На его 50-летии вице-президент РГО Пётр Семёнов-Тян-Шанский заметил: "Русское географическое общество давно признало Вас, Иван Константинович, выдающимся географическим деятелем, первого русского самобытного художника того моря, которое в русских летописях носит название "Русского моря", и избрало Вас действительным членом". Он и впрямь успел исколесить чуть ли не весь земной шар от Европы до Америки.
Последние годы жизни художник провёл в родной Феодосии, где до самой смерти продолжал вести активный образ жизни, писать картины, принимать гостей.
"22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 вёрст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалёк, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой "Руслана и Людмилу". Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочёл ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: "Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?" Я у него пробыл целый день и обедал".
Антон Чехов, из дневников, 1888 год
Картину "Взрыв турецкого корабля" Айвазовский закончить не успел — в тот день, когда он начал работать над полотном, его жизнь оборвалась. Но к этому моменту он успел создать более шести тысяч картин и прославиться на весь мир. В России и за рубежом прошло около 125 его персональных выставок.
Путешествие на родину
Из своих поездок Иван Айвазовский неизменно привозил новые сюжеты и свежие картины, написанные с исключительной достоверностью. Семёнов-Тян-Шанский отмечал: "Нужно иметь высокий дар художника для записи таких наблюдений <...> на полотно живописца. И такие записи делаются не только достоянием искусства, но и достоянием науки". Но прежде чем отправиться в далёкие края, блестящий выпускник Академии художеств два года "обкатывал" навыки на родном Черноморском побережье, в Крыму.
Отучившийся в Академии четыре года за казённый счёт, Айвазовский получил в 1837 году Большую золотую медаль за картину "Штиль", после чего преподаватели решили отправить его на два года домой для практики. После этого художник имел право на шесть лет уехать стажироваться за границу.
В 1838 году шли военные действия на побережье Черкесии (ныне — береговая линия между Анапой и Гагрой), Айвазовский принял в них непосредственное участие при командире Черноморской береговой линии Николае Раевском. Вместе с ним художник ходил на пароходе "Колхида", потом перешёл на линейный корабль "Силистрия", капитаном которого был Павел Нахимов. В этот период художник написал ряд батальных картин, в частности "Десант отряда в долине Субаши", действия которого наблюдал своими глазами.
"Военныя дейстия открылись бомбардировкою черноморскаго побережья, после которой десантныя войска при высадке в долине Субаши (форт Лазарева) из 7000 человек высадились на берег, тогда черкесы дрогнули и бежали в лес. Иван Константинович <…> высадился на берег в рядах атакующих русских воинов и находился довольно долго на берегу, вооружённый только пистолетом и портфелем с бумагой и рисовальными принадлежностями. Картина, по описанию художника, при заходящем солнце и снующих по морю катерах была бы очень эффектной, если бы не свист пуль, пролетавших над головой, и груда кровавых тел у самаго берега".
Николай Кузьмин, "Воспоминания об Айвазовском"
23 сентября 1839 года по возвращении в Петербург Айвазовский получил в Академии аттестат и отправился в Европу.
Путешествие на Запад
"Первым городом Италии, который я посетил, — писал художник Кузьмину позже, — была, конечно, Венеция. После скучных Берлина, Дрездена, Триеста она несказанно нравилась мне. Развенчанная царица морей, спящая непробудным сном на берегу чудеснаго своего залива, очаровала меня". В этом городе он познакомился с Николаем Гоголем, который произвёл на него впечатление не только остроумием и весёлым характером, но и необычной внешностью: "Я скоро сдружился с ним и весьма был поражён оригинальностью нашего писателя и его странной оригинальною наружностью, прямо просившейся на полотно. Если бы я был портретистом, я бы в ту пору написал портрет с него". Вместе молодые люди поехали во Флоренцию.
После этого маршрут Айвазовского пролегал через всё Неаполитанское побережье — он посетил Сорренто, Амальфи, Вико, Флоренцию, Тоскану, Рим. "Разъезды по берегам Неаполитанскаго залива вполне ознакомили меня с колоритом итальянских небес, воды и тайнами тамошней воздушной перспективы", — вспоминал позже живописец.
В Европе его сопровождал оглушительный успех и внимание сильных мира сего. С ним пожелал познакомиться неаполитанский король Фердинанд II Карл и лично посетил студию, где приобрёл картину, на которой был изображён неаполитанский флот. Кроме того, покупателями художника стали французский и русский посланники — герцог де Монтебелло и граф Гурьев и даже сам папа Римский Григорий XVI, который пожаловал Айвазовскому золотую медаль в знак благоволения и взял для коллекции Ватикана полотно "Хаос".
"До представления этой картины папе Григорию XVI картина была с глубочайшим вниманием осмотрена многими прелатами и кардиналами, которые целой комиссией явились в его студию, но были очарованы, при всём своём предубеждении к русскому художнику, новым его творческим полотном. Мрачное смешение стихий над "безводной и пустой землёй" и над бездной озаряла на картине комета, которая при пристальном на неё взгляде являла в себе очертание божественнаго облика Саваова, передавая слова книги Бытия "Дух Божий носился над водой" (кн. Бытия, гл. I, ст. 2)".
Николай Кузьмин, "Воспоминания об Айвазовском"
В Италии Айвазовский выработал собственную методику работы — по памяти. Он даже провёл своего рода эксперимент: написал вид Сорренто с натуры, как ему советовали перед отъездом преподаватели. На работу ушло три недели. И создал два варианта вида Амальфи по памяти — восход и закат. Каждая потребовала всего три дня — как позже вспоминал живописец, он писал их "под наитием вдохновения". Все три работы художник представил на выставке в 1849 году и обнаружил, что первую картину зрители игнорируют, тогда как перед двумя другими собираются толпами и дают о них лестные отзывы.
За границей Айвазовский провёл четыре года вместо предполагавшихся шести, после чего вернулся в Россию. За это время он создал 80 картин и неисчислимое количество эскизов, участвовал в выставке в Лувре, получил множество медалей и стал членом Петербургской, Римской и Амстердамской академий художеств. Чуть позже к этому списку добавились Штутгартская и Флорентийская академии. В заграничном паспорте живописца было проставлено 135 виз. Воспоминания о поездке остались с ним на всю жизнь, и под старость он даже думал её повторить.
"Путешествия", по словам самого И.К. Айвазовскаго и по общим понятиям, могли только способствовать развитию в нём любви к искусству. Влиянию путешествий художник приписывал полное ознакомление с природой и не только не думал, что оне отвлекают его от любимых занятий, но ещё ровно за 2 недели до смерти, прощаясь с нами при отъезде на юг, говорил о том, что собирается совершить новую поездку в Италию для того, чтобы "поработать там так же деятельно, как в пору молодости".
Николай Кузьмин, "Воспоминания об Айвазовском"
Путешествие на Восток
В 1845 году художник принял участие в географической экспедиции, которой руководил Фёдор Литке — он возил по Черноморскому побережью своего воспитанника, великого князя Константина Николаевича. Именно тогда Айвазовский впервые попал в Константинополь. "Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция", — писал он позже.
В 1856 году художник вернулся в Турцию и удостоился личного знакомства с султаном Абдул-Меджидом I, который наградил его орденом "Нишан Али" IV степени. Ещё большее впечатление работы Айвазовского произвели на следующего султана, Абдул-Азиза, глубоко увлекавшегося живописью. Он скупил все работы, которые художник привёз с собой, и заказал ему ещё десяток, с видами Стамбула и Босфора, когда картины были сделаны — заказал следующие. С этим султаном художник встретился лично во время визита в Стамбул в 1874 году.
"Известно, что Коран возбраняет правоверным изображать на картинах живыя существа, и потому аравийские и турецкие живописцы ограничиваются лишь пёстрыми узорами и рисовкою цветов. Но Абдул-Азис, одарённый несомненным талантом, занимался живописью с изображением фигур, нисколько не стесняясь воспрещениями Корана. <...> Я прислал четыре картины, которые все были куплены султаном. После того через Серкиз-бея он сам сообщал мне сюжеты для заказываемых картин. Воображение его, должно заметить, было самое поэтическое. Так, по его рисункам, сделанным красными чернилами, я написал "Бурю у скал острова Хиоса" и "Снеговыя горы". Вообще же для Абдул-Азиса я написал тогда до пятнадцати картин.
Спустя некоторое время, я получил из Константинополя формальное приглашение представиться султану. Готовясь к отъезду, я написал несколько картин и между прочими "Утихающую бурю с яркою радугою над волнами". <...> Очень лестно отзывался он (султан — О. Л.) о моих картинах; сказал, что во время путешествия своего по Европе приобрёл некоторыя из них, что в молодости он занимался копированием моих картин, подаренных ему его братом, Абдул-Меджидом".
Иван Айвазовский, из воспоминаний
Турецкая знать ценила художника не меньше, чем правитель, и тоже заваливала его заказами. В стране неоднократно проходили выставки Айвазовского, а подписание Сан-Стефанского мирного договора по окончании Русско-турецкой войны 1877–1878 годов проходило в зале, на стенах которого висели его работы. Ордена к этому моменту художник выбросил в море, чтобы они "поплыли, возвращаясь назад к султану и пашам", — так его возмутила жестокость турок во время резни армян. Но всё же он ещё раз вернулся в Стамбул, уже на склоне лет, когда ему было 73 года. В путешествии его сопровождала вторая жена, Анна Саркизова.
Путешествие во времени
Для того чтобы написать картины, посвящённые Колумбу, художник отправился на родину первооткрывателя и провёл некоторое время в Генуе. Кузьмин писал, что там он полностью посвятил себя "специальному и продолжительному изучению всех мельчайших подробностей эпохи открытия Новаго Света, касающихся природы, судов, костюмов, вооружения, а также портретов Колумба и его главных сподвижников". В Крым художник вернулся с целой коллекцией этюдов, рисунков и набросков, на основе которых написал три картины. На Петербургской выставке 1880 года эти полотна имели большой успех — мероприятие посетило около 24 тысяч человек, после чего картины выставлялись в Лондоне, Вене и Берлине.
"Я вдохновлялся не раз живописными местностями чужих краёв при эффектном освещении или в какой-нибудь момент бури и т.п., и сохранял воспоминание о них. <...> Я, как пчела, сосал мёд из цветника, чтобы принести благодарную дань царю и матушке России".
Иван Айвазовский, из воспоминаний
В ноябре 1869 года Айвазовский отправился в Египет. Он ехал в составе российской делегации на открытие Суэцкого канала. Отметить событие прибыли представители разных стран, и многие из высокопоставленных лиц, заочно знакомые с художником по приобретённым картинам, пожелали встретиться с ним лично.
Айвазовский стал первым художником, изобразившим Суэцкий канал. Кроме того, он писал пейзажи — пирамиды, финиковые пальмы, пески под пронзительно-ярким небом. Были у него и другие идеи — так, он рассказывал Кузьмину, что хочет написать "Невесту Нила", "женщину в лёгком воздушном одеянии, с распущенными волосами, с приколотыми к нему и переброшенными через плечо гирляндами белых цветов: мирт, роз и лотосов, с роскошными белыми лилиями в руках, которыя она на середине реки, во время разлива Нила, при луне, когда вода начинает подниматься, — стоя на борте роскошной вызолоченной лодки, далеко бросает в воду за серебряные столбы лодки и следом за цветами бросается сама, как настоящая "невеста Нила", добровольно жертвуя жизнью за свой народ".
В возрасте 75 лет художник добрался до Америки. Он побывал в Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско и Бостоне. Хотел доехать и до Чикаго, посетить Всемирную выставку, но не сложилось. Зато главную задачу — "изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне <…> написать коллекцию новых американских картин", он выполнил. На выставку в Чикаго уехало 20 полотен, и в Америке Айвазовский пользовался не меньшим успехом, чем в Европе, Турции и на родине.
Слава его с течением времени никуда не делась. И сейчас полотна Айвазовского — одни из самых популярных на аукционах вроде "Сотбис" и "Кристис". Так что можно сказать, что ко всем своим путешествиям он добавил ещё одно — путешествие во времени.
Ольга Ладыгина