный не собирался. В 1882–1883 годах он вышел на пароходе "София" к берегам Гренландии, чтобы пройти как можно дальше вглубь ледяного плато. В сопровождении восьми спутников Норденшёльд пешком отправился из долины северного рукава фьорда Айлайтсивика, находящегося примерно на 68,5° северной широты. Ему повезло больше, чем в прошлый раз, но всё же больших успехов он не добился. Продвинувшись примерно на 117 км за две недели, исследователь был вынужден признать бесплодность дальнейшего пути по рыхлому снегу.
Без достижений, однако, не обошлось. "София" стала первым кораблём, ухитрившимся пробиться сквозь полосу сплошного плавучего льда — она добралась до 65°37' северной широты.
Последующие годы своей жизни Норденшёльд уже провёл более спокойно, занимаясь научной работой. Он изучал историю освоения Арктики и собирал старинные карты. Его коллекция насчитывала 50 главных и 84 второстепенных карты, отпечатанных до 1600 года. Её он завещал Хельсинскому университету — в 1997 году коллекцию внесли в реестр ЮНЕСКО "Память мира".
До последних дней Норденшёльд поддерживал переписку со своими русскими друзьями, и уже после его смерти его жена Анна писала Александру Сибирякову: "Он всегда считал, что Сибири предстоит блестящее будущее, так как она щедро одарена природой. Что касается меня, то я никогда не теряла надежды, что какая-нибудь дорога, открытая Норденшёльдом, будет способствовать развитию Вашей страны в различных областях деятельности человека. Его работа, такая усердная и энергичная, не пропала даром и оказалась полезной для Ваших соотечественников".
Ольга Ладыгина