Из Арктики с любовью: путешествия Адольфа Норденшёльда

На барке "Вега" А. Норденшёльд прошёл Северным морским путём. Фото: Научный архив РГО
На барке "Вега" А. Норденшёльд прошёл Северным морским путём. Фото: Научный архив РГО

Когда-то море Лаптевых называлось морем Норденшёльда. Сейчас его имя сохранилось в названиях архипелага на Карском море, залива в Шпицбергене, нескольких ледников в Гренландии и на Новой Земле, а также кратера на Марсе. Он был удостоен титула барона, дважды получал шведский орден Полярной звезды, трижды — орден Короны Италии, дважды — испанский орден Изабеллы Католической, дважды — прусские ордена, а также французский орден Почётного легиона, датский орден Даннеброг и российский орден Святого Владимира. Учёный и путешественник, всю свою жизнь он посвятил исследованиям Арктики.

Между Швецией и Россией

В 1832 году в семье известного минеролога, члена Российской академии наук Нильса Густава Норденшёльда родился сын. От отца Адольф унаследовал любовь к химии и минералогии, которые изучал "для себя", попутно получая математическое и геологическое образование в Императорском Александровском университете в Гельсингфорсе (ныне Хельсинский университет). В 1853 году студенческие годы остались позади, и Нильс Норденшёльд взял сына с собой в Уральские горы изучать железные и медные рудники Тагильска.

Двумя годами спустя начинающий учёный защитил магистерскую диссертацию и получил место хранителя университетского минералогического музея. Но вскоре его оттуда уволили по политическим причинам. Встреча студентов, из-за которой всё произошло, по замыслу была праздничной — в ресторане "Тёолё" отмечали день рождения. А вот разговоры велись опасные: обсуждали Крымскую войну, критиковали порядки в Великом княжестве Финляндском. Все участники ужина в "Тёолё" были наказаны, Норденшёльда на год отстранили от работы.

Он не терял времени зря и поехал в Берлин — изучать химию в университете под руководством профессора Генриха Розе. В назначенное время вернулся в alma mater, где ему дали уже новую должность — доцента минералогии и профессора геологии. Кроме того, университет выделил Норденшёльду стипендию на разведывательную экспедицию по Камчатке. Увы, и здесь политические взгляды молодого исследователя не дали его планам осуществиться.

43-_nordensheld_a.e_.jpg

Адольф Норденшёльд совершал экспедиции на Шпицберген и в Гренландию, ходил по Енисею и Карскому морю. Фото: Научный архив РГО
Адольф Норденшёльд совершал экспедиции на Шпицберген и в Гренландию, ходил по Енисею и Карскому морю. Фото: Научный архив РГО

В мае 1857 года он защитил диссертацию и отправился праздновать это событие на выпускной ужин, в котором принимала участие делегация шведских профессоров из Университета Уппсалы. Норденшёльд произнёс речь, из которой можно было сделать вывод, что будущее Финляндии в составе Швеции представлялось ему более перспективным, чем в составе Российской империи. Разразился скандал, грант на экспедицию учёный потерял, как и возможность работать в университете и в целом заниматься научной работой на родине.

Мятежный профессор уехал в Швецию, получил работу в национальной академии наук и в естественно-историческом музее, где заведовал коллекциями минералов. В 1860 году ему дали шведское подданство. Казалось бы, его связи с Россией были разорваны, но страсть к Арктике и упрямое стремление проложить новые пути там, где прежде это казалось невозможным, со временем их помирили.

Северные пути

Ещё в 1858 году Норденшёльд отправился на шлюпе "Фритьоф" в свою первую полярную экспедицию. Вместе с Отто Тореллем он проводил биологические и геологические наблюдения на побережье Шпицбергена. Опыт оказался успешным, и в 1861 году учёные вновь туда вернулись, на этот раз на шхуне "Эол". В план исследований входило изучение малоизвестной на тот момент местности в западной части архипелага вплоть до Земли Оскара II. Торелль с Норденшёльдом также начали работы по измерению дуги меридиана, но завершить задуманное им не удалось.

В 1864 году исследователь вновь отправился на Шпицберген, на этот раз он самолично руководил экспедицией. Норденшёльд занимался триангуляционной съёмкой местности и продолжал исследования, связанные с измерением дуги меридиана. И вновь работу не удалось довести до конца — корабль учёного "Аксель Тродсен" наткнулся на потерпевших крушение. На семи лодках дожидались спасения попавшие в беду китобои. Подобрав их, судно экспедиции немедленно повернуло к Норвегии, чтобы доставить туда моряков.

В 1868 году Адольф Норденшёльд опять упрямо вернулся на Шпицберген. К этому моменту он уже завоевал себе серьёзную репутацию. Не было недостатка в пожертвованиях, в экспедиции пожелали участвовать видные учёные разных направлений. Они собрали обширнейшие геологические, зоологические и ботанические коллекции, провели ряд метеорологических наблюдений. Пароход "София" добрался до 81°42ʹ северной широты — так далеко на тот момент не доходило ещё ни одно судно.

r112_o1_no251_004_eskimos_s_docheryu_i_synovyami.jpg

В путешествиях Норденшёльд изучал особенности жизни местных народов. Эскимос с дочерью и сыновьями. Фото: Научный архив РГО
В путешествиях Норденшёльд изучал особенности жизни местных народов. Эскимос с дочерью и сыновьями. Фото: Научный архив РГО

В 1870 году Норденшёльд решил проверить, кто больше подходит для путешествия через полярные льды — собаки или олени. Он поехал в Гренландию, где занялся изучением этого вопроса. Собаки его разочаровали, оказавшись подверженными заразной болезни. Поэтому через два года, планируя экспедицию к Северному полюсу, Норденшёльд сделал ставку на оленей. Но и они его подвели: погонщики-лапландцы недосмотрели за животными, и те попросту разбежались. Кроме того, три корабля экспедиции застряли во льдах у Шпицбергена, так что на зимовку остался не 21 человек, как планировал руководитель экспедиции, а все 67. Норденшёльд сделал всё же попытку пойти на север, но добраться до полюса не получилось — путь преградили торосы. Учёный сосредоточился на изучении второго по размерам острова архипелага — Северо-Восточной Земли. Провиант неумолимо иссякал, и, как только льды разошлись, путешественники немедленно отправились назад в Швецию.

К этому моменту Норденшёльд успел познакомиться с сибирским золотопромышленником и меценатом Михаилом Сидоровым, с которым у него завязалась оживлённая переписка. Полярник загорелся идеей пройти Северным морским путём из Европы в Азию. Сидоров всемерно способствовал организации соответствующих экспедиций.

"Спешу выразить мою обязательную благодарность за ваше письмо, а также и за интерес, с которым вы приняли моё предложение послать на Новую Землю учёную экспедицию. <…> Хорошо снаряжённая учёная экспедиция… никогда не останется без результата и покажет (я в том совершенно уверен), что Карское море всегда, вероятно, замкнуто в Карских воротах; но что оно ежегодно доступно или севернее — чрез Маточкин Шар, или южнее — чрез Югорский пролив".

Из письма Адольфа Норденшёльда Михаилу Сидорову от 5 апреля 1869 года

В 1875 году полярник на борту шлюпа "Превен" дошёл до Енисея, там отослал судно домой, сам же на лодке поднялся вверх по реке и нагнал пароход "Александр", совершавший регулярные рейсы. На нём и вернулся в Енисейск, а оттуда — в Швецию. На следующий год Норденшёльд снова прошёл к устью Енисея, на этот раз на пароходе "Имер". "Правильное морское сообщение, — писал он позже в отчёте о плавании, — в течение небольшой части года между Сибирью и Западной Европой не представляет риска и больше опасностей, чем те, каким подвергаются моряки на многих других путях, ежегодно посещаемых тысячами судов".

r112_o1_no251_002_chasovnya_sv._nikolaya_v_habarove_u_yugorskogo_shara.jpg

Один из путей в Карское море пролегал через Югорский пролив. Часовня Св. Николая в Хабарове у Югорского Шара. Фото: Научный архив РГО
Один из путей в Карское море пролегал через Югорский пролив. Часовня Св. Николая в Хабарове у Югорского Шара. Фото: Научный архив РГО

Звезда Норденшёльда

Идея пройти вдоль северных берегов от Европы до Азии не покидала исследователя. "Ведь дело шло о разрешении географической задачи, о том, чтобы северо-восточным путём проникнуть в Китай и Японию, что в течение более трёх столетий составляло предмет соревнования между первейшими на свете торговыми государствами и отважнейшими мореплавателями; разрешение этой задачи, если понимать её как объезд Стараго Света, уже в течение тысячелетий было предметом желания для географов", — признавался он позже в книге, посвящённой плаванию "Веги".

Именно так назывался барк, на котором полярник отправился в самую знаменитую свою экспедицию. Средства на неё дали шведское правительство, король Оскар, шведский меценат Оскар Диксон и русский золотопромышленник Александр Сибиряков. 4 июля 1878 года "Вега" вышла из Гётеборга, через Югорский Шар добралась до Карского моря и благополучно достигла мыса Челюскина. Казалось бы, всё идёт прекрасно — к 24 августа барк был уже у устья Лены. Но здесь удача изменила мореплавателям. Недалеко от Берингова пролива судно оказалось прочно затёрто льдами, и Норденшёльду пришлось встать на зимовку.

"Когда один день проходил за другим без благоприятной перемены в положении судна, я с ужасом узнал, что зимовка становится неизбежною на пороге к переходу в Великий океан. Этот удар тем труднее было хладнокровно переносить, что мы несомненно избегнули бы его, если бы успели прибыть несколькими часами раньше к восточному берегу Колючинскаго залива. Сколько было случаев, когда можно было сберечь эти часы! Вега не должна была так долго оставаться в Диксоновой гавани; мы могли на один день сократить остановку у острова Таймыра, не следовало терять драгоценное время на изучение морскаго дна к западу от Ново-Сибирских островов. Долгая остановка у мыса Иркайпия, в ожидании лучшаго расположения льдов, стала роковою ошибкою: мы потеряли три дня, не дождавшись никакой перемены к лучшему".

Из воспоминаний Адольфа Норденшёльда

Нет худа без добра — пусть не удалось пройти Северным морским путём в одну навигацию, зато учёные получили прекрасную возможность заняться подробными исследованиями. Поскольку они задержались в тех местах, которые прежде никто не изучал, собранные ими материалы имели немалую ценность. Тем временем Александр Сибиряков снарядил спасательную экспедицию и даже лично её возглавил. Увы, его корабли вмёрзли в лёд у берегов Ямала и добраться до "Веги" не смогли. 18 июля 1879 года барк Норденшёльда освободился сам и продолжил плавание, обогнув Восточный мыс и войдя в Берингов пролив.

Читать также: "Сибириада" Александра Сибирякова: как русский золотопромышленник расширял границы России

"Русское географическое общество с живейшим вниманием следило за путешествием А. Норденшёльда на «Веге» и увенчало его присуждением ему главнейшей награды Общества — Константиновской медали, в январе 1879 года, в то время, когда вся Европа ещё безпокоилась об его участи. В декабре 1880 года профессор Норденшёльд был заявлен к избранию в почётные члены Общества и избран общим собранием. Совет Общества признал необходимым принять участие в встрече знаменитаго путешественника на станции железной дороги и назначил для чествования его чрезвычайное торжественное заседание 27 декабря".

Фёдор Студитский "История открытия морского пути из Европы в сибирские реки и до Берингова пролива" (1883)

Несмотря на многочисленные почести и дождём посыпавшиеся от разных стран ордена, почивать на лаврах учёный не собирался. В 1882–1883 годах он вышел на пароходе "София" к берегам Гренландии, чтобы пройти как можно дальше вглубь ледяного плато. В сопровождении восьми спутников Норденшёльд пешком отправился из долины северного рукава фьорда Айлайтсивика, находящегося примерно на 68,5° северной широты. Ему повезло больше, чем в прошлый раз, но всё же больших успехов он не добился. Продвинувшись примерно на 117 км за две недели, исследователь был вынужден признать бесплодность дальнейшего пути по рыхлому снегу.

r112_o1_no251_003_chukotskaya_yaranga.jpg

Суровые условия Арктики были для Норденшёльда привычны. Фото: чукотская яранга, Научный архив РГО
Суровые условия Арктики были для Норденшёльда привычны. Фото: чукотская яранга, Научный архив РГО

Без достижений, однако, не обошлось. "София" стала первым кораблём, ухитрившимся пробиться сквозь полосу сплошного плавучего льда — она добралась до 65°37' северной широты.

Последующие годы своей жизни Норденшёльд уже провёл более спокойно, занимаясь научной работой. Он изучал историю освоения Арктики и собирал старинные карты. Его коллекция насчитывала 50 главных и 84 второстепенных карты, отпечатанных до 1600 года. Её он завещал Хельсинскому университету — в 1997 году коллекцию внесли в реестр ЮНЕСКО "Память мира".

До последних дней Норденшёльд поддерживал переписку со своими русскими друзьями, и уже после его смерти его жена Анна писала Александру Сибирякову: "Он всегда считал, что Сибири предстоит блестящее будущее, так как она щедро одарена природой. Что касается меня, то я никогда не теряла надежды, что какая-нибудь дорога, открытая Норденшёльдом, будет способствовать развитию Вашей страны в различных областях деятельности человека. Его работа, такая усердная и энергичная, не пропала даром и оказалась полезной для Ваших соотечественников".

Ольга Ладыгина